Файл: Принципы организации и место нотариата в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Нотариат как звено системы государственного управления и вид государственной деятельности имеет различные, чрезвычайно важные для исследования специфики его административно-правовых основ составляющие.

Нотариат в Российской Федерации прошел достаточно большой путь становления как института защиты прав и свобод граждан и в настоящее время представляет собой систему государственных органов, а также должностных лиц, которым в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате предоставлено право совершать нотариальные действия.

Существующая в настоящее время система правовых норм, регулирующих порядок совершения нотариальных действий и взаимоотношения нотариуса с участниками нотариального производства, сформировала в России институт нотариата, приближенный к нотариату латинского типа, одним из базовых признаков которого является защита публичного интереса.

В истории развития института государства и права России нотариат как одна из важнейших составных частей правовой системы государства занимает особое место. Процесс становления нотариата в России занял большое количество исторического времени. При этом зарождение отечественной нотариальной службы было обусловлено объективными причинами: необходимостью удостоверения, свидетельствования, подтверждения и правового закрепления собственности и документов. В каждом из исторических периодов в государственно-правовом развитии России нотариат выполнял присущие только для него задачи.

Нотариат в России призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Таким образом, тема курсовой работы является актуальной для исследования.

Цель работы – исследование нотариата в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть историю становления и развития нотариата в России;

2.Охарактеризовать сущность института нотариата в России;

3.Изучить принципы организации нотариата в России и за рубежом;

4.Выявить место нотариата в Российской Федерации.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

В первой главе курсовой работы исследованы становление, развитие и сущность нотариата в России.

Во второй главе курсовой работы охарактеризованы принципы организации и место нотариата в Российской Федерации.


Нормативно-правовая база исследования: Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ГПК РФ), Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и др.

Теоретическая основа для написания курсовой работы - исследования таких авторов, как Аронов Д.В., Афанасьева Е.А., Бегичев А.В., Белицкая А.В., Браева С.Э., Власов Ю.Н., Голь Н.М., Денисова Е.Э., Денисова Ю.Н., Долганова И.В., Друзяка А.В., Захаров В.В., Зацепина С.А., Кашурин Н.И., Клячин Е.Н., Кодинцев А.Я., Кондракова И.А., Красюкова Т.А., Кудинов О.А., Кулишова Р.Т., Куропацкая Е.Г., Моисеева О.В., Москаленко И.В., Омельянчук И.В., Петрова Э.С., Пособило Н.В., Поцепнева М.А., Прокудина Л.А., Романовская О.В., Румянцева В.Г., Сазонова М.И., Соболева Л.Н., Стешенко А.А., Сучкова Н.В., Филиппова О.В., Черемных И.Г., Шарафетдинов Н.Ф., Ярков В.В. и др.

1.Сущность и роль нотариата в России

1.1.История становления и развития нотариата в России

Приход к власти в 1917 году большевиков повлек за собой слом старого государственного аппарата. Эти изменения коснулись и нотариальных контор, поскольку первоначально последние фактически перестали в связи с этим работать. Однако, по верному замечанию В.В. Захарова, «новое руководство не собиралось полностью отказываться от принципа нотариального удостоверения юридических фактов, давно укоренившегося в сознании граждан и позволявшего контролировать большинство юридически значимых действий»[1]. Так, уже в Декрете о суде № 2, изданном в 1918 г., говорилось о необходимости выполнения нотариусами надписей о понудительном исполнении по векселям, закладным и нотариальным заемным письмам[2].

Молодая советская власть пыталась раз за разом определить
место нотариата в новом государстве, с учетом того, что общественные отношения, защищаемые нотариатом, во многом были разрушены или сильно видоизменены (отмена дарения, ликвидация института частной собственности и др.).

Делала она это недостаточно продуманно: с одной стороны, ею принимаются нормативные документы, возлагающие на нотариат функции удостоверения сделок и придания юридической силы отдельным документам[3]; с другой стороны, она заявляет о ликвидации нотариальных контор при советах депутатов как пережитка буржуазного общества (Циркуляр от 09.12.1918 Наркомата юстиции № 9)[4], с передачей их полномочий другим учреждениям – социальным, коммунальным и пр. Практика советской действительности меж тем свидетельствовала о востребованности нотариата советскими гражданами. Так, канд. ист. наук А.А. Друзяка приводит сведения о том, что, по данным реестров благовещенского нотариуса В.И. Родзаевского, в течение мая 1918 г. в его конторе было засвидетельствовано 128 различных актов, а в течение мая 1919 г. – уже 420[5]. Есть основания считать, что схожим образом обстояло дело и в других регионах[6].


Может быть, если бы не НЭП, нотариат действительно был бы ликвидирован, но в годы НЭПа советскому руководству стало очевидно, что нотариат нужен как структура, «способная содействовать осуществлению государственного контроля над гражданским оборотом в части заключения сделок с частнокапиталистическими элементами» (Тезисы о нотариате от 26.12.1921 г.)[7].

Никакой другой советский правовой орган не смог бы так справиться с подобной задачей, как это сделал бы нотариат. Поэтому следующим шагом советского руководства стало введение в действие Положения о нотариате 1922 г.[8], которым на нотариат возлагались полномочия засвидетельствования отдельных договоров в обязательном порядке, а остальных – по желанию сторон, совершение протеста векселей; засвидетельствование доверенностей и копий со всякого рода документов и выписок из торговых книг, а также подлинности подписей.

Во многих городах и весях в соответствии с названным Положением открывались нотариальные конторы.

Со свертыванием НЭПа стало казаться, что в услугах нотариата страна больше не нуждается.

Правоведы того времени всерьез обсуждали вопрос о его ликвидации, тем более что страна вступила в новый этап социалистического строительства, в котором нотариату не было места[9]. Но рядовые советские граждане, видимо, считали иначе, потому как есть данные, что, к примеру, в Свердловской области в 1935 г., т. е. накануне крупной реформы
нотариата, количество нотариальных действий, производимых Свердловской конторой, продолжало возрастать; обращающиеся в эту контору лица, не доверяя исполкомам, стремились получить регистрацию у единственного областного нотариуса[10].

В этой связи не удивительно, что в 1936 г. советское руководство приняло решение вовсе не о ликвидации, а о воссоздании нотариальной системы[11].

Вполне вероятно, что такое решение было продиктовано еще и тем, что РИКи и городские советы, которым в начале 30-х годов были переданы некоторые ключевые функции нотариата, неудовлетворительно вели нотариальную работу, исполнительные надписи выдавались ими произвольно и с пропуском исковой давности[12]

Конечно, советское руководство еще не раз видоизменяло законодательство о нотариате, вплоть до распада Советского Союза, однако кардинально роль, значение нотариата в правовой системе Советского государства в связи с этим не менялись.


В самом общем виде, такие роль и значение советского нотариата можно для себя представить, исходя из следующих суждений специалистов:

- «советский нотариат являлся органом государственного управления, оказывающим населению определенный набор государственных услуг»[13];

- «нотариат, при отсутствии института частной собственности, выступал в качестве придатка к правовой системе государства. В большинстве случаев его роль сводилась к удостоверению небольшого числа бытовых сделок и оформлению документов о наследстве»[14];

- «нынешний нотариус – это уже не лицо с функциями технического работника государственной нотариальной конторы советского периода. Нотариальная защита прав граждан – это уже не декларативная норма, а сам нотариат – не бюрократический орган исполнительной ветви власти»[15].

К началу 90-х годов многие специалисты разделяли точку о реализации нотариатом в одном ряду с судами функции защиты прав граждан[16].

В 1993 году принимаются Основы законодательства о нотариате[17]. Теперь, в новых экономических условиях, с возращением частной собственности, нотариат становится внебюджетной структурой, хотя при этом нотариусы и действуют как лица публичного права, а совершаемые ими нотариальные акты освящаются авторитетом государства.

Современное значение нотариата в самом общем виде можно охарактеризовать словами Министра юстиции РФ А. Коновалова, который назвал его одним из важнейших институтов нашего общества, призванным обеспечивать права и свободы граждан, стабильность гражданского оборота, само существование демократического, правового государства[18].

Соглашаясь с данным утверждением, позволим себе несколько конкретнее сказать об основном назначении современного нотариата, которое, по нашему мнению, главным образом состоит в том, чтобы выступать гарантом юридической безопасности участников гражданского оборота. Поясним свою мысль.

Речь идет, в частности, о том, что с переходом к рыночной экономике российские граждане получили индивидуальную свободу сделок, притом, что правовая культура у них по-прежнему находится на низком уровне, да к тому же большей частью граждане доверчивы, а желающих воспользоваться их доверчивостью немало[19].

В связи с этим, возникает вопрос: к кому им пойти за защитой при вступлении в имущественные отношения, как к не нотариусу? К тому же нотариус ведь не чиновник, к нему и доверия больше.


Вместе с тем после принятия Основ государство скорее равнодушно относилось к судьбе нотариата, нежели заботилось о его процветании. Последнее не могло отрицательно не сказаться на роли нотариата в правовой системе России: он был во многом вытеснен из сферы гражданского оборота на законодательном уровне, а более половины совершаемых нотариусами действий стало составлять и до сих пор составляет свидетельствование верности копий документов и подписей на них.

Неудивительно, в этой связи, существование факта подготовки
и последующего широкого обсуждения юридической общественностью проекта нового закона «О нотариате и нотариальной деятельности»[20]. Его разработчиками предполагалось, что в нем наконец-то появится точное и однозначное раскрытие содержания предназначения нотариата (получается, что до настоящего времени с этим есть затруднения)[21].

Законопроектом предполагалось ввести ряд новых нотариальных действий, а также возложить на нотариуса обязанности по комплексному оказанию юридической помощи.

Последнее, кстати, надлежит считать одним из столпов проводимой
реформы нотариата. Сейчас нотариус – лишь промежуточное звено в процессе совершения юридически значимых действий, которое иногда просто опускается, а ведь в зарубежных странах нотариус – «душа» гражданского оборота.

Реализация этого реформаторского предложения позволит перейти к так называемой модели активного нотариата[22]. В законопроекте также предлагается закрепить признание юридической силы нотариального акта, доказательственной силы и публичного признания нотариально оформленных документов и т.д.[23]

Вектор подобных изменений, как мы полагаем, продиктован стремлением до конца сделать российский нотариат нотариатом латинского типа. Ведь как раз таки согласно принципам латинского нотариата, основная функция нотариуса – придание частным соглашениям аутентичного характера, особой доказательственной и исполнительной силы, защита публичного интереса[24].

Подводя итоги изучения вопроса о роли нотариата в советской и постсоветской истории, можно сделать вывод о том, что:

- в первые годы существования Советского государства его руководство не могло точно определить место нотариата в нем и не исключало полной ликвидации этого института;

- советские же граждане, видимо, еще с царских времен привыкшие к нотариату как к учреждению по удостоверению юридических фактов, не переставали пользоваться его услугами и в начальный советский период;