Файл: Проблемы формирования и развития валютной системы Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- постоянно фиксированные курсы.

Валютная политика — относительно самостоятельная составная часть общей макроэкономической, в том числе денежно-кредитной, государственной политики России. В сложных условиях перехода к рыночной экономике она направлена на достижение главных задач страны: преодоление спада производства и обеспечение эко­номического роста, сдерживание инфляции и безработицы, поддер­жание равновесия платежного баланса.

Юридически валютная по­литика оформляется валютным законодательством, которое регу­лирует порядок совершения операций с валютными ценностями.

Средством реализации валютной политики России является ва­лютное регулирование - государственная регламентация валютных отношений, издание нормативных актов, валютный контроль и опе­ративное руководство со стороны соответствующих государствен­ных органов, заключение международных валютных соглашений. Валютное регулирование в России, как и в странах с развитой рыночной экономикой, является преимущественно нормативным.

Валютная политика в России, как и в других странах, в зависи­мости от ее целей и форм имеет две основные разновидности. Одной из них является осуществление стратегических, структур­ных, долговременных изменений в национальном валютном меха­низме, другой — повседневное, оперативное регулирование теку­щей валютной конъюнктуры.

Цель стратегической, структурной политики России состоит в формировании цельной национальной валютной системы, кото­рая должна соответствовать, с одной стороны, условиям рыноч­ной экономики, а с другой - структурным принципам мировой валютной системы, зафиксированным в уставе МВФ. Это пред­полагает[7]:

1) образование полномасштабного внутреннего валют­ного рынка;

2) формирование рынка золота и других драгоценных металлов;

3) введение свободной конвертируемости рубля по теку­щим международным операциям;

4) установление единого курса рубля по отношению к иностранным валютам;

5) преодоление долларизации экономики;

6) интегрирование национального ва­лютного механизма в мировую валютную систему, полноправное участие России в деятельности мировых финансовых организаций.

Текущая валютная политика оказывает воздействие на объем, характер и структуру рыночных операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями, на динамику валютного курса. Основными направлениями (формами, видами) этой политики России являются[8]:


- во-первых, регулирование степени конвертиру­емости рубля, ослабление или ужесточение валютных ограничений;

- во-вторых, осуществление повседневного валютного контроля за внешнеторговыми и другими текущими операциями с целью проти­водействия «бегству» капитала за границу;

- в-третьих, привлечение иностранного капитала в российскую экономику;

- в-четвертых, упра­вление международными ликвидными (золотовалютными) резер­вами;

- в-пятых, установление и изменение режима валютного курса рубля;

- в-шестых, регулирование валютного курса.

Таким образом, в регулировании элементов национальной валютной системы России реализуются задачи структурной и текущей валютной по­литики. Конечная цель — оздоровление валютно-финансового положения страны, восстановление ее платежеспособности и кре­дитоспособности, укрепление рубля.

1.2 Использование рубля во внешней торговле

Министр финансов Антон Силуанов заявил, что Россия постепенно будет вытеснять доллар из оборота во внешнеэкономической деятельности. Задача правительства заключается в том, чтобы перевести 90% всех внешних платежей в национальную валюту. По мнению специалиста, это позволит избежать денежной разницы при колебаниях валют. А ведь страна значимо зависит от курса доллара к рублю.

 Предпосылки к такому действию есть. Например, Китай согласен переводить расчеты в национальных валютах, избегая при этом доллара. Но вопрос возникает со стороны тех граждан, которые держат валютные вклады. Многие обеспокоены, а смогут ли они и далее свободно менять доллары, хранить их на банковских счетах и расплачиваться с иностранными юридическими лицами. Ведь некоторые операции с заграничными компаниями необходимо проводить в валюте (например, покупка специализированного оборудования или сырья).

На данном этапе вице-премьер заявил, что никаких опасений у граждан может не возникать. Государство не будет накладывать ограничения или запреты на пользования валютными средствами в пределах страны или для совершения операций за границу. Речь идет лишь о внешнеэкономической торговли страны. При этом депозитные проценты по валютным вкладам не изменятся, как и условия договоров.

Недавно было опубликовано заявление главы банка ВТБ, в котором Андрей Костин заявил, что они готовы действовать даже при ужесточении в их сторону санкций от западных коллег. Даже при запрете валютных операций банки готовы платить вкладчикам по актуальному курсу, но в рублях. Или, как альтернатива, переводить проценты на другие финансовые учреждение, которые смогут выводить $ напрямую.


Глава ЦБ России заявила, что объем валютных вкладов граждан в банках не превышает цифру в 90 миллиардов долларов. В сравнении с оборотом страны, это лишь капля в море. Поэтому частным вкладчикам бояться не стоит[9].

Подобные заявления внушают определенный позитив в плане сохранности своих валютных сбережений и возможности распоряжаться ими и в будущем даже при ужесточении экономической политики ЦБ. 

Непривлекательность российской валюты для международных торговых сделок объясняется несколькими причинами (приложение 1).

Идея торговли с внешними партнерами за рубли, давно и старательно преподносимая правительством РФ в качестве альтернативы торговли за доллары и евро, потерпела окончательное фиаско. И самое печальное, что торговать с Россией за ее национальную валюту отказались не западные страны (там данная тема даже не рассматривается), а ближайшие партнеры по БРИКС.

По данным 2013-2017 г., доля рублевых расчетов в импортных сделках со странами БРИКС упала в полтора раза: с 5,8% в 2013 году до 3,7% в 2017-м. Китай сократил долю рублевых контрактов в 2017 до 2,7%, что делает ее сопоставимой со статистической погрешностью. Наибольшую рублевую долю в контрактах с Россией сохраняет Индия (это объясняется сложной системой поставок туда российского оружия и обслуживания уже поставленной техники), но и там, если в 2013 году в рублях оплачивалось 24,1% поставок, то в 2017 году их доля сократилась до 20,8%[10].

В чем причина такого нежелания наших партнеров использовать в расчетах национальную валюту РФ?

«С Россией не хотят торговать за рубли по нескольким причинам, - пояснил «Yтру» вице-президент Золотого монетного дома Алексей Вязовский. Во-первых, рубль крайне волатильная, изменчивая валюта. Достаточно вспомнить 2008 или 2014 годы, когда рубль падал к доллару и евро в два и более раза. Никаким нашим внешнеторговым партнерам не нужны подобные риски. Во-вторых, экономика России - это 1,7% общемировой. Наша доля в глобальной торговле слишком мала, чтобы наша валюта, которая еще сильно зависит от цен на нефть, представляла интерес».

Но главное в том, что купить что-либо на российскую валюту можно только в самой России, тогда как на доллар, фунт, евро, иену или швейцарский франк можно купить практически все и везде.

В основе свободной конвертируемости валют тех или иных стран лежит их экономика, производящая товары и услуги, соответствующие самым высоким требованиям. Котироваться на рынке будет валюта той страны, которой всегда есть, что предложить своим соседям и партнерам. Допустим, продавец из Швейцарии с удовольствием берет в оплату поставленного им на рынок оригинального высококачественного сыра японскую иену, так как он понимает, что на эту валюту можно купить не менее качественные японские машины и оборудование.


Впрочем, определенные оговорки имеются и тут. Дело в том, что свободное конвертирование валюты накладывает на страны и их Центробанки довольно жесткие требования.

Именно по этой причине в число основных мировых валют до сих пор не входит китайский юань: власти КНР всеми силами препятствуют укреплению юаня, считая сильную национальную валюту угрозой экспортному потенциалу страны[11].

В настоящий момент ситуация кардинально изменилась в пользу России, с 2018 г. Россия вместе со своими партнерами по БРИКС увеличила долю экспортных расчетов в рублях в 7,2 раза в сравнении с 2013 г., а в евро – почти в восемь раз. Подробнее об изменениях в валютной структуре экспорта России сообщает международная аудиторско-консалтинговая сеть FinExpertiza, передает «РИА Новости».

По подсчетам международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, доля расчетов в долларах внутри БРИКС снижается: на расчеты в рублях приходится $6,3 млрд, евро – $6,3 млрд, в национальных валютах – $2,7 млрд. Участие доллара в экспорте в страны БРИКС снижено на 20% и составляет 77% ($51 млрд).

Доля доллара в обороте российского импорта снизилась на 18% и составила 72,3%, ($42,4 млрд), в евро выросла на 9,3% – до 4,7% ($2,8 млрд), доля рубля не изменилась ($3 млрд). Тем временем расчеты в национальных валютах за выросли в восемь раз – до 17,7%, ($10 млрд), а общий товарооборот со странами БРИКС с 2014 г. вырос до $125 млрд (до этого был $105,4 млрд).

По мнению председателя совета директоров сети FinExpertiza Елены Трубниковой, драйвером отказа от расчетов в долларах и перехода на расчеты в национальных валютах между странами БРИКС является рост товарооборота. Только паритет импортно-экспортных операций способен обеспечить взаимный спрос на валюту другой стороны.

Значительные изменения в валютной структуре экспорта России произошли в расчетах с Китаем и Индией. Так, касаемо Китая, заметно сокращение доли доллара как в экспорте, так и в импорте. За пять лет доля доллара в оплате экспортируемых товаров снизилась на 18% и составила 79%, в расчетах по импорту – на 20%, до 72%.

Расчет с Индией изменился заметнее всего: использование доллара сократилось на 40%, до 58,2%. Расчеты в рублях выросли в 33,8 раза – до 37,2%.

Возвращаясь к России, разберем еще один пример. Довольно часто можно слышать следующее высказывание: а почему бы нам не продавать свои нефть и газ за рубли? На первый взгляд, предложение кажется вполне логичным, так как и нефть и газ являются товаром с абсолютным спросом во всем мире.


Однако в этом случае упускается вторая составляющая – уникальность товара. Увы, при всей своей востребованности, нефть и газ добывают не только в России, но и во многих других странах. А это значит, что если покупателю не захочется перед покупкой нефти приобретать еще и российский рубль, неся довольно заметные транзакционные издержки, он вполне может купить топливо у любого из сотни других поставщиков за доллары США, причем в большинстве случаев доллар не будет являться национальной валютой покупателя.

Таким образом, помимо нефти, на американские доллары можно купить еще много различных других нужных товаров и услуг, а транзакционные издержки будут существенно ниже, чем по весьма экзотическому для мирового валютного рынка рублю.

1.3 Анализ структуры государственного долга в России

Долговая политика РФ на 2017-2019 годы предусматривает умеренное увеличение государственных заимствований. Согласно прогнозам Минфина, отношение госдолга к ВВП достигнет 15,7%, что приведет к увеличению затрат на обслуживание задолженности. Несмотря на данную тенденцию, уровень долговой нагрузки на бюджет далек от критического рубежа.

Планируемое увеличение нагрузки.

Повышение нефтяных котировок и восстановление экономического роста обеспечили бюджет дополнительными поступлениями. Однако расходы государственной казны продолжают превышать запланированные доходы, что вынуждает чиновников искать дополнительные источники финансирования.

В 2017-2018 гг. правительство активно использовало ресурсы Резервного фонда, которые помогли преодолеть негативные последствия кризиса. В результате запасы полностью исчерпались, что подтолкнуло правительство наращивать долговые обязательства[12].

В рамках утвержденной долговой политики РФ на 2017-2019 гг., отношение государственного долга к показателю ВВП будет увеличиваться с 13,2% до 15,7%. Это приведет к росту затрат на обслуживание госдолга до 5,4% (по итогам 2018 года данный показатель составлял 3,8%).

Представители Минфина подчеркивают, что изменение объема государственных заимствований будет связано с макроэкономическими факторами. Данный инструмент поможет преодолеть следующие угрозы для устойчивого развития национальной экономики[13]: