Файл: Понятие и признаки государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственный аппарат состоит из органов государственной власти – организационно обособленных подразделений, обладающих властными полномочиями для осуществления функций государства и являющихся особой разновидностью государственных органов.

- взимание с населения (с индивидов и их организаций) налогов. Такой политико-юридический признак государства, как взимание с населения налогов, заключается в систематическом изъятии у индивидов и организаций определенных денежных сумм или иного имущества[53].

- наличие юридического права. Существенным признаком государства является наличие юридического права. Как особый регулятор человеческого поведения юридическое право представляет собой систему общеобязательных, формально определенных принципов и основанных на них общих правил поведения (норм), установленных государством (органами государственного аппарата, народом на референдумах, иными уполномоченными на то субъектами) для обеспечения цивилизованного, справедливого порядка в условиях социально неоднородного общества[54]. Юридическое право охраняется и гарантируется всей системой институтов государства, в том числе органами государственной власти, использующими меры принуждения.

Наряду с территорией, населением и национальным суверенитетом у государства, рассматриваемого как страна, иногда выделяют и иные признаки. Например, способность вступать в мирные, добрососедские, равноправные отношения с прочими странами, нести международную ответственность за совершённые правонарушения, участвовать в создании норм международного права и выполнять свои международные обязательства, защищать свой международно-правовой статус, осуществлять принуждение в отношении нарушителей международного правопорядка, связанность государства международным правопорядком и систематическое соблюдение норм международного права[55].

Представляется, что данные признаки при сравнении государств между собой нельзя признать существенными.

Во-первых, по большей части они являются производными от национального суверенитета и при его отсутствии не могут появиться в принципе.

Во-вторых, в силу разных причин у страны они могут отсутствовать, что не приводит к её краху. Так, она может не поддерживать мирные отношения с прочими государствами вследствие проводимой ею имперской политики, а для рабовладельческих государств систематическое ведение захватнических войн вообще было главным средством обеспечения их потребности в рабах[56].


Способность защищать свой международно-правовой статус и принуждать нарушителей международного правопорядка может отсутствовать в силу слабости страны и (или) отсутствия поддержки со стороны международного сообщества, а связанность международным правопорядком, как свидетельствуют история и современность, государства, занимающие в мире лидирующие позиции, считают для себя необязательной, если этого требуют их национальные интересы[57].

Следующая группа признаков государства отличает его от организаций, преследующих сходные с ним цели и выполняющих или стремящихся осуществлять такие же, как и оно, функции. К подобным признакам относятся:

- универсальность;

- особый порядок вхождения людей в состав государства;

- верховенство государственной власти[58].

Универсальность государства заключается в том, что им охватываются все сферы общественной жизни, все индивиды (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства) и все организации, находящиеся на его территории или подпадающие под его экстерриториальную юрисдикцию.

Любая иная организация охватывает лишь людей, являющихся её членами. Ими могут быть дееспособные лица. Недееспособные субъекты, которые являются гражданами государства и входят в его человеческий субстрат, в их ряды не включаются. К тому же вряд ли можно найти такую организацию, деятельность которой распространялась бы на все сферы общественной жизни или в какой-либо из данных сфер могла быть сопоставима по объёму с деятельностью, осуществляемой здесь государством[59].

Особый порядок вхождения людей в состав государства специфичен тем, что гражданами государства в подавляющем большинстве случаев люди становятся не в результате принятия в гражданство, а по иным основаниям, не связанным с желанием лица стать гражданином, т.е. автоматически
(вследствие рождения ребёнка на территории страны, принадлежности его родителей к числу её граждан и т.д.). Членство в прочих организациях возможно лишь путём принятия в их состав лиц, изъявивших на то своё желание, разделяющих их цели и берущих на себя обязательство подчиняться созданным ими нормам. Стать членом организации автоматически, без прохождения процедуры приёма в число её участников нельзя[60].

Верховенство государственной власти проявляется в том, что решения государства обязательны для всех лиц и организаций, находящихся на его территории или подпадающих под его экстерриториальную юрисдикцию[61]. В случае конкуренции между властными решениями приоритетом обладают государственные постановления. К тому же они при необходимости всегда могут быть легально и легитимно реализованы принудительно, чего нельзя сказать о властных актах иных организаций.


2.2. Основные признаки государства

Представление о государстве и его характеристике наиболее точно можно получить при раскрытии признаков государства, которые отличают его от первобытного общества и общественных организаций:

1. Территория. Это пространство, которое занимает государство (суша, недра, воздушное пространство, водные ресурсы). На своей территории государство занимается осуществлением независимой власти и имеет право всеми разрешёнными способами защищать свою территорию от вторжения иных государств.

2. Население. Население составляют люди, которые проживают на территории государства (одной национальности, либо разных)[62].

3. Публичная власть. Иначе публичную власть можно называть общественной властью, подразумевая то, что она способна организовать жизнь людей. Термин «власть» обозначает возможность воздействовать в нужном направлении и подчинять своей воле. Такая власть реализуется при помощи
государственных органов и учреждений, которые объединяются, образуя единую систему - государственный аппарат. Власть государственного аппарата распространяется на людей, живущих на территории государства.

4. Право. Право – это система общеобязательных правил поведения, находящихся под охраной государства. Для этого существуют специальные государственные органы. Формирование правовых норм также является обязанностью государственных органов[63].

5. Правоохранительные органы. Это особая система, в состав которой входят полиция, прокуратура, органы таможни и иные правоохранительные органы. Такие органы необходимы любому государству, ведь государственная власть осуществляется при помощи норм права или распоряжений, носящих императивный характер. В случае, если по отношению к власти проявляется неуважение или же если правовые нормы не исполняются, то правоохранительные органы применяют меры принуждения - санкции, которые предусмотрены в самих правовых нормах[64].

6. Армия. Необходимость армии заключается в постоянной защите территорий государства и его целостности. По размеру армия должна быть настолько большой, чтобы была уверенность в пресечении любой агрессии. Однако армия требует значительных материальных затрат на своё содержание и поддержание постоянной боеготовности[65].


7. Налоги. Налогами являются обязательные выплаты с дохода, получаемого гражданами и (или) организациями. Размеры и сроки уплаты налогов устанавливает само государство, издавая соответствующие законы. Необходимость налогов заключается в содержании государственных органов, армии, своевременной выплаты пенсий и различных социальных пособий.

8. Суверенитет. Это самостоятельность государства в принятии решений относительно внутренних и внешних вопросов его существования. Иначе говоря, суверенитет - это независимость, неподчиненность и неподотчетность государства кому-либо. Суверенитет бывает внешним и внутренним.
Внешний суверенитет даёт возможность государству своими силами создавать взаимоотношения с иными государствами, руководствуясь лишь своими интересами[66].

В международных отношениях сущность суверенитета фактически выражается в том, что власти одного государства юридически могут не подчиняться прочим государствам. Внутренний суверенитет отмечает, что государственная власть независима в решении всех вопросов касательно жизни страны, при этом такие решения имеют общеобязательный характер для населения страны[67].

Характеризуя сущность государства, в первую очередь необходимо отметить, что сущность - это то главное, что определяет содержание, назначение и функционирование какого-либо института.

Важнейшим и основополагающим элементом государства является власть, с её принадлежностью, назначением и функционированием в обществе. Иными словами, поднимая вопрос о сущности государства, нужно узнать о том, кому государственная власть принадлежит, кто её осуществляет и в интересах кого[68].

Приверженцы теории элит полагают, что народные массы неспособны осуществлять власть и заниматься делами общества, поэтому государственная власть должна принадлежать верхушке общества до той поры, пока существующую господствующую элиту не заменит иная.

К теории элит примыкает и технократическая теория. Представители названной теории считают, что властвовать и управлять могут и должны профессионалы своего дела - управленцы и так называемые менеджеры. Лишь управленцы и менеджеры способны установить подлинные потребности общества и найти наилучшие пути для его развития. Приведённые теории не лишены смысла, однако они обе страдают антидемократизмом, отрывая власть от народа и считая её выше народа[69].


Сторонники многообразных разновидностей демократической доктрины отталкиваются от того, что первоначальным носителем власти является народ, а государственная власть обязана быть подлинно народной, осуществлять деятельность в интересах и под непосредственным контролем народа[70].

Политическая власть может принадлежать лишь экономически господствующему классу, осуществляя свою деятельность в его интересах – такую точку зрения отстаивает марксистская теория[71]. Отсюда вытекает классовая сущность государства как машины или орудия, используя которую класс, господствующий в экономической сфере, становится политически господствующим, осуществляет свою власть, которая никак не ограниченна законом, опираясь на силу и принуждение.

Каждое государство занимается социальными делами (борьба с последствиями стихийных бедствий, эпидемиями, преступностью и т.п.) и защищает общественные интересы.

Любое государство служит одновременно и обществу в целом, и определенным социальным силам[72].

Государство как организация политической власти определенного общества от иных организаций и институтов общества отличается признаками:

1) Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого по признаку гражданства;

2) Государство издает законы и подзаконные акты, которые обладают юридической силой и содержат нормы права[73];

3) Государственный суверенитет, т.е. это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях;

4) Государство – сложный механизм управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для воплощения в жизнь их функций и задач[74].

Специфическая особенность органов, которые и образуют государственный аппарат, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности данных органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения.

Функционирование этого механизма предполагает наличие особого слоя лиц – государственных служащих, основное назначение которых, в том только и состоит, чтобы управлять[75].