Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 1
Сегодня уже очевидно, что предстоит и третий этап развития пенсионного законодательства в рамках реализации пенсионной реформы 2002 г. В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 29 июня 2011 г. "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах" была поставлена задача в 2012 г. подготовить комплексные предложения по развитию пенсионной системы и системы обязательного социального страхования, а позже приняты федеральные законы, в частности, Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях"[9]; Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ "О накопительной пенсии"[10].
Подводя промежуточный итог, можно сделать вывод о том, что пенсионное обеспечение по старости в России развивалось с давних времен и прошло долгий путь развития, совершенствуясь с каждым новым этапом, с каждым новым принятым законом. Отношения в сфере социального обеспечения никогда не стояли на месте, постоянно развивались и внося новые изменения, законодатель предусматривает все возможные социальные риски.
1.2 Понятие и признаки страховой пенсии по старости
В Конституции Российской Федерации, статья 7 которой провозглашает Россию социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты, закреплен принцип всеобщности пенсионного обеспечения. Статья 39 Конституции Российской Федерации конкретизирует данные нормы и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом определяется, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Тем самым принятие специальных пенсионных законов, соответствующих Конституции Российской Федерации, служит необходимой государственной гарантией реализации права на пенсионное обеспечение.
В настоящее время пенсионную систему России можно условно разделить на две базовые составные части: страховое пенсионное обеспечение (обязательное пенсионное страхование) и государственное пенсионное обеспечение. Можно также выделить дополнительное пенсионное страхование и обеспечение, которое в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию обеспечивает предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц. Эта часть пенсионной системы требует своего дальнейшего развития.
Основанием такой дифференциации является источник финансирования соответствующей части пенсионной системы: страховое обеспечение финансируется за счет средств страхователей (работодателей), уплачиваемых в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Финансирование государственного пенсионного обеспечения производится за счет средств федерального бюджета.
Порядок реализации права на страховые пенсии лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, с 1 января 2015 г. устанавливается Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", который пришел на смену Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"[11].
Интересно, что Закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с указанной даты будет действовать в части норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Закону от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Под действие законодательства о страховых пенсиях подпадает абсолютное большинство пенсионеров нашей страны: как нынешних, так и будущих.
При этом надо иметь в виду, что законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях по старости включает в себя помимо Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" также Федеральные законы:
- от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"[12];
- от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"[13];
- а также другие федеральные законы. К ним относятся, как правило, законодательные акты, регулирующие правоотношения, возникающие при установлении страховых пенсий отдельным категориям граждан. В качестве примера приведем Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"[14].
Целью Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" декларируется защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
Таким образом, законодателем признаются следующие основные признаки пенсии по старости:
- страховая природа пенсии и ее взаимосвязь с трудовой и иной общественно-полезной деятельностью;
- значение и важность пенсии для жизни человека;
- государственные гарантии по безусловному выполнению обязательств по осуществлению пенсионного обеспечения граждан.
Страховая пенсия определяется как ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях". При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.
Итак, с 1 января 2015 г. пенсия, назначаемая в рамках системы обязательного пенсионного страхования, сменила свое наименование с трудовой пенсии на страховую, вместе с тем, как мы видим, это не означает, что страховая пенсия утратила свою взаимосвязь с трудовой деятельностью граждан. Названная пенсия по-прежнему назначается лицам, которые в ходе своей трудовой или иной деятельности участвовали в формировании финансовых ресурсов пенсионной системы путем включения в систему обязательного страхования. Иначе говоря, данный вид пенсии нельзя считать "милостью государства" или "вознаграждением за общественно-полезную деятельность". Прежде всего страховая пенсия по старости - это страховое обеспечение, которое устанавливается при наступлении соответствующего страхового случая (достижения определенного законом возраста).
2. Основные условия назначения страховой пенсии по старости
2.1 Достижение пенсионного возраста
В статье 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях"[15] определены условия назначения страховой пенсии по старости. Это так называемые специальные условия назначения страховых пенсий по старости.
Таким образом, с 1 января 2015 г. право на страховую пенсию по старости может быть реализовано застрахованными лицами при выполнении следующих требований:
- достижение общеустановленного пенсионного возраста;
- наличие требуемого страхового стажа;
- наличие необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) - не менее 30[16].
Рассмотрим их содержание подробнее.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа при достижении мужчинами возраста 60 лет, женщинами - 55 лет.
Как видим, в связи с принятием Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях"[17] общеустановленный пенсионный возраст в нашей стране остался прежним, а стажевые требования для определения права на страховую пенсию увеличены. Это еще раз подтверждает, что повышение пенсионного возраста не панацея от всех бед, и урегулирование вопросов, связанных с поощрением длительной легальной занятости, полной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, величиной страхового стажа, имеет важнейшее значение при обеспечении сбалансированности пенсионной системы.
Обратим внимание на вопрос различия в возрасте выхода на пенсию мужчин и женщин с точки зрения его взаимосвязи с материнством. Эта тема является актуальной, принимая во внимание сформировавшуюся в последние годы общеевропейскую тенденцию уравнивания мужского и женского возраста выхода на пенсию. Во многих странах Западной Европы пенсионный возраст одинаков для обоих полов. Принимают подобные решения и некоторые наши бывшие "собратья" по социалистическому лагерю и Советскому Союзу. Не выдержала и Украина, в которой с 1 октября 2011 г. началось постепенное повышение возраста выхода на пенсию женщин - до 60 лет. Такой подход объясняется различными причинами (экономической целесообразностью, сокращением трудоспособного населения, определенным образом понимаемой борьбой за равноправие, необходимостью увеличения размеров пенсий женщин и др.), но нельзя не заметить, что указанная тенденция совпадает с еще одной, а именно снижением рождаемости в этих странах[18].
Пенсионный возраст для назначения пенсии по старости в 60 лет для мужчин и в 55 лет для женщин был установлен в нашей стране еще в 1930-х гг. и до настоящего времени не претерпел изменений. При принятии решения об установлении разного пенсионного возраста для мужчин и женщин важную роль сыграл фактор осуществления женщиной физиологической функции деторождения, а также воспитательной функции. Безусловно, что женщина, которая одновременно работает и воспитывает детей, несет значительную дополнительную нагрузку. И в дальнейшем разница в пенсионном возрасте мужчин и женщин обосновывалась с помощью данных возрастной физиологии о более быстром увядании женского организма по сравнению с мужским, о его большей подверженности неблагоприятным производственным факторам. По словам Е.Г. Азаровой, "игнорирование этих обстоятельств при установлении пенсионного возраста для лиц разного пола свидетельствовало бы именно об их неравноправии, о предъявлении к женщине более высоких требований, чем к мужчине"[19].
Примечательно, что Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21 декабря 2000 г. № 276-О затрагивал эту тему и пришел к выводу, что установив для мужчин и женщин разный возраст выхода на пенсию по старости и необходимый трудовой стаж для назначения пенсии по старости на общих основаниях и на льготных условиях, законодатель применил дифференциацию, основанную на физиологических и других различиях между ними, а также исходя из особой социальной роли женщины в обществе, связанной с материнством, что согласуется с положением ст. 38 (ч. 1) Конституции РФ, в соответствии с которым материнство находится под защитой государства и не может оцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав, так как такое решение законодателя обеспечивает - по смыслу ст. 19 Конституции РФ - достижение подлинного, а не формального равенства. КС России также указал, что это не исключает в дальнейшем, при проведении пенсионной реформы, возможности решения вопроса о том, чтобы пенсия по старости назначалась мужчинам на тех же условиях, что и женщинам[20].
Соответственно, пенсионный возраст сохранен, на необходимость чего (точнее говоря - на недопущение повышения пенсионного возраста) указывалось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г.: «Мы не вправе повторять ошибок прошлого и должны предпринять все усилия для гарантии достойной жизни пенсионеров в будущем. В то же время все громче звучит мнение, что проблемы пенсионного обеспечения в будущем невозможно решить без повышения пенсионного возраста. Обосновывают это расчетами о возможном дефиците пенсионной системы в период 2012 - 2030 годов - в связи с необходимостью индексации базовой части пенсий темпами, превышающими инфляцию, а также в связи со сложной демографической ситуацией. Убежден: если своевременно принять необходимые меры, никаких кризисов пенсионной системы не будет. Считаю также, что в обозримом будущем для повышения пенсионного возраста в нашей стране объективной необходимости нет. И не только потому, что это кардинально и, что называется, на все времена не решает проблем с пенсионным обеспечением. Но прежде всего потому, что у нас до сих пор не исчерпаны значительные резервы, позволяющие обеспечить большую наполняемость Пенсионного фонда и покрытие его дефицита.»[21]
Страховая пенсия по старости может быть назначена и до достижения возраста, установленного ч. 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях"[22] (соответственно, этот возраст обычно именуют "общеустановленный пенсионный возраст"). Наряду с этим, Законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости тем категориям граждан, которые пользовались аналогичным правом по нормам Закона 1990 г. о государственных пенсиях. Соответствующее регулирование содержится в положениях ст.ст. 30 - 34 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".