Файл: Понятие, принципы и система социального обслуживания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ведении органов социальной защиты субъектов Российской Федерации действуют свыше 1000 стационарных учреждений социального обслуживания различных типов на 2568 мест, в том числе 406 домов-интернатов (пансионатов) для ветеранов войны и труда, 442 психоневрологических интерната, 30 специальных домов-интернатов и отделений для лиц с асоциальным поведением, отбывших наказания за совершенные ими преступления, 23 реабилитационных центра, 151 детский дом-интернат для умственно отсталых детей, семь детских домов-интернатов для детей с тяжелыми физическими недостатками. [46]

Особое значение приобретает развитие геронтологии в ее практической социальной и медицинской направленности. Некоторые дома-интернаты реорганизуются в геронтологические центры с хорошо оснащенными медицинской частью, кабинетами лечебной физкультуры и другими средствами реабилитации. При домах-интернатах создаются отделения милосердия для престарелых граждан и инвалидов, неспособных к передвижению (действуют 650 отделений, планируется организация таких отделений в большинстве домов-интернатов).

По-прежнему особо острой остается проблема лиц без определенного места жительства и занятий, «бомжей», не имеющих средств к существованию, в том числе отбывших сроки наказания в местах лишения свободы, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами. Региональные органы управления и органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по оказанию социальной помощи таким людям. Для них создается сеть социальных учреждений – специальных домов-интернатов, домов ночного пребывания.

Быстрыми темпами развивалась сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей в системе социальной защиты населения.

Определенное развитие получили учреждения социального обслуживания молодежи. В 51 субъекте российской Федерации работают более 430 учреждений, которые оказывают социальные услуги молодым людям более чем по 20 направлениям деятельности – от организации досуга и культурно-спортивной работы до психологического консультирования, наркологической помощи, планирования семьи. [47]

Развивается сеть учреждений социального обслуживания детей в системе образования. В основном сформировалась служба практической психологии в образовательных учреждениях. Одновременно создаются и развиваются психологические центры различной ориентации: психолого-педагогической помощи, социально-психологические, психолого-медико-социальные, профориентационные, социально-досуговые, реабилитационные и другие, которые, во-первых, оказывают квалифицированную многопрофильную помощь детям, родителям, педагогам, руководству образовательных учреждений, во-вторых, осуществляют профессиональную подготовку психологов, работающих непосредственно в базовых образовательных учреждениях.


Развитие социальных процессов и социального обслуживания меняет ориентацию социальных служб и отдельных специалистов в сторону углубления интереса к истории, теории и технологии социальной работы в России.

В настоящее время становится очевидным, что плодотворным путем решения многочисленных задач социального обслуживания является внедрение в практику результатов теоретического осмысления социальной работы.

На современном этапе происходит отработка моделей территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности на уровне здравого смысла, на основе опыта специалистов по социальной работе и исследователей, которые только за последние пять лет занимаются разработкой этих проблем.

Не может не тревожить тот факт, что, несмотря на очевидное для подавляющей части территорий обострение социальных проблем, усиление социально-психологической напряженности, слабо развиваются центры психолого-педагогической и экстренной психологической помощи.[48]

В условиях жесточайшего дефицита финансовых средств во многих субъектах российской Федерации пытаются решить сложнейшие проблемы семьи и детства, открывая не многопрофильные центры социальной помощи семье и детям, а отделения (нередко маломощные, однообразные по видам поддержки) помощи семье и детям. В ряде регионов типичным явлением становится процесс объединение различных видов учреждений социального обслуживания. Весьма распространены и такие учреждения, которые в силу крайне ограниченного числа специалистов по социальной работе и дефицита современных технологий не могут практически повлиять на изменение ситуации в регионе.

Органам местного самоуправления предстоит принять меры по целевому финансированию муниципальных программ, предусматривающих открытие и развитие учреждений социального обслуживания семьи и детей, материально-техническое и кадровое обеспечение их деятельности. Видимо, целесообразно ввести в местном бюджете такую строку, которая предусматривала бы гарантированную защищенность деятельности органов местного самоуправления по развитию системы социальных услуг. Необходимо упорядочить рассмотрение вопросов, связанных с передачей освобождающихся зданий под учреждения социального обслуживания населения. При формировании соответствующих бюджетов следует предусматривать выделение средств для целевого финансирования социальных служб, предоставлять им в пределах компетенции налоговые льготы.


В целях повышения статуса работников учреждений социального обслуживания, необходимо рассмотреть комплекс вопросов, связанных с улучшением оплаты труда работников социальных служб, увеличением продолжительности их отпусков, предоставлением бесплатного проезда на городском транспорте и др.

Особое внимание следует уделять повышению квалификации специалистов по социальной работе, и на базе высших и средних профессиональных учебных заведений осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации социальных работников.

По мере формирования территориальных служб социального обслуживания населения появляется потребность в управлении сетью учреждений, оказывающих услуги населению. Эта сфера, как и всякая другая, не может развиваться стихийно, она объективно нуждается в управлении, целью которого является все более полное удовлетворение потребностей людей в услугах.

3.2. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Сегодня одним из приоритетных направлений развития учреждений социальной защиты, является разработка инновационных методов работы, направленных на повышение качества предоставления социальных услуг.

Инновационные формы работы в сфере социального обслуживания, направленные на повышение качества предоставления социальных услуг.

Внедрение инновационных технологий и методов работы, разработка программ и проектов влияет не только на вовлечение пожилых людей в активную социальную жизнь, на сохранение здоровья и повышение качества социального обслуживания граждан, но и на реализацию профессиональных навыков работников учреждения.

Рассмотрим опыт работы Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Ейский комплексный центр социального обслуживания населения» г. Ейск, внедренных в работу с 2018 года.[49]

В целях мониторинга качества предоставляемых социальных услуг и своевременного выявления потребностей получателей социальных услуг

А) В городе Ейск в работу внедрена инновационная форма мониторинга качества предоставляемых социальных услуг «Социальный почтовый ящик». Для получения оперативной информации от жителей МО Ейский район о качестве предоставляемых социальных услуг и их эффективности в Ейском районе установлены «Социальные почтовые ящики», так за 1 полугодие 2018 года поступило 51 обращение от граждан, содержащие благодарности работникам учреждения.[50]


Б) В г. Москва, в учреждениях социальной защиты населения установлены специальные стенды для голосования и журналы обращений, существующие и в электронном виде – на сайте учреждения, на сайте Департамента труда и социальной защиты населения, а также на портале mos.ru.[51]

С целью оперативного решения вопросов, интересующих получателей социальных услуг

А) В г. Ейск внедрена в работу инновационная форма «Горячая линия».

Б) Подобная форма есть и в других регионах. За последние годы зарекомендовала себя как наиболее эффективная.

С целью оказания экстренной юридической и/или психологической помощи пожилым гражданам, реализуется инновационная форма «On-line доверие».

С целью мониторинга качества предоставления социальных услуг, а также расширения способов информирования получателей социальных услуг о деятельности учреждения внедрена инновационная форма «On-line консультация для маломобильных граждан посредством программы Skype».

В целях своевременного контроля качества и мониторинга степени удовлетворенности получателей социальных услуг, специалистами учреждения, в телефонном режиме, ежемесячно опрашиваются вновь принятые получатели социальных услуг по социальному обслуживанию на дому.

В целях повышения качества предоставления социальных услуг, с привлечением сторонних организаций (медицинских учреждений, аптечной организации) учреждением внедрена в работу инновационная форма «Сторонний мониторинг», которая позволяет определить удовлетворенность качеством предоставления социальных услуг, через незаинтересованное лицо.

Разработки онлайн-мониторинга качества предоставляемых услуг (в том числе и социальных) начали внедряться в г. Москва еще с 2012 года. Для этого было последовательно создано множество интернет-ресурсов: приемных, порталов, сайтов и пр. А результатом объединения всех дистанционных наработок в области контроля качества услуг – стало создание 26.10.2015 года общегородского портала mos.ru, настольно масштабного, что описывать полностью его деятельность в рамках курсовой работы не представляется возможным.[52]

Речь идет не только о работе с пожилыми и инвалидами, но также об осуществлении мощной поддержки семей с детьми, граждан БОМЖ и т.д.

Основной же задачей социальной работы с пожилыми людьми остается выявление социальной проблемы, от характера которой будет зависеть определение содержания, форма и методы социальной работы.


Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что сегодня, важной задачей, стоящей перед работниками системы социальной сферы, является внедрение в практическую деятельность как традиционных, так и инновационных технологий. Инновационный процесс должен быть комплексным и постоянно совершенствоваться. Примером такого общероссийского инновационного внедрения, можно назвать создание Социальной карты РФ.[53]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Являясь социальным государством, Российская Федерация ведет свою политику с учетом социальных потребностей населения. В том числе и в сфере социального обслуживания граждан.

При рассмотрении установленного ФЗ №422-ФЗ понятия социального обслуживания граждан, принимая во внимание также научно-теоретические и практические работы авторов в сфере права социального обеспечения, было выявлено, что тенденцией современного социального обслуживания является предоставление социальных услуг, на основе принципов и согласно системе социального обслуживания.

Новым законодательством достаточно четко определен порядок получения социальных услуг, обозначены поставщики и получатели таких услуг, с учетом стандартов, контролем эффективности и соответствия этим стандартам и обратной связью.

Сегодня, важной задачей, стоящей перед работниками системы социальной сферы, является внедрение в практическую деятельность как традиционных, так и инновационных технологий. Инновационный процесс должен быть комплексным и постоянно совершенствоваться.

Для дачи оценки эффективности социальной работы в РФ с учетом инноваций, был рассмотрен опыт работы Ейского, Лабинского учреждений социального обслуживания и опыт г. Москвы в сфере оказания услуг, в том числе и социальных и сделаны следующие выводы:

  1. Основной задачей социальной работы с пожилыми людьми является выявление социальной проблемы, от характера которой будет зависеть определение содержания, форма и методы социальной работы.
  2. В целях повышения статуса работников учреждений социального обслуживания, необходимо рассмотреть комплекс вопросов, связанных с улучшением оплаты труда работников социальных служб, увеличением продолжительности их отпусков, предоставлением бесплатного проезда на городском транспорте и др.
  3. Особое внимание следует уделять повышению квалификации специалистов по социальной работе, и на базе высших и средних профессиональных учебных заведений осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации социальных работников.
  4. По мере формирования территориальных служб социального обслуживания населения появляется потребность в управлении сетью учреждений, оказывающих услуги населению. Эта сфера, как и всякая другая, не может развиваться стихийно, она объективно нуждается в управлении, целью которого является все более полное удовлетворение потребностей людей в услугах. Примером такого общероссийского инновационного внедрения, можно назвать создание Социальной карты РФ.