Файл: Понятие социального обслуживания (на примере города Минусинска).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 338

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нерешенной оказалась проблема исключенных из сферы социального обслуживания населения муниципальных образований. По мнению ученых, эту проблему надо решать, наделяя муниципальные органы «собственной» компетенцией в этой сфере. Они были и остаются ключевыми участниками системы социального обслуживания. В то же время очевидно, что эффективная система социального обслуживания отдельных категорий граждан не может функционировать без муниципальных образований, которые обеспечивают индивидуализацию мер социальной защиты. Наделение муниципальных органов «собственной» компетенцией в сфере социальной защиты населения потребует изменения финансового обеспечения всей системы социальной защиты. В современном законодательстве о социальном обслуживании отсутствуют четкие нормативные показатели содержания и объема, качества и безопасности социальных услуг, их гарантий и способов предоставлений, ответственность за их несоблюдение.

Необходимо пересмотреть господствующую в научных кругах точку зрения о невозможности легального применения гражданско-правового договора в сфере бесплатного социального обслуживания. Эта необходимость вызвана изменившимися общественными отношениями. Кроме того, внедрение гражданско-правовых конструкций в систему социального обслуживания позволит ввести:

  • дополнительные механизмы защиты прав получателей государственных услуг;
  • объективный анализ качества предоставления услуг по социальному обслуживанию по степени удовлетворенности от оказанной услуги получателем государственной услуги;
  • дополнительные экономические мотивации к увеличению негосударственного сектора в сфере социального обслуживания.

К числу проблем социального обслуживания относится также существующее в настоящее время региональное различие в объемах прав граждан на социальное обслуживание, уровнях их реализации, доступности, качестве и безопасности предоставления социальных услуг, которое не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества и ставит их уровень (основания, объем и качество) в зависимость от категории льготников (федеральные и региональные) и места жительства.

Следующим фактором, препятствующим успешному развитию института социального обслуживания, является несовершенство законодательства, его противоречивость и разрозненность, дублирование одних актов другими. Зачастую, отсутствуют четко сформулированные понятия того или иного вида социального обслуживания. Анализ законодательства в сфере социального обслуживания показал, с одной стороны, сформированность на современном этапе нормативной базы государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам, а с другой – характерное для социального обеспечения в целом непостоянство. Это создает трудности в изучении и правоприменительной практике. Учитывая, что все проблемы связаны в первую очередь с недостатком финансирования мероприятий по социальной поддержке населения, можно предположить неизбежность поиска государством путей решения финансовых проблем, что повлечет изменение текущего законодательства.


Как видим, что основные проблемы носят экономический характер. Он выражен в недостатке финансирования сферы социального обслуживания, что приводит к низкому качеству социальных услуг, их недоступности, кадровому дефициту социальных работников, плохому материально-техническому оснащению учреждений социального обслуживания. Следует отметить ограниченность средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, недостаточный объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, что связано с глубоко кризисным состоянием отечественной экономики и не позволяет в полной мере реализовать задачи социальной помощи.

В первую очередь это касается социального обслуживания пенсионеров:

  • с одной стороны, медленно развивается платное социальное обслуживание, а с другой - существует опасность абсолютизации платных услуг, по сравнению с объемом платных услуг доля бесплатных услуг сокращается;
  • острой остается проблема очередности на получение мест в таких учреждениях как: дома – интернаты, дома престарелых и инвалидов;
  • недостаточно развита сеть хосписов, в том числе хосписов на дому;
  • актуальной является проблема финансирования учреждений и служб социального обслуживания;
  • работа действующих учреждений социального обслуживания нуждается в значительном улучшении, в пополнении специалистами, в совершенствовании правовой и улучшении материально-технической базы;
  • требует должного внимания проблема переподготовки и повышения квалификации специалистов и обслуживающего персонала в учреждениях социального обслуживания.

Для улучшения социального положения пенсионеров, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, нужно планировать строительство и реконструкцию указанных учреждений. В качестве ключевых объектов выбирать дома-интернаты общего типа, подлежащие перепрофилированию в геронтологические центры, а также стационарные учреждения.

Еще одной очевидной проблемой, осложняющей взаимодействие государства и общества в работе с пожилыми людьми, является отсутствие информации. Для более успешной деятельности органов социальной защиты населения было бы целесообразно иметь банк данных об общественных организациях, работающих с людьми старшего возраста и действующих на территории их муниципалитетов. Системность и доступность этой информации на региональном и федеральном уровнях позволит улучшить межсекторное взаимодействие, обогатит государственные службы новыми идеями и подходами, а общественным организациям даст возможность распространить свой успешный опыт.


В российском обществе большое число лиц с признаками ограничения жизнедеятельности. Не секрет, что в последнее время в стране имеют место ухудшение состояния здоровья нации, старение общества, безработица, малообеспеченность. Очевидно, что в рассматриваемой сфере решения требуют проблемы по двум основным направлениям: в области социально-экономического развития и законодательного регулирования.

Для решения многих вопросов необходимы меры по реформированию социального обслуживания и социальных услуг. В частности, необходим переход к накопительной системе в области социального обслуживания - социальному страхованию, когда граждане за счет личных взносов в образуемый фонд смогут получать социальные услуги при попадании в трудную жизненную ситуацию.

Мерой, способной изменить финансовую ситуацию является возможное создание государственного внебюджетного фонда социального обслуживания, что позволит сконцентрировать имеющиеся поступления (налоговые и иные), и в дальнейшем расходовать их исключительно в сфере социального обслуживания.

Следующим шагом может стать развитие негосударственной системы социального обслуживания, в частности усиление роли общественных организаций (профсоюзов, религиозных организаций, общественных фондов, благотворительных организаций и др.).

Реформируя сферу социального обслуживания, также необходимо проводить политику регионального выравнивания с целью формирования равного уровня социального обслуживания на территории всей страны. Однако здесь важно не допускать уравнительного подхода и применять к различным регионам индивидуальные меры. Одной из мер по улучшению ситуации в сфере социального обслуживания является предоставление регионам возможности поиска дополнительных нестандартных решений, например, стимулирование благотворительной деятельности, разработка нетрадиционных видов социального обслуживания, таких как санаторий на дому или учреждение социального обслуживания на колесах.

В области защиты инвалидов - одной из самых уязвимых категорий, необходимы:

  • увеличение объема и качества, выпускаемых протезно-ортопедических изделий, средств реабилитации;
  • увеличение количества учреждений, специализирующихся на подобном производстве;
  • оборудование мест для обучения инвалидов в общеобразовательных учреждениях, расширение сети специализированных образовательных учреждений.

В рамках совершенствования законодательства необходимо принять кодифицированный акт на уровне закона, регулирующий основные вопросы в сфере социального обслуживания. Это позволит упорядочить и систематизировать существующее законодательство по социальному обслуживанию.


В дальнейшей работе с законодательной базой имеет значение расширение субъектного состава нуждающихся, уход от понятия социального обслуживания, как института, регулирующего отношения узкого круга субъектов, лишь престарелых, инвалидов и малообеспеченных.

В заключении следует отметить, что обеспечение условий и создание эффективной модели правового регулирования государственной социальной помощи нуждающимся гражданам является важнейшей проблемой современного этапа развития социальной политики Российского государства. Решение проблем социального обслуживания будет существенным прогрессом в социальном обеспечении и внесет бы позитивную динамику его функционирования и развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе рассмотрены вопросы социального обслуживания, их правовые основы и виды, главные принципы правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания населения; так же рассмотрены проблемы в сфере предоставления социальных услуг и предоставлены пути их решения на примере одного муниципального образования – г. Минусинска Красноярского края.

По результатам исследования можно сформулировать следующие выводы.

1. Социальное обслуживание это социальные услуги, направленные на оказание помощи гражданину, в целях улучшения условий его жизнедеятельности и расширения возможностей для самостоятельного обеспечения основных жизненных потребностей.

2. Принципами предоставления социальных услуг по социальному обслуживанию являются:

  • гарантированность и равный доступ к социальному обслуживанию;
  • адресность, приближенность услуг к месту жительства;
  • добровольность, конфиденциальность, пребывание гражданина в привычной среде обитания;
  • доступность, гуманность, приоритетность, профилактическая направленность;
  • многообразие видов социального обслуживания;
  • индивидуализация условий и норм социального обслуживания;
  • участие общественных объединений по вопросам социального обслуживания населения.

3. Формами социального обслуживания являются: обслуживание на дому, стационарная и полустационарная формы. Социальные услуги подразделяются на следующие виды: социально - бытовые, социально- медицинские, социально - психологические, социально - педагогические, социально - трудовые, социально - правовые, услуги для повышения коммуникативного потенциала, срочные социальные услуги.


4. Структура органов по предоставлению социальных услуг включает следующие составные части: уполномоченный федеральный орган исполнительной власти; орган государственной власти субъекта Федерации, осуществляющий данные полномочия; организации социального обслуживания федерального значения и аналогичные организации субъектов Российской Федерации; негосударственные организации социального обслуживания; индивидуальные предприниматели, осуществляющие данный вид деятельности.

5. Основными нормативными актами в сфере социального обслуживания являются; Всеобщая декларация прав и свобод; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Конституция Российской Федерации; Федеральные законы «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О ветеранах».

6. Субъектами Российской Федерации принимаются определенные меры по социальному обслуживанию и регулированию отдельных видов услуг в данной области, за счет разработки основ социальной защиты региона с учетом его экономических возможностей и социальных предпосылок.

Право на социальное обслуживание и социальные услуги может рассматриваться как конституционное право граждан исходя из того, что оно является составной частью социального обеспечения. Социальное обслуживание в Российской Федерации осуществляется как в порядке обязательного социального страхования, так и за счет прямых ассигнований из государственного и региональных бюджетов. Государством на законодательном уровне определены социальные стандарты оказания социальных услуг и виды социального обслуживания.

Для решения многих вопросов необходимы меры по реформированию социального обслуживания и социальных услуг. Мерой, способной изменить финансовую ситуацию является возможное создание государственного внебюджетного фонда социального обслуживания, что позволит сконцентрировать имеющиеся поступления (налоговые и иные), и в дальнейшем расходовать их исключительно в сфере социального обслуживания.

Следующим шагом может стать развитие негосударственной системы социального обслуживания, в частности усиление роли общественных организаций (профсоюзов, религиозных организаций, общественных фондов, благотворительных организаций и др.).

Необходимо проводить политику регионального выравнивания с целью формирования равного уровня социального обслуживания на территории всей страны.