Файл: Кадровое обеспечение органов местного самоуправления: состояние и пути оптимизации (Основные понятия кадрового обеспечения в органах местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Современное развитие местного самоуправления возникает необходимость решать органам местного самоуправления принципиально новые задачи. Все эти вопросы невозможно решать эффективно дальнейшей рационализации управленческих процессов, совершенствовании управления государственной службой, повышении роли государственного менеджмента. Это все повлекло за собой расширение и усложнение поля деятельности муниципальных служащих. В таких условиях всё большее значение приобретают вопросы кадрового обеспечения местного самоуправления.

Сегодня остро необходимыми стали деловая активность, инициатива муниципальных служащих, повышение ответственности за результаты своей работы, укрепление исполнительской дисциплины, высокий профессионализм, предполагающий соответствующее образование, знание особенностей управляемой сферы. Для того, чтобы привлекать таких сотрудников на муниципальную службу, необходимо обладать сформированным специфическим и действенным с учетом современных условий мотивационным и стимулирующим механизмов, который в любых условиях выступал бы как гарантия высокопрофессиональной и результативной работы. Недостаточная разработанность проблем формирования и развития кадрового обеспечения муниципальной службы, результат их профессиональной деятельности послужили основанием для проведения данного исследования.

Целью работы является анализ состояния и путей оптимизации кадрового обеспечения в органах местного самоуправления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

- определить основные понятия кадрового обеспечения в органах местного самоуправления;

- проанализировать правовые основы кадрового обеспечения в органах местного самоуправления;

- исследовать современное состояние кадрового обеспечения в органах местного самоуправления на примере Администрации Увинского района Удмуртской Республики;

- выявить проблемы кадровой политики в органах местного самоуправления

- разработать мероприятия по совершенствовании кадровой политики в органах местного самоуправления.

Объект работы: кадровое обеспечение в органах местного самоуправления Предмет: направления развития кадрового обеспечения в органах местного самоуправления.

Теоретической базой исследования послужили исследования С.Ю. Кабашова «Морально-этические и правовые основы государственного и муниципального управления»[16], интерес представляет статья И.В. Анциферовой «Специфика профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих как объективная основа их менталитета»[9], Е. В. Фролова, О. В. Рогач «Кадровое обеспечение местных органов власти в современных российских условиях»[26], где отражены результаты авторского исследования вопросов кадрового обеспечения муниципальной службы в РФ. Проведен анализ дисфункций кадрового обеспечения местных органов власти, изучение факторов, ограничивающих эффективность его формирования, определение мероприятий по нивелированию ключевых проблем формирования профессиональных и личностных компетенций муниципальных служащих, статья Амирханова А. Ф. Состояние кадрового обеспечения муниципальной службы: проблемы и пути развития, в которой рассматриваются основные трудности при организации и формировании кадровой работы в системе муниципальной службы[8].


Кроме того, в работе над темой были использованы научные труды И.А. Алексеева, И.М. Каткова, Е.Ю. Киреева, В.В. Черепанова и др. Также важную роль сыграли материалы научно-исследовательской литературы и периодической печати.

Информационной базой послужили законодательные и нормативные акты, законы РФ и муниципальных образований, справочная литература, материалы, опубликованные по проблеме дипломной работы в статьях, периодической печати, ресурсы сети интернет.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Теоретические и правовые основы кадрового обеспечения в органах местного самоуправления

Основные понятия кадрового обеспечения в органах местного самоуправления

Для осуществления полномочий органов местного самоуправления необходим особый аппарат квалифицированных служащих. Выделение самостоятельной формы осуществления публичной власти - местного самоуправления способствовало появлению нового вида службы – муниципальной.

Согласно этому муниципальный служащий - это государственный служащий, работающий в органе местного самоуправления.

Среди ученых в данной области существуют различные точки зрения по поводу использования понятий «муниципальная служба».

По мнению Е.С. Шугриной, муниципальная служба в объективном смысле понимается как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с зачислением на должность, поощрением, прохождением службы, отставкой и т.д[30].

Муниципальная служба – это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций муниципалитета посредством исполнения муниципальных должностей, учрежденных в муниципальных органах – утверждает Г.В. Атаманчук[10].

С.Ю. Фабричный считает, что муниципальная служба – особый вид публичной служебной деятельности, осуществляемый гражданами Российской Федерации за счет средства местного бюджета на профессиональной, невыборной основе в органах местного самоуправления, нанимаемые муниципальными образованиями, и обеспечивающей решение вопросов местного значения и реализацию отдельных государственных полномочий в интересах мунициплаьных образований[24].


В.И. Фадеев, называет муниципальную службу деятельностью которая имеет специфические признаки: учреждается и функционирует в сфере публичной власти и носит публично-правовой характер; имеет специфические задачи, связанные с обеспечением полномочий местного самоуправления[25].

Важной составляющей любой управленческой структуры, в том числе и структуры местного самоуправления, является должность. Служебная деятельность в этом случае осуществляется на основе замещения должности.

Законодательство выделяет два вида муниципальных должностей:

1. Выборные должностные лица, которые избираются: непосредственно населением (депутаты, выборные органы выборные должностные лица); а также представительным или иным выборным органом местного самоуправления из своего состава.

2. Должности, замещаемые путем заключения трудового договора – это и есть муниципальная должность муниципальной службы (муниципальные служащие).

Существуют должности с полномочиями на решение вопросов местного значения, а также должности с обязанностями по исполнению, обеспечению полномочий органов местного самоуправления[31].

Можно выделить следующие основные черты, присущие муниципальной службе независимо от субъекта РФ:

1. Муниципальная служба ‑ профессиональная деятельность, право на которую у гражданина возникает в соответствии с квалификацией, указанной в документе о начальном, среднем или высшем профессиональном образовании. Гражданину, претендующему на должность муниципального служащего, необходимо иметь уровень профессионального образования, соответствующий квалификационным требованиям к определенной муниципальной должности. Для этого ему необходимо иметь документы, подтверждающие его квалификацию. Это могут быть дипломы об образовании, дипломы о профессиональной переподготовке, удостоверения или свидетельства о повышении квалификации.

2. Муниципальная служба ‑ деятельность на постоянной основе. Это означает, что в отношениях между органом местного самоуправления и служащим лежит трудовой договор. Вводя формулировку «постоянная основа», законодатели стремились подчеркнуть, что это не деятельность по выполнению какой-то одной обязанности, исполнение которой прекращает отношения между органом местного самоуправления и гражданином. Вместе с тем «постоянная основа» не должна пониматься только как работа «на всю жизнь», бессрочно. Профессиональная деятельность на постоянной основе предполагает оплату. Соответственно, муниципальная служба ‑ это оплачиваемая деятельность. Денежное содержание муниципальным служащим выплачивается за счет средств местного бюджета.


3. Сущность муниципальной службы заключается в обеспечении реализации полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

4. В основе муниципальной службы лежит принцип замещения муниципальной должности, не являющейся выборной.

5. Муниципальная служба ‑ это деятельность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставами муниципальных образований, финансируемых из средств местного бюджета и наделенных полномочиями по решению вопросов местного значения[19].

Таким образом, муниципальная служба это достаточно новый вид реализации государственной службы, которая имеет свои специфические признаки реализации. Так как это относительно новая для нашей страны деятельность, большое внимание со стороны управления муниципальной службой направляется на реализацию эффективной кадровой политики в органах местного самоуправления.

Реализация кадровой политики в органах местного самоуправления реализуется через государственную кадровую политику (ГКП). Существует ряд определений государственной кадровой политики, тем не менее данное понятие следует рассматривать в широком и узком смысле.

В широком смысле государственная кадровая политика представляет собой систему официально признанных целей, задач, приоритетов и принципов деятельности государства по регулированию всех кадровых процессов и отношений в стране.[15]

В узком смысле под государственной кадровой политикой подразумевается выражение стратегии государства по формированию, профессиональному развития и востребованию кадрового потенциала страны.[12]

Также под государственная кадровая политика представляет собой науку и искусство регулирования кадровых процессов и отношений в обществе.[10]

Цель ГКП — формирование такого кадрового потенциала и кадрового состава страны, который бы в профессиональном, деловом и нравственном отношениях обеспечил динамичное и стабильное политическое и социально-экономическое развитие России.

Все вышеперечисленные цели переносятся на организацию кадровой политики в органах местного самоуправления.

Выполнение планов по совершенствованию местного самоуправления непосредственно зависит от его кадрового потенциала, так как для решения проблем местного значения необходима и специфичная организация деятельности муниципальных служащих.

Специфика труда муниципальных служащих состоит в том, что они:

— выполняют работу, которая выражается в обосновании целей и направлений общественного развития;


— занимают должности в органах государственной (муниципальной) власти и представляют указанные органы во взаимодействии с иными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами;

— обладают особым предметом труда — информацией, которая в то же время выступает средством государственного надзора и предоставления административных услуг[7].

Решение большей части задач муниципальной службы сопряжено с главной частью ее системы – кадровым потенциалом, уровнем профессионализма, личных качеств специалистов и упорства в достижении целей. Подбор кадров – основная задача организационной работы кадровой службы МО, которая включает контроль за исполнением закрепленных правил отбора, приема, назначения на должность муниципальных кадров, процедур проведения конкурсов на замещение вакантных должностей, обучения кадров, аттестаций а также выработка правил и процесса замещения должностей с учетом прогнозирования карьеры на основании объективной оценки способностей и достоинств сотрудников, уровня их профессионализма, знаний, умений и навыков[22].

Важно понимать, что до 2003 года в России не существовало организованной системы кадрового обеспечения, подготовки и повышения квалификации кадров, которые выполняли функции местного самоуправления. В 2003 году Государственная Дума приняла Федеральный закон №131 принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепивший значимость формирования системы местного самоуправления[2]. После того, как вышеупомянутый закон вступил в силу в 2006 году, проблема кадрового обеспечения органов местного самоуправления нашла широкое обсуждения в обществе. На основе государственных ВУЗов были созданы программы подготовки и переподготовки кадров на уровне муниципалитетов. Несмотря на это, вопрос несоответствия кадров современным стандартам рыночной экономики остается открытым.

В общем смысле под кадровым обеспечением понимают организационно-управленческую деятельность по комплектованию всех органов власти профессионально-квалифицированными работниками, способными в соответствии с современными требованиями эффективно осуществлять в рамках закона и должностных полномочий задачи и функции органов.[11]

Развитие муниципальной службы в современном российском обществе обеспечивается муниципальными программами развития муниципальной службы в субъектах Российской Федерации. Среди приоритетных направлений развития муниципальной службы регионы выделяют следующие: осуществление постоянного мониторинга кадрового состава муниципальных служащих, изучение потребностей органов местного самоуправления в кадрах, формирование системы профессионального развития муниципальных служащих, омоложение муниципальных кадров.