Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
Вместе с тем, государство прилагает огромные усилия для того, чтобы как можно больше расширить свою социальную опору, как можно сильнее укрепить свои устои в обществе. В идеале каждое государство стремится к тому, чтобы его формальная социальная основа (граждане государства) превратилась в реальную основу, которая складывается из его сторонников и последователей[27].
Особое место и роль государства в политической системе общества определяются тем, что оно сосредоточивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства. В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства. Последнее особенно ярко прослеживается на примере бывших социалистических, а ныне ставших на капиталистический путь развития стран[28].
Законодательство России и ряда прочих бывших союзных республик, а также политическая и правовая практика данных стран имеют тенденцию отказаться от приоритета государственной собственности. Проходящие в названных странах приватизация и денационализация проводятся под девизом борьбы с государственным монополизмом и достижения лучшего будущего под флагом плюрализма. Равный правовой статус всех форм собственности и их одинаковая защита, плюрализм форм собственности имеют очевидные преимущества перед монополизмом одной из них[29]. Но это должно происходить при одном непременном условии:
- под видом "демократической", либо прочей приватизации, не должно допускаться противоправное присвоение небольшой группой стоящих у власти людей всего или значительной части народного достояния;
- монополия одной, государственной, формы собственности под лозунгами плюрализма не должна вытесняться фактически любой прочей, например, частной формой собственности.
Для стабильности общества и политической системы непременным условием является существование самых разнообразных форм собственности, баланс политической власти. Для стабильности государства важным условием является наличие хорошо развитой государственной формы собственности[30].
Исключительное место и роль государства в политической системе общества обусловливаются наличием у него специального аппарата управления и принуждения. У политических партий и массовых общественных организаций есть хорошо отлаженные и постоянно действующие аппараты, без которых невозможно нормальное функционирование указанных организаций. Но в отличие от государственного аппарата они не имеют в своей структуре таких органов, как суд, полиция, прокуратура, органы государственной безопасности[31]. Кроме того, партийные и общественные органы не обладают государственно-властными полномочиями.
Государство выделяется среди различных элементов политической системы общества тем, что располагает системой юридических средств, дающих возможность оперативно управлять многими отраслями экономики и оказывать эффективное воздействие на все общественные отношения[32]. Обладая государственно-властными полномочиями, различные государственные органы издают нормативно-правовые и индивидуальные акты, а также обеспечивают их реализацию разными способами:
- воспитание;
- поощрение;
- убеждение;
- осуществление постоянного контроля за точным соблюдением актов;
- применение в необходимых случаях мер государственного принуждения[33].
Следует отметить, что в бывших соцстранах существовала практика, когда общественные организации в лице своих органов в определенных случаях тоже издавали юридические нормативные акты и осуществляли постоянный контроль их соблюдения[34].
В некоторых странах общественные организации, также как и различные государственные органы, имеют в распоряжении вместе с традиционными, присущими им с момента возникновения средствами, и юридические рычаги воздействия[35]. Но указанные рычаги носят ограниченный характер и возникают у общественных организаций не в силу самой природы данных объединений, а в предварительной, либо последующей санкции государства, в результате наделения их правом издания юридических актов уполномоченными на то государственными органами.
В политической системе общества государство выделяется тем, что обладает суверенитетом. Суверенность государственной власти выступает как один из признаков государства, заключающийся в верховенстве государственной власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведении внешней политики и построении отношений с прочими государствами.
Названные особенности не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества среди прочих его структурных элементов. Но они дают общее представление о нем самом, а также о факторах, определяющих его место и роль в политической системе.
2. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
2.1. Сущность и группы признаков государства
У государства есть разные категории признаков. Поскольку оно является сложной многоуровневой системой, то каждая из его сторон характеризуется отдельной группой признаков.
Кроме того, среди признаков государства встречаются такие, которые имеются и у иных социальных явлений, а есть признаки, специфичные лишь для него[36]. Поэтому необходимо начать рассмотрение признаков государства с их классификации.
Основаниями классификации будут:
- сторона государства (сфера его бытия), отражаемая признаками;
- уровень их важности для характеристики качеств государства;
- степень сходства или различия между государством и сравниваемыми
с ним социальными явлениями[37].
В зависимости от того, какая сторона государства, какая сфера его бытия отражается признаками, их можно подразделить на экономические, социальные, кратологические и идеологические.
Экономические признаки государства характеризуют его экономическую сферу[38]. Её особенностями являются:
- производящая экономика, обеспечивающая систематическое получение излишков продуктов и иных материальных благ (избыточного продукта);
- производственные отношения, построенные на эквивалентном обмене, свободе и предприимчивости их участников;
- основанный на экономических потребностях систематический товарный обмен и т.д.[39]
Социальные признаки показывают свойства его социальной сферы, которой присущи: социальная дифференциация, формирование групп с несовпадающими, конкурирующими интересами; становление человека в качестве
относительно автономного субъекта социальных отношений, осознающего собственные потребности и интересы, и др.[40]
Кратологические признаки демонстрируют организацию социальной власти в государстве, для которой свойственны:
- дифференциация сфер властвования, возникновение непубличных разновидностей власти (семейной, корпоративной и т.д.);
- появление органов профессионального управления общественными делами[41].
Идеологические признаки государства отражают качества его духовной сферы, которыми являются:
- дифференциация общественного сознания;
- появление самостоятельных видов норм, в том числе норм юридического права, которые дали возможность согласовывать конкурирующие интересы на справедливой цивилизованной основе как внутри конкретного социума, так и за его пределами, и т.п.[42]
Как правило, такая градация признаков государства не проводится, поскольку она связана с синтетическим, социально-философским его восприятием, которое в современном обществознании практически не представлено. Ведь вполне очевидно, что государство как экономическая организация обладает признаками, не совпадающими с теми, которые характеризуют его как организацию властную или духовную.
Поскольку общая теория государства и права рассматривает политико-правовой (юридический) аспект государства, т.к. из всего многообразия его признаков её интересуют лишь те, которые представляют эту сторону[43].
Применительно к сферам государственного бытия они представлены, главным образом, кратологическими признаками, а также теми из идеологических признаков, которые характеризуют государственную власть.
Экономические, социальные и идеологические признаки, непосредственно не связанные с государственной властью, в число его политико-правовых показателей включаться не будут.
По уровню важности признаки подразделяются на:
- существенные, отражающие важнейшие, необходимые, устойчивые внутренние свойства государства, без которых оно в принципе существовать не может;
- несущественные, второстепенные, которые показывают внешние свойства государства, наличие которых для него не обязательно[44].
По степени сходства или различия между государством и другими явлениями среди признаков можно выделить:
- общие, единые для государства и сопоставляемого с ним объекта;
- специфические, присущие лишь государству и отражающие его уникальность, качественное своеобразие[45].
Обычно государство сравнивается с несколькими объектами, что ведёт к формированию соответствующих групп признаков.
Во-первых, оно соотносится с предшествовавшим ему типом общества – первобытным социумом, который диалектически отрицается государством.
Во-вторых, – с иными самостоятельными государствами. Здесь сопоставляются формы проявления государственности у различных народов, поскольку единого для всего населения планеты государства не сформировалось, зато возникло множество стран, обладающих как сходством, так и признаками, отличающими их друг от друга[46].
В-третьих, наряду с государством могут существовать иные организации, преследующие сходные с ним цели и выполняющие или стремящиеся осуществлять такие же, как и оно, функции. Это различные политические объединения, наиболее типичными из которых на сегодняшний день выступают политические партии и движения, в том числе нелегальные. Некоторые из них даже используют слово «государство» в своём наименовании. Поэтому третью группу признаков составляют те, которые возникают при сопоставлении государства с ними[47].
Среди признаков государства, отличающих его от первобытного общества, наиболее часто упоминаются: наличие профессионального аппарата управления (государственного аппарата), территориальный принцип организации населения и органов государственной власти[48].
Профессиональный аппарат управления (государственный аппарат), к которому переходят полномочия по руководству социально неоднородным обществом, необходим государству по нескольким причинам.
Во-первых, сложность управленческих задач, встающих перед постпервобытным обществом, требует как специальных познаний и навыков, так и полного сосредоточения людей на их решении. Это делает невозможным участие управленцев в производстве материальных благ и услуг наряду с прочими членами общества.
Во-вторых, отсутствие технической возможности оперативного принятия властных решений всеми взрослыми членами социально неоднородного общества, которое отличается от первобытного социума как в качественном, так и в количественном отношении. Недостижимость своевременного решения вопросов государственной жизни посредством общенародного волеизъявления также потребовала создания постоянно действующего аппарата государства.
В-третьих, конкуренция между социальными группами постпервобытного общества вызывает потребность в обособленном от них, автономном, самостоятельно властвующем подразделении, которое может «подняться» над групповыми интересами, если этого требуют общие интересы[49].
В результате такой обособленности ему по силам принимать решения даже вопреки устремлениям доминирующих страт, которые, пользуясь своим лидирующим положением, могли бы обеспечить, «продавить» нужные им властные постановления в случае принятия их непосредственно народом[50].
Относительная обособленность государственного аппарата имеет и негативную сторону. Входящие в его состав государственные служащие тоже образуют автономную социальную группу. Как и любая подобная группа, она обладает собственными интересами, которые могут противостоять потребностям государства. Но в отличие от иных его страт она в состоянии использовать сосредоточенные в её руках силы и средства общества для реализации своекорыстных устремлений[51].
Поэтому деятельность государственного аппарата нуждается в постоянном контроле со стороны иных политических институтов, создаваемых разными группами населения и выражающих их публичные интересы. В современном мире к ним принадлежат различные политические объединения – политические партии, правозащитные организации и т. п., которые стремятся влиять на органы государственного аппарата при принятии и реализации ими управленческих решений[52].