Файл: Понятие социального обслуживания (на примере города Минусинска).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 337

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Конституцией РФ – наша страна государство социальное, обязанность которого состоит в защите и поддержке социальных прав граждан и реализации этих прав.

Социальное обеспечение граждан определяется на федеральном и региональном уровнях различными нормативно – правовыми актами позволяющими в полном объеме получить гарантии социального обеспечения, в том числе и в сфере социальных услуг.

Актуальность избранной темы исследования обусловлена тем, что одним из важных направлений деятельности государства, его органов власти и должностных лиц является забота о населении, его социальном обеспечении, что, в свою очередь, предполагает совершенствование качества и доступности услуг, оказываемых населению, в том числе и в социальной сфере.

Органами государственной власти регулярно принимаются и разрабатываются эффективнее меры по обеспечению благосостояния населения, достойного уровня жизни граждан, улучшению медицинского обслуживания и оказанию социальной помощи, преобразованию механизма социальной адаптации различных категорий субъектов.

Достаточно популярными в обществе являются долгосрочные проекты по государственной поддержке материнства и детства, инвалидов, пожилых граждан и оказания им различных социальных услуг.

Объектом в курсовой работе являются общественные отношения, возникающие при оказании услуг по социальному обслуживанию населения.

Предметом служит механизм реализации нормативно – правовых актов при оказании услуг по социальному обслуживанию в РФ.

Целью работы - анализ оказания социальных услуг путем социального обслуживания, их виды и место в системе реализации социальных прав граждан РФ.

Для достижения цели предусмотрено решение следующих задач:

  • раскрыть понятие и принципы социального обслуживания населения;
  • рассмотреть формы, виды и систему предоставления социальных услуг путем социального обслуживания;
  • проанализировать нормативно-правовую базу по рассматриваемому вопросу;
  • установить структуру органов, занимающихся социальным обслуживанием;
  • определить объем оказания услуг по социальному обслуживанию на примере муниципального образования;
  • рассмотреть проблемы социального обслуживания и пути их решения.

Вопросы исследования социальных услуг рассматривались в научных трудах таких ученых – правоведов как: А.А. Демко, Н.С. Кипинган, З.П. Замараева, В.А. Приходько, Г.В. Субботин, Е.Н. Тимошина и ряд других. Существует целый ряд законодательных и нормативно-правовых источников по рассматриваемым вопросам. Между тем и до настоящего времени по данной проблеме имеются отдельные спорные вопросы, которые заслуживают дальнейшего законодательного регулирования, в том числе о понятии, видах социальных услуг, принципах социального обслуживания.


При написании работы использовались следующие научные методы познания действительности: диалектический; сравнительно – правовой; логический, системно - правовой, обобщение, анализ, синтез и некоторые другие.

Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

1.1. Понятие и принципы предоставления услуг по социальному обслуживанию

В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальным обслуживанием признаются действия по оказанию различных видов помощи гражданину, в целях улучшения условий его жизнедеятельности, а также расширения возможностей для самостоятельного обеспечения основных жизненных потребностей, т.е. деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.[1] Тем самым, при оказании услуг по социальному обслуживанию предусматриваются различные виды действий, как предусмотренные законом, так и не противоречащие закону, по оказанию постоянной, периодической, либо разовой помощи гражданам.

Особенностью социального обслуживания является то обстоятельство, что оно предоставляется исключительно на основании заявления:

  • самого заинтересованного лица;
  • его законного представителя;
  • иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, действующих в интересах получателя услуг.

Социальным обслуживанием занимается участковая социальная служба, которая построена по территориальному признаку и приближена к местам проживания граждан, что позволяет им пользоваться предоставленными услугами в привычных условиях.

В ст. 4 Федерального вышеназванного закона перечислены основные принципы социального обслуживания:

  1. Добровольность получения услуг и приближенность их к месту жительства получателя услуг. Принцип добровольности социального обслуживания означает, что указанное обслуживание осуществляется на основе добровольного обращения гражданина и его согласия на осуществлении в отношении него социального обслуживания, и прекращается при отказе от обслуживания, за исключением случаев, прямо установленных законодательством.
  2. Принцип всеобщности, т.е. соблюдение равенства и свободного доступа всех участников, независимо от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждения и принадлежности к общественным организациям. Принцип всеобщности социального обслуживания означает, что он распространяет свое действие на все категории заинтересованных в этом граждан, независимо от влияния каких-либо субъективных факторов. Всеобщность социального обслуживания, как справедливо отмечает Тимошина, отвечает целям достижения социального согласия, развития необходимой поддержки и помощи населению и способствует снижению социального неравенства в обществе[2]. Но принцип всеобщности нельзя понимать, как безусловное право на выплаты, медицинские или социальные услуги. Законодательство определяет условия их предоставления.
  3. Адресность - важнейший принцип социальной защиты. Принцип адресного предоставления услуг означает, что сами услуги предназначены конкретному лицу, в связи с его волей и потребностями. Органы социальной поддержки населения оперируют базами данных таких лиц, с разделением их по категориям: инвалиды, многодетные и неполные семьи, дети-сироты и так далее. Осуществление комплекса мер по поддержке достойных условии существования конкретно нуждающихся людей, попавших в трудную жизненную ситуацию с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения в соответствии с установленными критериями. Следует отметить, что в современных условиях предоставление средств существования пока не всегда является адресным и справедливым: пособия нередко выплачиваются не тем, кому они должны выделяться в первую очередь, назначаемые пенсии не в полной мере учитывают трудовой стаж граждан, узок перечень социальных услуг и т.д.
  4. Конфиденциальность услуг предполагает отсутствие гласности в данном процессе, сохранение в тайне самого факта обращения по поводу предоставления услуг, поскольку указанные обстоятельства относятся к охраняемым сведениям их частной жизни. В соответствии с ч.1 ст. 24 Конституции РФ, использование и распространение информации о частной жизни лица, без его согласия, не допускается. Для работников органов социального обслуживания данная информация составляет служебную тайну.

Приведенный перечень принципов, является ограниченным, тогда как в науке рассматриваются и другие руководящие начала предоставления услуг: доступность, гуманность, приоритетность, профилактическая направленность[3].

Так, доступность связана с тем, что услуги предоставляются бесплатно, либо с частичной оплатой их стоимости, что позволяет воспользоваться данными правами широкому кругу граждан. Немаловажным условием здесь является и гарантия качества услуг, которые должны соответствовать государственным стандартам. Принцип доступности также означает, что каждый гражданин имеет право на получение социальной помощи, на доступ к информации об учреждении, то есть обеспечение возможности бесплатного и частично платного получения социальных услуг, включенных в федеральные и территориальные перечни гарантированных социальных услуг, определяемые с учетом субъектов, которым они предназначены.

Принцип гуманности означает, что лица, пребывающие в стационарных социальных учреждениях, вправе рассчитывать на достойные условия их содержания и человеческое отношение. В частности, запрещается использование лекарственных препаратов, средств физического воздействия, а также методов изоляции в качестве наказаний для потребителя социальных услуг. Данный принцип требует от социального работника уважения к человеку, признания достоинства его личности, доброжелательного к нему отношения.

Приоритетность услуг трактуется в том смысле, что в данной деятельности первоочередной задачей является забота о детях, поскольку они являются социально уязвимыми, ввиду своего возраста. В силу особенностей развития дети являются наиболее уязвимой категорией среди получателей социальных услуг. Лишенные поддержки со стороны самых близких людей – родителей, они вправе рассчитывать на помощь государства. Социальные услуги предоставляются несовершеннолетним бесплатно в учреждении социального обслуживания того типа, который в наибольшей степени соответствует сложившейся ситуации и в рамках которого с наибольшей эффективностью может быть найден выход из трудной жизненной ситуации.

Принцип профилактической направленности заключается в том, что предоставление социальных услуг способствует предотвращению негативных последствий для данного лица, примером которых могут быть: дальнейшее развитие заболевания; утрата жизненных благ ввиду престарелого возраста, одиночества, отсутствия надзора. Профилактические мероприятия дают возможность предотвратить трудную жизненную ситуацию или избежать ее повторения. Это позволяет повысить эффективность социального обслуживания, минимизировать материальные, временные, человеческие ресурсы, затрачиваемые на решение возникающих проблем.


Консультирование лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, по вопросам трудоустройства позволяет уменьшить численность такой группы риска, как «лица без определенного места жительства». В отдельных случаях законодательно закрепляется обязанность учреждений социального обслуживания принимать меры профилактической направленности. Например, в соответствии с задачами, возложенными на учреждение социального обслуживания «социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», последний не только обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, но и принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

Оказание социально-консультационных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам предполагает профилактику различного рода социально-психологических отклонений; консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов. Таким образом, социальными услугами являются действия в сфере социального обслуживания, направленные на оказание помощи гражданину, в целях улучшения условий его жизнедеятельности и расширения возможностей для самостоятельного обеспечения основных жизненных потребностей.

Гарантированность социального обслуживания обеспечивается авторитетом самого государства, возможностью применения, в случае правонарушения, мер государственной и судебной защиты. Некоторые авторы предлагают введение дополнительных мер в качестве гарантий социального обслуживания. А.С. Югфельд в своей работе еще в 2009 году рассматривал проблемы правового мониторинга, в том числе и в области оказания социальных услуг, что, по его мнению, способствует повышению их качества и доступности[4]. Содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; потеря кормильца семьей; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность и роды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, средствах передвижения; протезирование; вынужденное переселение; смерть близких и т.д. Данные обстоятельства исполняют роль юридических фактов, влекущих определенные правовые последствия, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения.[5]


Многообразие видов социального обслуживания предполагает, одновременно, наличие их системы, а также взаимосвязи и взаимодействия данных видов между собой. Многообразие необходимо с целью максимально полного регулирования данных правоотношений и эффективной реализации прав, свобод и законных интересов граждан.

Л.Н. Шипулина обоснованно указывает, что социальное обслуживание является составной частью права граждан на социальное обеспечение, которым ежегодно охватывается порядка 19 миллионов человек из числа граждан преклонного возраста, инвалидов, семей с детьми, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Реализация данного принципа предполагает, что государство предоставляет помощь своим гражданам в ситуациях, когда они в этой помощи нуждаются. Первоначально перечень оснований, при наступлении которых у человека возникало право на социальное обеспечение, включал в себя лишь утрату трудоспособности, старость и вдовство, впоследствии Российское законодательство расширило данный список, так как изменились социально – экономические условия, а цивилизация стала развиваться. [6]

Одновременно, автор формулирует определение трудной жизненной ситуации, то есть, обстоятельства или совокупности обстоятельств, объективно дезорганизующих деятельность гражданина и (или) его семьи, которые данное лицо не способно преодолеть самостоятельно.

Индивидуализация условий и норм социального обслуживания обеспечивает индивидуальный подход к участникам отношений и точное применение закона с учетом конкретных обстоятельств и личности субъекта.

В социальном обслуживании имеет место широкое участие общественных объединений в различных стадиях данного процесса; одновременно, данные объединения осуществляют общественный контроль за законностью социального обслуживания.

Таким образом, основными принципами регулирования правовых отношений в области социального обслуживания населения являются: всеобщность социального обслуживания; его гарантированность; многообразие видов социального обслуживания; индивидуализация условий и норм социального обслуживания; участие общественных объединений по вопросам социального обслуживания населения.

1.2. Формы и виды социального обслуживания