Файл: Принципы организации и место нотариата в Российской Федерации.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
Принцип независимости находит свое отражение в ст. 5,12 Основ о нотариате, и главное здесь именно соблюдение конституции, а не чьих либо интересов или результата давления. Поэтому принцип независимости выделяет некоторые аспекты:
-Суть не в полной независимости, а в независимости при конкретном нотариальном действии, когда решение самостоятельное с учетом юридико-фактического состава;
-независимость ограничена Конституцией, ФЗ и т.д.;
-при обязательном членстве в нотариальной палате, нотариус соблюдает требования этой палаты.
Так же сами гарантии независимости делятся на:
- организационные (на иные виды деятельности)
- экономические (самофинансирование)
- правовые (юридические гарантии в соответствии с нормативными предписаниями).
Следующий принцип самофинансирования является правилом, при котором, деятельность нотариуса обеспечивается самостоятельно самим нотариусом за счет нотариальных тарифов, устанавливаемых государством[53].
Принцип самофинансирования отражен в содержании ст. 22, 23, 17, 18 Основ о нотариате, и имеет такие сегменты как:
- в системе латинского нотариата нотариус самостоятельно занимается расходами связанными с деятельностью нотариуса, а также с расходами связанными с содержанием персонала, архивной деятельности.
- тарификация услуг и деятельности нотариуса установлена и регламентируется законом и государством, в отличие от адвокатов и юристов.
- тарификация услуг нотариуса определяется принципом «социального равновесия»[54].
В соответствии, с которым, действия нотариуса, много затратные по времени, при наличии низкой стоимости, либо вообще освобожденные от уплаты тарифов государством, как бы «субсидируются» за счет иных действий с высокой стоимостью;
- предоставление льгот лицам полностью освобожденных от уплаты нотариальных тарифов в соответствии с законом. Льготная или бесплатная тарификация покрывается за счет средств нотариуса.
- нотариус уплачивает налог как субъект налоговых отношений.
Принцип национального языка нотариального производства является правилом, при котором нотариус осуществляет свою деятельность на языке предусмотренном законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, а лицам, не владеющим языком, обеспечивается возможность перевода с целью понимания ими совершаемых нотариальных действий (ст. 10 Основ)[55].
Принцип обеспечения тайны совершения нотариальных действий, является таким правилом, при котором, все документы и информация, устная или письменная и используемая при работе нотариуса, обеспечены, нотариальной тайной и охраняются законом[56]. За разглашение сведений являющихся нотариальной тайной, применяется ответственность в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Данный принцип отражен в содержании ст. 5, 16, 28 и других статей Основ о нотариате и является одним из основных принципов нотариата.
Принцип обеспечения тайны совершения нотариальных действий содержит целый ряд аспектов, среди которых: распространение обязанности обеспечивать тайну нотариальных действий и нотариального производства распространяется на нотариуса, а так же лиц, работающих в нотариальной конторе, стажеров, помощника нотариуса, должностных лиц и работников нотариальной палаты[57]. Помещение нотариальной конторы должно обеспечивать принцип обеспечения конфиденциальности и тайны совершения нотариальных действий.
При вызове нотариуса в судебную инстанцию для дачи показаний, нотариус не наделяется свидетельским иммунитетом. В данном случае он освобождается от ответственности за разглашение сведений, составляющих нотариальную тайну, с ограничение случаев, когда нотариус освобожден от сохранения тайны решением суда, когда против нотариуса заведено уголовное дело и когда нотариус является свидетелем на стадии дознания по уголовному делу[58].
Принципы нотариата в зарубежной практике зачастую идентичны российским принципам нотариальной деятельности. К принципам латинского нотариата относятся:
- нотариус является публичным должностным лицом, его полномочия определены государством, в том числе и тарификация его деятельности. При этом действует принцип самофинансирования. Основная деятельность нотариуса – это наделение частных соглашений статусом аутентичного характера, особой доказательственной и исполнительной силы, защита публичного интереса; с обязательным членством в нотариальной палате[59].
Англосаксонская правовая система нотариата не имеет цели и не является доказательной в судебных инстанциях. В основном это роль нотариуса – это засвидетельствование копий и подписей. Соответственно данным родом деятельности уполномочены заниматься даже временно наделённые статусом нотариуса люди, не имеющие юридической компетенции. Их задача свидетельствовать простые процессы[60].
Нотариальное удостоверение в англосаксонской правовой системе нотариата отсутствует, и доверенность может быть дана в простой письменной форме (допускается устная форма). Единственное условие – это присутствие юриста[61].
Таким образом, принципы нотариальной деятельности в России соблюдают Конституцию государства и носят обязательный характер. А так же принципы нотариальной деятельности схожи с основными принципами мирового нотариата, кроме англосаксонского нотариата и направлены на соблюдение законности.
2.2.Место нотариата в Российской Федерации
Нотариат в Российской Федерации выступает в обществе одним из наиболее значимых юридических институтов государственной деятельности. Вопрос о месте нотариата в правовой системе России в целом и в системе гражданской юрисдикции является актуальным.
Серьезной проблемой является недооценка и неиспользование полностью всего позитивного потенциала института нотариата в правовой системе, который способен решать значительное число проблем современного гражданского оборота. Не раскрыты в полной мере публично-правовые начала нотариальной деятельности[62].
Понятие нотариата весьма неоднозначно. Ю.Н. Власов и В.В. Калинин считают, что нотариат это правовой институт, а также система государственных органов и должностных лиц, на которых возложена обязанность по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации[63].
Е.Э. Денисова полагает понимать под нотариатом отрасль законодательства. А в Основах законодательства РФ о нотариате излагается абстрактное толкование термина нотариат[64].
Центральным признаком нотариата, который определяет его правовую природу, следует считать юрисдикционную, правоохранительную функцию. Поскольку, она является продолжением, детализацией функции Министерства юстиции по организации юридических услуг и правовой помощи.
Реестр государственных нотариальных контор и частнопрактикующих нотариусов, ведет федеральный орган исполнительной власти в области юстиции. А с другой стороны нотариат и суд осуществляют единую функцию предварительного и последующего контроля за законностью в гражданском обороте.
Поэтому их деятельность тесно связана, так как суд рассматривает жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении, нотариальные акты оспариваются в порядке искового производства в суде или арбитражном суде, при совершении некоторых действий нотариальный орган, как и суд; руководствуются нормами ГПК, принудительное взыскание по исполнительной надписи осуществляется по правилам исполнительного производства и др.[65]
В отличие от суда, который рассматривает в гражданском процессе споры о праве, нотариат выполняет функции, направленные на предупреждение гражданских нарушений в будущем. Таким образом, деятельность нотариата имеет предупредительный характер.
Нотариат как система нотариальных органов раскрывается в трудах О.В. Романовской и Г.Б. Романовского, они квалифицируют данные органы в качестве административных, но с особым статусом, так как нотариат не выполняет управленческие функции, а решает социальные задачи[66]. При этом, как указывает И.В. Москаленко, нельзя отождествлять нотариат как органы, осуществляющие нотариальную деятельность, с самой нотариальной деятельностью[67].
Однако ввиду двойственной природы нотариальной деятельности понимание нотариата в качестве системы государственных органов и должностных лиц представляется неоднозначным. Нотариус является как представителем гражданского общества, так и носителем публично-правовых полномочий. Уникальность института нотариата заключается в том, что он обладает дуалистической природой, функционируя на границе частной и публичной сфер[68].
В этой связи нельзя однозначно охарактеризовать статус нотариусов и нотариата в целом в качестве элементов публично-властного механизма (из чего следует статус государственного органа или государственного должностного лица) либо структурных единиц гражданского общества (которые отделены от публичной власти и не могут квалифицироваться в качестве государственных органов или соответствующих должностных лиц).
Согласно ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи[69].
Нотариат должен обеспечивать осуществление указанных конституционных прав граждан путем совершения нотариусами, предусмотренных законодательством, нотариальных действий, поскольку нотариальная деятельность заключается в удостоверении и подтверждении прав и фактов, с целью пресечения возможных нарушений.
Населению оказывается юридическая помощь всевозможными представителями юридических профессий России: частными юристами, адвокатами, нотариусами. Наиболее близки между собой такие правовые институты, как адвокатура и нотариат.
Деятельность нотариусов не является предпринимательством, она происходит в рамках нотариального производства и жесткой связанности рамками закона. Нотариус обеспечивает для всех участников производства при совершении конкретного действия равные правовые условия, исполняя обязанность по соблюдению закона в отношении всех лиц, в том числе и не обратившихся к нему, но права, которых затрагиваются при совершении нотариального действия.
В современном обществе нотариат является особым институтом, который содержит специфику своей деятельности. Однако в настоящее время кроме нотариусов нотариальные действия осуществляют органы и должностные лица, которые указаны в ст. 185.1 и 1127 ГК РФ[70], ст. 37, 38 Основ законодательства РФ о нотариате[71].
Все же стоит заметить, что данные действия осуществляются только в ситуациях, когда в местности нет нотариуса либо при возникновении экстренных обстоятельств, а комплексное оказание юридической помощи и внесудебное урегулирование споров являются главными обязанностями нотариусов.
Стоит подчеркнуть, что центром нотариальных исследований одним из основных вопросов названо обсуждение выбора наиболее оптимальной модели усовершенствования российского нотариата[72].
Особое внимание уделяется позиции В.В. Яркова, который внес предложение о модели активного нотариата. В соответствии с данной моделью перед нотариатом ставится задача комплексного оказания юридической помощи всем гражданам, которые обратились к нотариусу, и он наделен полномочиями по сбору необходимых документов для совершения нотариального действия[73].
Таким образом, активная модель нотариата может способствовать снижению уровня коррупции в системе государственного управления. К тому же, такая деятельность будет основана на публично-правовых полномочиях нотариуса и совершение юридических действий станет более удобным для граждан. Данная модель была положена в основу законопроекта «О нотариате и нотариальной деятельности»[74].
За последние десятилетия коренным образом изменились статус, функции и порядок деятельности нотариата. Имевший строго государственную природу советский нотариат стал активно замещаться новым российским нотариатом, основывающимся на принципах профессиональной корпоративности, совмещения функций носителя публично-правовых полномочий и представителя гражданского общества[75].
С одной стороны, юридическая деятельность нотариусов осуществляется от имени государства, что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов и предопределяет специальный публично-правовой статус нотариусов.
С другой - нотариат все более активно позиционируется в качестве корпоративного сообщества частнопрактикующих лиц свободной профессии, имеющих гражданскую самостоятельность, высокую степень самоуправления при ограниченном административном контроле со стороны государства, активно оказывающих гражданам и организациям необходимые юридические услуги за соразмерную плату[76].