Файл: Общие основания назначения пенсии по старости..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы работы обусловлена безусловной значимостью страховой пенсии по старости в системе социального обеспечения населения пенсионного возраста в России. Во-первых, значением страховой пенсии по старости как ключевого элемента системы социальной защиты населения. Во-вторых, тем, что финансовые средства пенсионного страхования выступают потенциальным ресурсом инвестиций и являются одним из источников формирования «длинных» денег в экономике. В-третьих, сфера пенсионного страхования по старости включается в национальную финансовую систему, результативность которой определяет эффективность социально-экономической политики всей страны. Поэтому теоретические исследования условий назначения страховой пенсии по старости, концептуальных основ, структурных элементов, обоснований и уточнений прямо сказываются на развитии теории и практики социального страхования.

В настоящее время в пенсионном страховании существует множество проблем, источником которых является недостаточная научная проработанность различных теоретических и практических аспектов. Низкий уровень страховых пенсий по старости, постоянно снижающееся отношение средней пенсии к средней заработной плате, ограниченность ресурсов для финансирования социальных гарантий пенсионного характера требуют дополнительных научно-правовых исследований. Остается актуальным поиск необходимых изменений в пенсионном законодательстве и разработка направлений его совершенствования, адекватных современным экономическим, социальным и демографическим условиям.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере назначения страховых пенсий по старости. Предметом – условия назначения страховых пенсий по старости.

Цель работы заключается в комплексном изучении отдельных условий назначения страховой пенсии по старости.

Вышеуказанная цель работы предопределила выделение и решение следующих задач:

  • изучить основные этапы реформирования законодательства о страховой пенсии по старости в Российской Федерации;
  • дать понятие и выделить основные признаки страховой пенсии по старости;
  • проанализировать основные условия назначения страховой пенсии по старости: достижение пенсионного возраста; страховой стаж; индивидуальный пенсионный коэффициент.

Методологической основой исследования послужили: диалектический метод познания, общенаучные методы сравнения, анализа и синтеза информации, обобщения. В процессе исследования наряду с общенаучными методами познания использовались также и специальные методы: историко-правовой, формально-юридический, метод сравнительного правоведения и системного анализа юридических явлений, которые позволили рассмотреть явления в их взаимосвязи.


Теоретическую основу исследования составляют работы ученых-юристов — специалистов в сфере пенсионного обеспечения, таких как: Ю.В. Белянинова, А.Н. Борисов, Р.Р. Долотина, С.А. Слесарев, О.В. Шашкова и др.

Правовой основой исследования явились Конституция РФ, БК РФ, ГК РФ, ТК РФ, иные федеральные законы, в частности, Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях"[1]; Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ "О накопительной пенсии"[2]; иные законодательные акты и подзаконные нормативные документы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. Страховая пенсия по старости как основной вид пенсии в Российской Федерации

1.1 Основные этапы реформирования законодательства о страховой пенсии по старости в Российской Федерации

Понятие «пенсионное обеспечение», в том смысле, как мы его привыкли понимать, то есть общедоступное, появилось относительно недавно — в послереволюционный период.

В частности, в 1927–1930 годах были введены пенсии по старости для работников промышленности (текстильная, тяжелая и транспортная промышленность) и государственных служащих. При этом в начале пенсии по старости и пенсии по инвалидности никак не различались и только в 1929 году были введены различия в суммах двух видов пенсионных выплат. Были введены и законодательно закреплены возраста (для мужчин — 60 лет, для женщин, — 55 лет. У граждан СССР появилось право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности[3].

В 1956 году принимается Закон СССР «О государственных пенсиях», где впервые устанавливается официальный орган, занимающийся вопросами пенсионного обеспечения — Комиссия по назначению пенсий. В Законе было установлено, что «право на пенсию по старости имеют рабочие и служащие: мужчины — по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет»[4]. При этом закон предусматривал и исключения, так, например, женщины, родившие пять или более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсию по старости по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 15 лет, если они не имеют нрава на пенсию по старости в более раннем возрасте. Так же, в отличии от предыдущих законов, Закон «О государственных пенсиях» предусматривал отмену пенсии по старости работающим пенсионерам. Стоит заметить, что одним из главных плюсов нового закона являлось значительное увеличение размера пенсий, особенно это касалось рабочих, чья трудовая деятельность была связана с вредным производством и военнослужащих[5].


В дальнейшем в стране начались резкие преобразования как в экономической, так и в правовой сфере, ситуация менялась и пенсионное законодательство требовало того же. Масштабность преобразований в экономической сфере требовали решительных перемен, и уже в 1990 году был принят закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР». Целью принятия этого закона было стабилизация отношений в сфере пенсионного обеспечения и увеличение материального обеспечения пенсионеров. Новинкой для законодательства того времени была введенная девятая статья данного закона, где говорилось о добровольном страховании дополнительной пенсии[6].

В 1992 году вышел Указ Президента Российской федерации № 1077«О негосударственных пенсионных фондах». А в 1995 году в Гражданском кодексе введен в правовой оборот понятие «фонд», как некоммерческой организации. Правительством была одобрена «Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации». В 1998 году была представлена программа новой пенсионной реформы в РФ, законопроекты которой были одобрены в конце 2001 года президентом.

Реформа уже осовремененной пенсионной системы Российской Федерации, стартовавшая 1 января 2002 г., применительно к развитию ее законодательной базы, прошла два основных этапа.

В ходе первого этапа (2002 - 2009 гг.):

  • сформированы основные институты современной российской пенсионной системы и осуществлен полный переход на индивидуальный (персонифицированный) учет пенсионных прав граждан, охватывающий всех работающих граждан, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и всех получателей трудовых пенсий;
  • восстановлены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые не существовали на протяжении всего 2001 г. При этом следует отметить, что на первом этапе пенсионной реформы страховые взносы были восстановлены не в полноценном, самостоятельном виде, а в качестве вычета из единого социального налога;
  • в систему обязательного пенсионного страхования, функционирующую по солидарному принципу, когда выплата трудовых пенсий их сегодняшним получателям обеспечивается за счет страховых взносов, уплачиваемых в настоящий момент за работающих граждан, была дополнена накопительным компонентом (после завершения переходного периода из 28 процентных пунктов страхового тарифа, уплачиваемых работодателем за каждого своего работника, два процентных пункта тарифа в отношении мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения и шесть процентных пунктов тарифа в отношении работников 1967 года рождения и моложе не направлялись на обеспечение выплаты пенсий, а капитализировались в целях их последующего размещения на финансовом рынке и формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц). С 1 января 2005 г. в связи с принятием решения о существенном снижении величины единого социального налога (с 35,6 до 26%, в том числе в Пенсионный фонд РФ с 28 до 20%) работники, родившиеся до 1967 г., были освобождены от обязательного участия в накопительном компоненте пенсионной системы;
  • государственные пенсии разделены на два типа: трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Трудовая пенсия по старости могла с учетом участия работника в накопительном компоненте пенсионной системы состоять из трех самостоятельно рассчитываемых частей:

а) базовой - устанавливаемой в твердой сумме, дифференцируемой в зависимости от возраста пенсионера, наличия у него определенной группы инвалидности или степени ограничения способности к трудовой деятельности, числа нетрудоспособных членов семьи, состоящих на иждивении у пенсионера, а также проживания в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. Финансировалась базовая часть трудовой пенсии за счет ассигнований, выделяемых из федерального бюджета Пенсионному фонду РФ;

б) страховой - устанавливаемой в персональной сумме для каждого пенсионера, дифференцируемой в зависимости от величины страховых взносов, уплаченных за него его работодателем в Пенсионный фонд РФ, и от ожидаемого периода выплаты пенсии. Финансировалась страховая часть трудовой пенсии за счет страховых взносов (за исключением той их части, которая направлялась для формирования пенсионных накоплений работника);

в) накопительной - также устанавливаемой в персональной сумме для каждого пенсионера, дифференцируемой в зависимости от величины той части страховых взносов, которая направлялась на формирование пенсионных накоплений, от величины инвестиционного дохода от размещения этих взносов и от ожидаемого периода выплаты пенсии. Финансироваться накопительная часть трудовой пенсии должна за счет пенсионных накоплений работника;

  • введена принципиально новая пенсионная формула (порядок расчета размера пенсии), получившая у специалистов название "эквивалентная", поскольку она предусматривала исчисление пенсии исходя из суммы страховых взносов, уплаченных работодателем за работника, и из усредненного показателя ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, а не из продолжительности трудового стажа и величины заработной платы работника, как это имело место до 2002 г.;
  • установлен автоматический (т.е. не требующий от законодателя принятия специальных решений) порядок индексации размера трудовой пенсии, осуществляемый в два этапа: вначале предварительная индексация с учетом роста цен в случае преодоления инфляционного порога за определенный период времени, а затем доиндексация по темпу роста среднемесячной заработной платы в стране, но не свыше роста доходов Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера;
  • сняты все ранее существовавшие ограничения по выплате пенсий работающим пенсионерам;
  • пенсионные права граждан, выработанные ими до 1 января 2002 г., конвертированы (преобразованы) в расчетный пенсионный капитал, из которого производится расчет пенсии по новой пенсионной формуле. Конвертация проводилась одновременно с назначением пенсии. Окончательный срок завершения этой процедуры для всех остальных граждан (т.е. еще не достигших пенсионного возраста) - 1 января 2013 г.[7]

В ходе второго этапа (2010 - 2014 гг.):

  • восстановлено в полном объеме функционирование системы обязательного социального страхования, в том числе обязательного пенсионного страхования: упразднен единый социальный налог; страховой взнос вновь стал полноценным, самостоятельным видом обязательных государственных платежей; ликвидирована регрессивная шкала взимания обязательных страховых взносов, вместо нее введен предел заработной платы работника, превышение которого не облагается этими взносами. В результате этих нововведений были существенно повышены максимальные размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком, а также появились финансовые возможности для реализации в 2012 - 2013 гг. региональных программ модернизации здравоохранения;
  • вследствие ликвидации единого социального налога упрощена структура трудовой пенсии: ликвидирована базовая часть трудовой пенсии, финансировавшаяся за счет средств федерального бюджета, и в состав страховой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер, определяемый в твердой сумме; установлены порядок дифференциации фиксированного базового размера, в том числе в зависимости от продолжительности страхового стажа работника, и единый порядок индексации всей страховой части трудовой пенсии;
  • запущен механизм поэтапного повышения в период с 2011 по 2014 г. тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и другие виды обязательного социального страхования, страховой взнос фактически стал состоять из двух частей: индивидуальной, за счет которой должны финансироваться расходы на выплату страховой и накопительной частей трудовых пенсий, и солидарной, обеспечивающий все остальные расходы по выплате трудовых пенсий (фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии, пенсионные права, образуемые в результате конвертации, и т.д.);
  • реализована масштабная программа валоризации (повышения) пенсионных прав граждан, выработанных ими до начала пенсионной реформы. Расчетный пенсионный капитал, полученный в результате конвертации (преобразования) этих пенсионных прав, был повышен на 10% и, сверх того, на 1% за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г. Размер такого повышения не ограничивался какой-либо максимальной величиной. В результате валоризации средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 1090 руб. Для отдельных категорий граждан, имеющих продолжительный трудовой стаж, сумма увеличения составила: для инвалидов вследствие военной травмы - 1715 руб., для участников Великой Отечественной войны - 1855 руб.;
  • в целях ликвидации бедности среди пенсионеров введен принципиально новый для нашей страны правовой механизм социальных доплат к пенсиям, размер которых с учетом иных мер государственной поддержки ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. В результате минимальный уровень материального обеспечения 4,9 млн. пенсионеров за счет установления федеральной социальной доплаты к пенсии (2,5 млн. человек) и региональной социальной доплаты к пенсии (2,4 млн. человек) поддерживается на уровне прожиточного минимума пенсионера. Таким образом, с 2010 г. в Российской Федерации нет пенсионеров, чей совокупный уровень материального обеспечения с учетом социальных доплат был бы ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания[8].