Файл: Проблемы формирования и развития валютной системы Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Замедление роста мировой экономики.

- Геополитическая напряженность.

- Снижение спроса на сырьевых рынках, которые являются ключевыми для РФ.

- Структурные дисбалансы российской экономики.

- Падение уровня инвестиций.

- Ухудшение демографических факторов.

Чиновники считают, что заимствования станут ключевым источником покрытия дефицита бюджета. Относительная доля данного инструмента в 2019 году превысит 90% (в 2017 году за счет госдолга финансировалось 20% дефицита). При этом чистые внутренние заимствования достигнут рубежа 1 трлн руб., что вдвое превышает показатели 2016 года. Внутренний долг будет наращиваться за счет дополнительного выпуска ОФЗ.

Чистые внешние заимствования будут постепенно сокращаться:

2017 год – на 21,2 млрд. руб.;

2018 год – на 60,1 млрд. руб.;

2019 год – на 12,2 млрд. руб.

Несмотря на умеренный уровень госзаймов, представители Минфина отмечают потенциальные риски утвержденной долговой политики РФ на 2017-2019 гг.

Потенциальные угрозы.

Объемы заимствований Минфина на внутреннем рынке увеличатся на 60% и достигнут уровня 1,6 трлн руб. год. Несмотря на подобную динамику, уровень госдолга РФ остается относительно низким, подчеркивают чиновники. Однако наличие существенных бюджетных рисков может привести к чрезмерному росту долговой нагрузки. Наиболее пессимистичный сценарий предполагает невозможность привлекать кредитные ресурсы в целевых объемах, что чревато негативными последствиями для государственных финансов.

Эксперты отмечают изменение структуры государственного долга, что будет оказывать воздействие на устойчивость финансовой системы. Доля нерезидентов достигла отметки 32%, однако дальнейшее наращивание займов приведет к изменению данной пропорции. Иностранцы не будут существенно увеличивать свои инвестиции в российский государственный долг, избегая чрезмерных рисков. В результате Минфин сможет рассчитывать только на средства отечественных инвесторов[14].

Около 75% госдолга приходится на ценные бумаги, львиная доля которых номинирована в рублях (71%). Долговая политика РФ на 2017-2019 гг. предусматривает выпуск новых еврооблигаций, которые на современном этапе позволят сохранить присутствие на международном рынке. Облигации будут размещаться в долларах, однако чиновники допускают выпуск облигаций федерального займа в евро. Кроме того, ведомство не исключает размещение ОФЗ в юанях, что позволит привлечь китайских инвесторов.


Также в Минфине планируют изменить законодательные ограничения для глобальных банков. Крупнейшие финансовые учреждения смогут самостоятельно открывать счета в Национальном расчетном депозитарии, что ранее разрешалось только центральным регуляторам. Данное нововведение облегчит выкуп госдолга РФ со стороны нерезидентов.

Необходимые объемы заимствований могут оказаться существенно ниже, если произойдет снижение дефицита бюджета. В рамках оптимистичного сценария доходы государственной казны могут превысить расходы уже в 2018 году.

Восстановление положительной динамики нефтяного рынка привело к улучшению бюджетных показателей. В результате дефицит бюджета в 2017 году составил 1,6% ВВП или 1,5 трлн. руб., что существенно лучше предыдущих прогнозов правительства. Ранее чиновники планировали, что данный показатель достигнет 2,5% ВВП.

Таким образом, в начале 2018 года стоимость нефти преодолела отметку 70 долларов за барелль, что является положительным сигналом для российской экономики. Подорожание «черного золота» приводит к увеличению нефтегазовых доходов государственной казны. Сохранение позитивной тенденции нефтяного рынка приведет к дальнейшему сокращению дефицита бюджета, что позволит снизить объемы заимствований со стороны Минфина. В результате объемы госдолга начнут снижаться, а затраты на обслуживание задолженности достигнут докризисного уровня.

2. Проблемы и перспективы развития международной валютной системы и рубля как резервной валюты

2.1 Проблемный аспект функционирования рубля в международной валютной системе

Эффективность действующего в стране валютного механизма, степень вмешательства государственных и международных валютно-финансовых организаций в функционирование валютных, денежных и золотых рынков определяют экономическое развитие. Современное положение валютной системы заставляет совершенствовать старые и применять совершенно новые инструменты и методы регулирования валютной сферы. Для решения этих важнейших вопросов требуется тщательная подготовка с точными перспективными экономическими расчетами и комплексным правовым регулированием. Для этого разработаны положения по становлению рубля в качестве резервной валюты для обеспечения устойчивого экономического роста и выдвинуто предложение по стабилизации валютного курса.


Валютная система страны – показатель уровня развития экономики и степени вовлеченности государства во внешнеэкономические отношения.

Анализируя современное состояние валютной системы в РФ, можно выделить основные факторы, которые влияют и будут влиять на колебания курса национальной валюты[15]:

1. Уход рубля в свободное плавание.

2. Влияние стоимости нефти на курс рубля. Проблема в том, что Россия зависит от нефтяных доходов, а покупатели российской нефти расплачиваются долларами.

Следовательно, когда происходит снижение цены черного золота, то происходит и укрепление курса доллара по отношению к рублю.

3. Фактор геополитики. Санкции, введенные против России государствами-членами ЕС, США, Канадой, Японией, Австралией и другими развитыми странами существенно повлияли на курс национальной валюты.

4. Эффект от сверхвысокой ключевой ставки.

5. Ожидания инвесторов. Иностранные инвесторы продавали свои доли в российских компаниях и переводили средства в западные финансовые учреждения, что оказало влияние на колебания курса национальной валюты.

6. Ожидания простых россиян. Доверие простых россиян к национальной валюте становится не менее важной причиной изменения курса, чем действия Центробанка или крупных иностранных инвесторов. Если граждане РФ  станут массово забирать свои рублевые депозиты и покупать валюту, курс доллара незамедлительно пойдет вверх[16].

7. Цена на иностранную валюту вырастает при желании инвестора получить большее число иностранных наличных денег, депозитов, акций, облигаций и обязательств.

8. Деятельность фондов, которые обладают большими средствами, способны заставить курс двигаться в обоих направлениях.

9. Воздействие экспортеров и импортеров. Они являются пользователями валютного рынка, интересующимися продажей и покупкой иностранной валюты. Но в данном случае влияние является незначительным и краткосрочным, потому что объемы их внешнеторговых сделок ничтожно малы в сравнении с общим объемом операций на валютном рынке.

10. Уровень инфляции (чем выше темп инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты).

11. Спрос на капитал и его предложение. Капитал всегда перетекает в ту страну, которую инвесторы считают перспективной для своего бизнеса. Часть стран нуждается в притоке капитала и, соответственно, предлагает сопутствующие ставки процента, другая – имеет избыток капитала и, следовательно, более низкие процентные ставки.


12. Политические факторы воздействуют на валютный курс, как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе: характер экономической политики, проводимой правительством страны, уровень нестабильности политической ситуации.

Все факторы формирования курса валют можно разделить на структурные и конъюнктурные (таблица 1).

 Таблица 1

Факторы формирования валютного курса 

Структурные факторы

Конъюнктурные факторы

Конкурентоспособность товаров страны на мировом рынке и ее изменение

Деятельность валютных рынков

Состояние платежного баланса страны

Спекулятивные валютные операции

Покупательная способность денежных единиц и темпы инфляции

Кризисы, войны, стихийные бедствия

Разница процентных банковских ставок в различных странах

Прогнозы

Государственное регулирование валютного курса

Цикличность деловой активности в стране

Степень открытости экономики

Таким образом, необходимо оптимизировать влияние данных факторов на валютный курс. Влияние некоторых из них необходимо снизить или даже устранить (например, инфляционный, инвесторский и фондовый фактор надо  снизить в ближайшем будущем)[17].

Для обеспечения стабильного курса рубля необходима интеграция с мировым сообществом. А для признания мировым сообществом рубля в качестве одной из основных валют, необходимо обеспечение стабильного валютного курса. Получается замкнутый круг. Для выхода из него идентифицируем проблемы, препятствующие процессу валютной интеграции рубля в мировую финансовую систему[18]:

– диспропорция в экспортной структуре, в том числе и финансовый сектор;

– низкая конкурентоспособность финансового сектора из-за низкого уровня капитализации;

– отсутствие прочного механизма государственной поддержки экспорто-ориентированных производств (как известно государственная поддержка только недавно получила широкое распространение);

– несовершенство законодательства в валютной сфере;

– несоответствие масштабов инвестиционных процессов потребностям экономики;

– нестабильное состояние экономики.

Укрепление позиций российской валюты в будущем смогло бы привести к созданию «рублевой зоны нового типа», к которой другие страны региона начали бы привязывать свои национальные валюты. Так как в таком случае рубль получил бы статус твердой денежной единицы. 


Постепенно могла сформироваться региональная валютная система на пространстве СНГ.

Для увеличения зоны влияния рубля требуется организовать на территории России торговлю на бирже нефтью, газом и другими товарами с расчетом в рублях. Слаженно организованная биржевая торговля является лучшим залогом выявления объективной рыночной цены товара.

Самостоятельно справиться с трудностями платежного баланса могут государства с серьезным экономическим и финансовым потенциалом, которым РФ на данный момент располагает не в полной мере. По этой причине переход к полной конвертируемости рубля без реально сложившихся экономических предпосылок привел к формализации данного процесса.

Известно множество вариантов валютной стратегии, но необходимо рассматривать наиболее приемлемые для России, с учетом современной ситуации на валютном рынке[19].

1. Результативное применение плавающего курса возможно в условиях экономической и политической стабильности государства, незначительного уровня инфляции и устойчивой макроэкономической политики.

Но проведение политики подобного рода в России сейчас нежелательно, потому что она приведет к усилению инфляции.

2. Регулируемое «плавание» валют. При проведении данной политики вмешательство государства незначительно и проявляется при сглаживании резких краткосрочных, а иногда среднесрочных колебаний, также необходимо наличие незначительного резерва валюты у государства (причем, чем менее стабильна экономика, тем выше должен быть резерв). 

Применение регулируемого «плавания», как показывает опыт других государств, приводит к серьезным потерям для использующего его государства. Использование в России регулируемого «плавания» валют в настоящее время может привести к возникновению непредсказуемых кризисных ситуаций на финансовом рынке.

3. Смешанный вариант проведения политики регулируемого «плавания», при непрерывном и незначительном изменении  валютных  курсов и применении корректирующих внутриэкономических мер по стабилизации экономики страны. В сложившейся ситуации проведение данной политики в России стало бы наиболее перспективным и привело к положительным сдвигам, как на валютном рынке, так и в экономике страны в целом.

В качестве первого шага целесообразно обязать экспортёров продавать товары и услуги за рубли и свободно конвертируемую валюту в равной пропорции. В результате постепенно начнёт формироваться мировой рынок рублей.