Файл: Понятие, принципы и система социального обслуживания.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.2. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
ГЛАВА 2 ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
2.1. ПОЛУЧАТЕЛИ И ПОСТАВЩИКИ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И ИННОВАЦИИ В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ.
3.1. Развитие и эффективность социального обслуживания
Размер платы за предоставление социальных услуг и порядок ее взимания.
Номенклатуру организаций социального обслуживания в субъекте Российской Федерации.
Порядок межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения.
Порядок организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.
Перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в субъекте РФ, не может быть сокращен по сравнению с перечнем, установленным до 1 января 2015 года. Также не могут быть ухудшены условия предоставления соответствующих социальных услуг и не может быть увеличена плата за услуги для лиц, имеющих право на получение услуг до 1 января 2015 года.[35]
Также региональные органы государственной власти имеют полномочия для:
организации профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников поставщиков социальных услуг;
организация поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания в соответствии с федеральными и региональными законами;
реализация мероприятий по развитию негосударственных организаций социального обслуживания;
создания условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания.
Права и обязанности получателей социальных услуг
ФЗ РФ № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» определяет права и обязанности получателя социальных услуг.
Права получатели социальных услуг:[36]
уважительное и гуманное отношение;
получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и условиях их предоставления, тарифах на эти услуги и их стоимости для получателя социальных услуг, возможности получения этих услуг бесплатно, а также поставщиках социальных услуг;
выбор поставщика или поставщиков социальных услуг;
отказ от предоставления социальных услуг;
защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством;
участие в составлении индивидуальных программ;
обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;
свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
социальное сопровождение.[37]
Обязанности получателя социальных услуг:
предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта РФ сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг;
своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг;
соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.[38]
Вывод: Основываясь на понятиях и терминах, указанных в Федеральном законе №443-ФЗ и зная права и обязанности получателей социальных услуг, круг организаций, которые могут являться поставщиками социальных услуг и иные основные понятия и термины, мы можем говорить о правовых основах контроля качества предоставляемых услуг.
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ
С принятием нового Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и в связи с внедрением современных технологий в работе учреждения возникла необходимость усиления контрольно-аналитической деятельности, что способствовало не только повышению эффективности работы учреждения, но и переходу на новый уровень его развития.[39]
Рассмотрим опыт организации контроля организационно методического отделения государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Лабинский комплексный центр социального обслуживания населения», г. Лабинск, Краснодарского края, РФ.
Для этих целей в центре была организована группа по контролю качества предоставляемых услуг. Контроль качества предоставляемых услуг позволяет: [40]
— обеспечить наиболее благоприятные условия для достижения поставленных целей;
— решать конкретные задачи (при минимальных затратах) по производственным ресурсам.
Без систематического контроля руководителю невозможно:
— дать объективную оценку работе отделений;
— принять правильные управленческие решения.
Качественно проведенный контроль:
— своевременно выявляет отклонения от установленных показателей работы;
— устраняет недостатки на основе анализа причин;
— предупреждает ошибки;
— повышает ответственность и исполнительскую дисциплину сотрудников;
— повышает качество оказываемых услуг.
Для осуществления контроля специалистами центра было разработано Положение о группе по контролю качества предоставляемых услуг, определён порядок внутреннего контроля в учреждении.[41]
В пакет документов, необходимых для организации системы контроля, входят:
— приказ об утверждении группы контроля качества по предоставлению отделениями социального обслуживания социальных услуг на дому;
— годовой план работы учреждения в области контроля качества;
— Государственные стандарты социального обслуживания;
— справки по итогам проверки качества услуг;
— протоколы с рекомендациями по устранению недостатков в обслуживании;
— приказы директора по итогам контроля;
— ежеквартальный анализ работы центра в области качества предоставления услуг.
В настоящее время в центре действуют системы контроля плановых проверок, внеплановых проверок, самоконтроля и перекрёстная система контроля.
1-й уровень — плановые проверки, которые осуществляются группой контроля
При плановой проверке определяются:
— обеспечение соблюдения требований к порядку и правилам предоставления социальных услуг;
— анализ кадрового состава работников отделения;
— проверка состояния делопроизводства, соблюдения установленных правил и порядка ведения работы с документами, отражающими организационные функции отделения;
— соответствие предоставления социальных услуг с индивидуальной программой обслуживания получателя социальных услуг;
— полнота и своевременность предоставления социальных услуг;
— учёт рабочего времени работников отделения;
— правильность расчёта оплаты за социальное обслуживание;
— удовлетворение потребности получателя социальных услуг в получаемых услугах (его мнение);
— проведение мониторинга среди обслуживаемых «Оценка получателем социальных услуг качества предоставления социальных услуг на дому социальными работниками» (анкетирование, устный опрос).
По итогам каждой проверки:
— составляются справки;
— специалисты по социальной работе отделений предоставляют директору объяснительные и информацию о мерах по устранению недостатков в обслуживании получателей социальных услуг;
— в протоколах даются рекомендации по улучшению работы отделений социального обслуживания на дому;
— при необходимости издаётся приказ о наложении дисциплинарного взыскания сотруднику, допустившему некачественное предоставление социальных услуг.
Аналитические справки по итогам контроля обсуждаются на административных совещаниях, намечаются меры по устранению замечаний.[42]
В результате сложившейся системы в организации контроля серьёзных нарушений в ходе проверок уже не выявляется. Специалисты по социальной работе отделений своевременно и качественно оформляют документацию, работа по социальному обслуживанию населения осуществляется на должном уровне. В анкетах отсутствуют претензии со стороны получателей социальных услуг, в основном записываются благодарности за хорошую работу. Пожилые граждане, которым оказываются социальные услуги на дому, советуют своим знакомым пользоваться услугами Центра, поэтому количество получателей социальных услуг неукоснительно растёт.
2-й уровень – внеплановые проверки, которые проводятся в случаях нестандартной ситуации, по соответствующему приказу директора
Внеплановые проверки направлены на изучение ситуации и выработку мероприятий по улучшению работы отделений.
3-й уровень – система самоконтроля заключается в проверке специалистами по социальной работе отделений наличия и состояния документации, в самопроверках специалистами по социальной работе отделений своей документации и в ежедневном систематическом контроле ими качества предоставляемых услуг внутри каждого отделения Центра. Специалист по соц. работе контролирует работу соц. работника. Взаимопроверки специалистов по социальной работе отделений.
4-й уровень – перекрёстная система контроля
Осуществляется между отделениями (с целью своевременности, эффективности и квалифицированности оказания получателям социальных услуг помощи в решении их проблем, оказания помощи и внесение конкретных предложений для улучшения качества работы):
— ведение делопроизводства в соответствии с номенклатурой дел;
— выборочная проверка личных дел;
— ведение документов по контролю за выполнением индивидуальных программ.[43]
По указанным в статье данным, такая система контроля позволяет значительно улучшить исполнительскую дисциплину, повысить качество работы.
Наличие группы контроля способствует не только предупреждению возможных нарушений в области качества предоставления услуг, но и помогает добиться весьма высоких результатов деятельности учреждения, что проиллюстрировано наградами, похвальными листами, положительными отзывами получателей услуг и пр., размещенными на сайте учреждения.[44]
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И ИННОВАЦИИ В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ.
3.1. Развитие и эффективность социального обслуживания
Современное состояние системы социального обслуживания населения можно охарактеризовать понятием «становление». То есть социальное обслуживание уже есть и достаточно прочно закрепилось в нашем сознании как явление, но все еще не полностью сформировалось. Эта характеристика в полной мере относится к современному состоянию системы социального обслуживания населения.
Важнейшим признаком становления системы социального обслуживания населения является ее динамично развивающаяся инфраструктура. В Российской Федерации социальные услуги предоставляются более 12 тыс. учреждений (стационарных, полустационарных и нестационарных). За пять лет их число выросло в два раза. Особенно заметно, почти в шесть раз, увеличилось число учреждений социального обслуживания семьи, женщин и детей. В течение последних пяти лет в стране активно развивалась сеть центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также служб срочной социальной помощи. [45]
Сегодня значительная часть центров социального обслуживания – это многопрофильные учреждения, способные предоставить престарелым и инвалидам разнообразные по видам и формам услуги, включая социально-медицинские, социально-бытовые и торговые.
В половине всех центров социального обслуживания функционируют отделения дневного пребывания, в трети – отделения социальной помощи семье и детям. В этих центрах обслужено более 960 тыс. пенсионеров. Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуженных на дому, составила 1 млн.