Файл: Общие основания назначения пенсии по старости..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Например, в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года при соблюдении определенных условий страховая пенсия по старости может быть установлена раньше срока гражданам следующих профессий:

  • шахтерам;
  • трактористам-машинистам;
  • работникам локомотивных бригад;
  • водителям общественного транспорта;
  • пилотам;
  • работникам противопожарных служб;
  • педагогам;
  • медработникам;
  • представителям творческих профессий и т.д.

Кроме этого, статьей 32 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года досрочно пенсия может назначаться и некоторым социальным критериям лиц, т.е. назначение не связано с видом выполняемой работы: женщин, которые родили и воспитали до 8 лет пять и более детей; женщин, имеющих страховой стаж в тяжелых климатических условиях, если у них есть двое детей; инвалидов вследствие военной травмы и инвалидов первой группы по зрению; лилипутов и диспропорциональных карликов; северян.

Кроме того, возможность снижения пенсионного возраста при назначении страховой пенсии по старости предусмотрена нормами п. 2 и 3 ст. 32 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" и ст. 30 - 37 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"[23].

2.2 Страховой стаж

Реформа российского пенсионного законодательства 2013 года привела к изменению юридического значения страхового стажа, а также содержанию периодов, засчитываемых в страховой стаж. По общему правилу, юридическое значение в системе пенсионного обеспечения придается общему, или смешанному, страховому стажу, т.е. исчисляемому вне зависимости от характера трудовой и иной деятельности, за которую подлежали начислению и уплате страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию.

Впервые общий страховой стаж приобрел юридическое значение в системе пенсионного обеспечения граждан в 2001 году. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях) закрепил наличие страхового стажа общей продолжительностью не менее 5 лет в качестве одного из условий обеспечения трудовыми пенсиями по старости. Однако понятие "страховой стаж" было введено в российское законодательство еще в 1996 году[24].

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях) в качестве условия назначения страховой пенсии по старости предусматривает наличие не менее 15 лет страхового стажа. В целях адаптации граждан к новому правовому механизму законодателем предусмотрен поэтапный переход к новым требованиям (приложение № 3 к Закону о страховых пенсиях).


Нововведение об увеличении минимального стажа уплаты страховых взносов реализуется поэтапно, в соответствии с переходными положениями ч. 1 и 2 ст. 35 Закона о страховых пенсиях: продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 г. составляет шесть лет; продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная ч. 2 статьи 8 о страховых пенсиях, начиная с 1 января 2016 г. ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к данному Закону; при этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 ФЗ о страховых пенсиях.

Необходимо иметь в виду, что минимально необходимый страховой стаж установлен в ч. 2 статьи 8 Закона о страховых пенсиях во взаимосвязи с общеустановленным пенсионным возрастом - возрастом, указанным в ч. 1 данной статьи. Для случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости, т.е. для случаев снижения пенсионного возраста в положениях ст. 30 - 32 данного Закона, установлена необходимость наличия страхового стажа продолжительностью 15 лет и более.

Продолжительность общего страхового стажа также учитывается при определении права федеральных государственных гражданских служащих и граждан из числа работников летно-испытательного состава на назначение доли страховой пенсии по старости. Так, для назначения доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, указанные категории граждан должны иметь не менее 12 полных месяцев страхового стажа (работы и (или) иной деятельности) после назначения пенсии за выслугу лет.

Тем не менее продолжительность общего страхового стажа по-прежнему не учитывается при обеспечении страховыми пенсиями по инвалидности и по потере кормильца. Для их назначения достаточно наличия хотя бы одного дня страхового стажа.

Полагаем, что гарантированность выплаты страховых пенсий по инвалидности и случаю потери кормильца, по сути, независимо от предшествующей трудовой деятельности и размера внесенных страховых платежей придает им оттенок помощи нуждающимся[25]. Если в отношении трудовых пенсий по потере кормильца отказ от учета трудового стажа работы еще можно понять, то ситуация, когда лицо, ставшее инвалидом, например, в возрасте 59 лет, фактически при отсутствии какого-либо стажа работы получает право на трудовую пенсию, представляется нам явно несправедливой. Полагаем, что обеспечение инвалидов, практически не имеющих страхового стажа, должно производиться вне рамок системы обязательного пенсионного страхования.


Считаем целесообразным предусмотреть зависимость права на страховые пенсии по инвалидности от продолжительности страхового стажа, требования к которому должны быть дифференцированы в зависимости от возраста наступления инвалидности, а пенсионное обеспечение инвалидов, не имеющих права на страховую пенсию по инвалидности, путем назначения соответствующей социальной пенсии.

Помимо общего страхового стажа юридическое значение в системе пенсионного обеспечения имеет специальный страховой стаж, который может быть определен как периоды трудовой деятельности на рабочих местах с особыми условиями, в особых природно-климатических условиях или территориях с особым статусом с уплатой страховых взносов[26]. Действующее пенсионное законодательство позволяет включать в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовых пенсий, лишь периоды определенной трудовой деятельности, за которые уплачивались страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию. Таким образом, стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по Закону о страховых пенсиях, может быть квалифицирован как специальный страховой стаж.

Длительное время российское пенсионное законодательство не предусматривало уплаты за застрахованных граждан, работавших в особых условиях, дополнительных страховых взносов. Результатом этого являлось перераспределение дополнительной финансовой нагрузки, связанной с досрочным назначением таких пенсий, на пенсионную систему в целом. Как отмечает В.М. Долотов, такая ситуация позволяла работодателю, имевшему неудовлетворительные условия труда, но не несущему финансовой ответственности за досрочные пенсии, решать вопросы укомплектования рабочей силой производств с вредными и опасными условиями труда, не принимая радикальных мер по улучшению условий труда[27].

Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ с 1 января 2013 года были введены дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей, имеющих неблагоприятные условия труда. В этой связи начисление и уплата дополнительных страховых взносов стали условием зачета соответствующих периодов работы с 1 января 2013 года[28].

Тем не менее остается неурегулированным вопрос финансирования периода досрочной выплаты трудовых пенсий тем льготным категориям работников, в отношении которых дополнительные тарифы не установлены (категории, перечисленные в подп. 1, 19 - 21 п. 1 ст. 30, ст. 31 Закона о страховых пенсиях). К их числу, в частности, относятся лица, работающие в районах Крайнего Севера, граждане, осуществляющие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческую деятельность на сцене, в театрах или театрально-зрелищных учреждениях.


Закон о страховых пенсиях сохранил преемственность с ранее действовавшим законодательством. Так, сохранен общий подход к определению содержания страхового стажа как совокупности страховых и нестраховых периодов. К первым относятся периоды работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, т.е. лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию. Ко вторым - периоды, не являющиеся страховыми, но в силу социальной значимости засчитываемые в страховой стаж.

В литературе одним из недостатков Закона о трудовых пенсиях назывался отказ от зачета в страховой стаж ряда периодов, учитывавшихся при определении продолжительности общего трудового стажа. Так, за чертой страхового стажа остаются такие важные, социально значимые периоды, как подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре; нахождение на инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания; уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет, но не более 9 лет в общей сложности[29].

Тем не менее Законом о страховых пенсиях перечень периодов, засчитываемых в страховой стаж, пересмотрен не был. Законодателем была лишь увеличена общая продолжительность периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, засчитываемого в страховой стаж, с трех до шести лет в общей сложности (подп. 3 п. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях).

Как и Закон о трудовых пенсиях, Закон о страховых пенсиях (подп. 2 п. 1 ст. 12) предписывает включать в страховой стаж лишь "период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности". Однако период получения пособия по временной нетрудоспособности и период временной нетрудоспособности во времени не совпадают. Работник получает пособие после окончания периода временной нетрудоспособности, т.е. когда он "закрывает" больничный лист и выходит на работу. Под периодом получения пособия законодатель, несомненно, имеет в виду период освобождения от работы в связи с нетрудоспособностью, если за этот период полагалось получение соответствующего пособия.

Кроме того, при буквальном толковании рассматриваемого подпункта получается, что в страховой стаж может быть засчитан лишь период получения пособия по временной нетрудоспособности. Таким образом, получается, что период получения пособий по беременности и родам не включается. Предлагаем изложить подп. 2 п. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях в следующей редакции: "...период освобождения от работы, за который начислялось пособие по временной нетрудоспособности и (или) пособие по беременности и родам".


Изложенное позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования пенсионного законодательства в части страхового стажа.

2.3 Индивидуальный пенсионный коэффициент

Пенсия по старости назначается при наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее также по тексту – ИПК) в размере не менее 30. Данное условие является нововведением Закона о страховых пенсиях. Понятие ИПК определено в п. 3 ст. 3 данного Закона как параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в ПФР страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Нововведение о необходимости наличия величины ИПК в установленном размере (как и указанное выше нововведение об увеличении минимального стажа уплаты страховых взносов) реализуется поэтапно, в соответствии с переходными положениями ч. 3 ст. 35 Закона о страховых пенсиях: с 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины ИПК не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины ИПК 30; при этом необходимая величина ИПК при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 Закона о страховых пенсиях, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного данной статьей, - на день установления этой страховой пенсии.

Т.е., в 2017 году для того, чтобы гражданину была установлена страховая выплата по старости, необходимо, чтобы были соблюдены все три условия:

  • достичь пенсионного возраста, который в России он составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин;
  • иметь минимум 8 лет трудового стажа;
  • иметь на своем индивидуальном лицевом счете в ПФР 11,4 пенсионных балла (коэффициентов).

Повышение требований к проработанному количеству лет будет увеличиваться каждый год на один год до 2024 года и по достижению его (и в последующие годы) для назначения выплаты необходимо будет иметь 15 лет стажа. Таким же образом ежегодно на 2,4 балла повышаются требования к минимальному количеству пенсионных коэффициентов и уже в 2025 году для выхода на пенсию нужно будет иметь 30 баллов на лицевом счете[30].