Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
В историческом плане государство является первой политической организацией. У разных народов возникновение государства происходило по-разному, на различных стадиях развития, в различные исторические промежутки времени. Но общими во всех случаях были такие факторы, как совершенствование орудий труда и его разделение, появление рыночных отношений и имущественного неравенства, становление социальных групп, сословий, классов, осознание людьми общих и групповых (классовых) интересов.
Особое место государства в политической системе общества определяется его суверенными признаками, т.е. безусловным верховенством по отношению ко всем иным источникам власти. Управленческие акты государства обладают приоритетом перед предписаниями любых социальных объединений и обеспечиваются разветвленной правоохранительной системой.
Государство является самым массовым политическим сообществом, официально объединяющим и представляющим в пределах государственных границ все население страны. Государство выражает публичные интересы общества в целом. Именно государство находится на вершине управленческой пирамиды социального регулирования. Взаимосвязи государства и социальных объединений достаточно многообразны.
Вопрос о понятии государства является столь же древним, сколь и само государство. Данный вопрос до сих пор остается открытым. Кроме того, существует мнение, что общественная и государственная жизнь не может остановиться и ждать точных определений государства.
Разнообразие условий, в которых существуют государства на разных
этапах развития, порождает множество их специфических особенностей. Вместе с тем, государство обладает определенным набором признаков, которые характерны для него на всех этапах развития и в совокупности позволяют определить его как политическую организацию общества, распространяющую свою власть на всю территорию страны и ее население, располагающую специальным аппаратам управления, издающую обязательные для всех веления и обладающую суверенитетом.
Ответить на вопрос о том, что такое государство, невозможно без анализа его признаков, поскольку содержание любого научного понятия выражается совокупностью отраженных в нём признаков исследуемого объекта. Признаки государства позволяют показать его уникальность, самостоятельность и качественную определённость.
В свою очередь, раскрытие данной уникальности предполагает выявление отличительных свойств государства, его несхожести с иными социальными явлениями.
Таким образом, выбранная тема очень актуальна.
Цель работы – исследование понятия и признаков государства.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- Охарактеризовать сущность и природу государства;
- Рассмотреть государство как особое звено политической системы;
- Исследовать сущность и группы признаков государства;
- Представить основные признаки государства;
При написании курсовой работы использовались исследования таких авторов, как Богданов Ю.П., Горохова С.С., Елизаров М.В., Иванов Р.Л., Карасева П.Т., Орлова Н.А., Сафина А.М., Спиридонов Л.И., Устинова А.Я., Фицерова Г.А., Цвиридзе Н.И., Элиева Е.И., Юрьев И.А., Яковенко Р.В. и др.
В первой главе курсовой работы исследованы понятие и сущность государства. Во второй главе курсовой работы охарактеризованы признаки государства.
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
1.1. Сущность и природа государства
Объективная природа государства определяется его высшей целью, единым и неизменным заданием, которое состоит в ограждении и организации духовной жизни людей, принадлежащих к данному политическому союзу.
Ограждение духа заключается в обеспечении всему народу и каждому человеку его естественного права на самобытное определение себя в жизни, т.е. права на жизнь (достойную, внешне свободную, внутренне самостоятельную)[1]. Организация такого сожительства людей на основах права и власти, составляет единую политическую цель, которой служит государство. Только верное понимание данной цели открывает доступ к пониманию средств и строения политического союза[2]. Основная природа указанной цели заключается в ее единстве и общности для всех граждан.
Государство – это разновидность организованного сожительства, в основе которого находятся духовная однородность и общность духовной культуры[3].
Существуют разные теории, объясняющие процесс возникновения и развития государства. Каждая теория отражает:
- различные взгляды различных социальных общностей на данный процесс возникновения и развития государства;
- взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и развития государства[4].
В основе названных взглядов и суждений - различные интересы:
- экономические;
- финансовые;
- политические;
- и др.
Речь в данном случае идет не только о классовых интересах и связанных с ними противоречиях, как довольно долго утверждалось в литературе[5]. Здесь имеются ввиду все общественные интересы и противоречия, прямо, либо косвенно влияющие на процесс возникновения, становления и развития государства.[6]
Споры о природе государства, причинах, истоках и условиях их возникновения продолжаются до сих пор[7]. В широком смысле государство определяется как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском немецком и т.п. государстве, имея ввиду все представляемoe им общество[8].
С возникновения и до XVII в. государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства использовались разные термины: «княжество», «империя», «деспотия» и др. Позже Макиавелли ввел для обозначения любой верховной власти над человеком термин «stati» и занялся исследованием реальной организации государства[9].
Четкое разграничение государства и общества обосновано в договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо. В них данные понятия разделяются как содержательно, так и исторически, т.к. утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного и прочего взаимодействия вначале образовали общество, а после - для защиты безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган – государство[10].
В современной науке государство в узком смысле понимается как учреждение, организация, обладающая верховной властью на определенной территории и существующее с прочими политическими организациями (партиями, профсоюзами и т.п.).
Многие ученые определяли государство, как организацию правопорядка (порядка), усматривая в этом суть и главное назначение государства. В буржуазную эпоху распространилось определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой данными людьми, и власти[11]. Но подобное понимание государства явилось поводом для различных упрощений (одни - отождествляли государство со страной, другие – с обществом, третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть).
Определения государства, данные классиками марксизма-ленинизма, также критиковали[12]: они применимы лишь к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство. Выводя на первый план насильственную сторону в определении государства, отсутствует возможность увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка[13].
Трудности выработки понятия государства повлекли неверие в возможность его формулирования вообще.
Государство - это особая организация публичной политической власти господствующего класса, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет его интеграцию[14].
Существуют определения государства, имеющие абстрактный характер:
- государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения классовых задач и общих дел, вытекающих из пирамиды всякого общества;
- государство – это политическая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок[15].
Любое определение государства всегда будет неполным, односторонним и в этом смысле абстрактным[16]. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он - их неотъемлемое свойство, т.к. связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.
1.2. Государство как особое звено политической системы
Главная роль среди всех элементов политической системы общества принадлежит государству. Будучи оснащенным специальным аппаратом принуждения и подавления, государство является главной силой в руках любого господствующего класса (слоя), как важнейшее средство осуществления политической власти[17].
В структуре политической системы общества государство является объективно необходимым элементом на протяжении всего пути развития общества, а значит и его самого. Другие же элементы - политические партии и общественные организации, имеющие политический характер, - могут появляться на определенных этапах развития политической системы общества и, выполнив возложенные задачи, исчезать[18].
В разных сферах жизни общества и экономики государство выступает как собственно-политическая организация, как сугубо политический институт. Но, относя государство к собственно-политическим объединениям, необходимо отметить, что оно не является "чисто" политическим институтом[19].
В многогранной деятельности государства и его органов имеются как "чисто" политические, так и неполитические аспекты. Например, "чисто" организационные, финансовые, организационно-технические (связанные с разработкой и установлением всякого рода "технических" стандартов, норм) и др. - хотя и ассоциируются с политической деятельностью государства, но сами по себе не являются таковыми.
Подобное происходит и отдельными государственными органами (парламентом, правительством, конституционным судом и др.)[20]. Будучи частями политического государственного механизма, они выполняют как политические[21], так и неполитические (экономические, финансовые и др.) функции, играющие в структуре политической системы общества разностороннюю роль.
Государство является самой массовой и широкой организацией. Государство объединяет (стремится объединить) разные слои населения. В конституциях оно стремится закрепить себя и представляться государством всего народа (конституции Швеции, США, Германии, Франции, Испании, Японии и др.) [22]: "Мы, народ США, в целях образования более совершенного Союза…"[23], "вся государственная власть в Швеции исходит от народа…"[24] и т.п. Ссылки к народу содержатся в конституциях России и бывших союзных республик.
В большинстве своем конституционные декларации государств на практике остаются лишь декларациями[25]: народ зачастую является только социальным фоном, политической или идеологической ширмой, за которой скрывается реальная государственная власть, принадлежащая определенному господствующему слою, классу, властвующей группе или социальной прослойке[26]. Последние в повседневной практической жизни являются настоящими держателями государственной власти, реальными творцами внутренней и внешней политики.