Файл: Понятие, принципы и система социального обслуживания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Размер платы за предоставление социальных услуг и порядок ее взимания.

Номенклатуру организаций социального обслуживания в субъекте Российской Федерации.

Порядок межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения.

Порядок организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.

Перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в субъекте РФ, не может быть сокращен по сравнению с перечнем, установленным до 1 января 2015 года. Также не могут быть ухудшены условия предоставления соответствующих социальных услуг и не может быть увеличена плата за услуги для лиц, имеющих право на получение услуг до 1 января 2015 года.[35]

Также региональные органы государственной власти имеют полномочия для:

организации профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников поставщиков социальных услуг;

организация поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания в соответствии с федеральными и региональными законами;

реализация мероприятий по развитию негосударственных организаций социального обслуживания;

создания условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания.

Права и обязанности получателей социальных услуг

ФЗ РФ № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» определяет права и обязанности получателя социальных услуг.

Права получатели социальных услуг:[36]

уважительное и гуманное отношение;

получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и условиях их предоставления, тарифах на эти услуги и их стоимости для получателя социальных услуг, возможности получения этих услуг бесплатно, а также поставщиках социальных услуг;

выбор поставщика или поставщиков социальных услуг;

отказ от предоставления социальных услуг;

защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством;

участие в составлении индивидуальных программ;

обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;


свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;

социальное сопровождение.[37]

Обязанности получателя социальных услуг:

предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта РФ сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг;

своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг;

соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.[38]

Вывод: Основываясь на понятиях и терминах, указанных в Федеральном законе №443-ФЗ и зная права и обязанности получателей социальных услуг, круг организаций, которые могут являться поставщиками социальных услуг и иные основные понятия и термины, мы можем говорить о правовых основах контроля качества предоставляемых услуг.

2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ

С принятием нового Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и в связи с внедрением современных технологий в работе учреждения возникла необходимость усиления контрольно-аналитической деятельности, что способствовало не только повышению эффективности работы учреждения, но и переходу на новый уровень его развития.[39]

Рассмотрим опыт организации контроля организационно методического отделения государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Лабинский комплексный центр социального обслуживания населения», г. Лабинск, Краснодарского края, РФ.

Для этих целей в центре была организована группа по контролю качества предоставляемых услуг. Контроль качества предоставляемых услуг позволяет: [40]

— обеспечить наиболее благоприятные условия для достижения поставленных целей;


— решать конкретные задачи (при минимальных затратах) по производственным ресурсам.

Без систематического контроля руководителю невозможно:

— дать объективную оценку работе отделений;

— принять правильные управленческие решения.

Качественно проведенный контроль:

— своевременно выявляет отклонения от установленных показателей работы;

— устраняет недостатки на основе анализа причин;

— предупреждает ошибки;

— повышает ответственность и исполнительскую дисциплину сотрудников;

— повышает качество оказываемых услуг.

Для осуществления контроля специалистами центра было разработано Положение о группе по контролю качества предоставляемых услуг, определён порядок внутреннего контроля в учреждении.[41]

В пакет документов, необходимых для организации системы контроля, входят:

— приказ об утверждении группы контроля качества по предоставлению отделениями социального обслуживания социальных услуг на дому;

— годовой план работы учреждения в области контроля качества;

— Государственные стандарты социального обслуживания;

— справки по итогам проверки качества услуг;

— протоколы с рекомендациями по устранению недостатков в обслуживании;

— приказы директора по итогам контроля;

— ежеквартальный анализ работы центра в области качества предоставления услуг.

В настоящее время в центре действуют системы контроля плановых проверок, внеплановых проверок, самоконтроля и перекрёстная система контроля.

1-й уровень — плановые проверки, которые осуществляются группой контроля

При плановой проверке определяются:

— обеспечение соблюдения требований к порядку и правилам предоставления социальных услуг;

— анализ кадрового состава работников отделения;

— проверка состояния делопроизводства, соблюдения установленных правил и порядка ведения работы с документами, отражающими организационные функции отделения;

— соответствие предоставления социальных услуг с индивидуальной программой обслуживания получателя социальных услуг;

— полнота и своевременность предоставления социальных услуг;

— учёт рабочего времени работников отделения;

— правильность расчёта оплаты за социальное обслуживание;

— удовлетворение потребности получателя социальных услуг в получаемых услугах (его мнение);

— проведение мониторинга среди обслуживаемых «Оценка получателем социальных услуг качества предоставления социальных услуг на дому социальными работниками» (анкетирование, устный опрос).


По итогам каждой проверки:

— составляются справки;

— специалисты по социальной работе отделений предоставляют директору объяснительные и информацию о мерах по устранению недостатков в обслуживании получателей социальных услуг;

— в протоколах даются рекомендации по улучшению работы отделений социального обслуживания на дому;

— при необходимости издаётся приказ о наложении дисциплинарного взыскания сотруднику, допустившему некачественное предоставление социальных услуг.

Аналитические справки по итогам контроля обсуждаются на административных совещаниях, намечаются меры по устранению замечаний.[42]

В результате сложившейся системы в организации контроля серьёзных нарушений в ходе проверок уже не выявляется. Специалисты по социальной работе отделений своевременно и качественно оформляют документацию, работа по социальному обслуживанию населения осуществляется на должном уровне. В анкетах отсутствуют претензии со стороны получателей социальных услуг, в основном записываются благодарности за хорошую работу. Пожилые граждане, которым оказываются социальные услуги на дому, советуют своим знакомым пользоваться услугами Центра, поэтому количество получателей социальных услуг неукоснительно растёт.

2-й уровень – внеплановые проверки, которые проводятся в случаях нестандартной ситуации, по соответствующему приказу директора

Внеплановые проверки направлены на изучение ситуации и выработку мероприятий по улучшению работы отделений.

3-й уровень – система самоконтроля заключается в проверке специалистами по социальной работе отделений наличия и состояния документации, в самопроверках специалистами по социальной работе отделений своей документации и в ежедневном систематическом контроле ими качества предоставляемых услуг внутри каждого отделения Центра. Специалист по соц. работе контролирует работу соц. работника. Взаимопроверки специалистов по социальной работе отделений.

4-й уровень – перекрёстная система контроля

Осуществляется между отделениями (с целью своевременности, эффективности и квалифицированности оказания получателям социальных услуг помощи в решении их проблем, оказания помощи и внесение конкретных предложений для улучшения качества работы):

— ведение делопроизводства в соответствии с номенклатурой дел;

— выборочная проверка личных дел;

— ведение документов по контролю за выполнением индивидуальных программ.[43]


По указанным в статье данным, такая система контроля позволяет значительно улучшить исполнительскую дисциплину, повысить качество работы.

Наличие группы контроля способствует не только предупреждению возможных нарушений в области качества предоставления услуг, но и помогает добиться весьма высоких результатов деятельности учреждения, что проиллюстрировано наградами, похвальными листами, положительными отзывами получателей услуг и пр., размещенными на сайте учреждения.[44]

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И ИННОВАЦИИ В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ.

3.1. Развитие и эффективность социального обслуживания

Современное состояние системы социального обслуживания населения можно охарактеризовать понятием «становление». То есть социальное обслуживание уже есть и достаточно прочно закрепилось в нашем сознании как явление, но все еще не полностью сформировалось. Эта характеристика в полной мере относится к современному состоянию системы социального обслуживания населения.

Важнейшим признаком становления системы социального обслуживания населения является ее динамично развивающаяся инфраструктура. В Российской Федерации социальные услуги предоставляются более 12 тыс. учреждений (стационарных, полустационарных и нестационарных). За пять лет их число выросло в два раза. Особенно заметно, почти в шесть раз, увеличилось число учреждений социального обслуживания семьи, женщин и детей. В течение последних пяти лет в стране активно развивалась сеть центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также служб срочной социальной помощи. [45]

Сегодня значительная часть центров социального обслуживания – это многопрофильные учреждения, способные предоставить престарелым и инвалидам разнообразные по видам и формам услуги, включая социально-медицинские, социально-бытовые и торговые.

В половине всех центров социального обслуживания функционируют отделения дневного пребывания, в трети – отделения социальной помощи семье и детям. В этих центрах обслужено более 960 тыс. пенсионеров. Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуженных на дому, составила 1 млн.