Файл: Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников (подробно).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.

Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.

Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, науки, уровнем педагогической и психологической мысли, передовым педагогическим опытом. Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как достаточная подготовленность к познавательной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.

Важнейшим фактором в развитии познавательной деятельности является создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора. Существующие объективные потребности педагогической теории и практики обусловили выбор темы исследования: “Повышение познавательной активности младших школьников”.

Цель исследования: выявить, научно обосновать педагогические условия повышения познавательной деятельности младших школьников.

Объект исследования: педагогический процесс познавательной деятельности младших школьников.

Предмет исследования: развитие познавательной деятельности и её повышение у младших школьников в учебном процессе.

Гипотеза:

-эффективность повышения познавательной деятельности младших школьников обеспечивается следующими условиями:

-учитываются индивидуальные и психологические условия учащихся;

-предусматривается использование ведущих форм, методов и средств обучения, направленных на повышение познавательной деятельности;

Задачи:

-выявить психолого-педагогические особенности и начинания осуществления развития познавательной активности младших школьников;

-изучить психофизиологические условия развития младших школьников;


-определить содержание, которое способствует повышение познавательной деятельности младших школьников.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области педагогики, материалы периодических изданий и сети Интернет.

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1 Развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста

В тот момент, когда ребенок поступает в школу, ребенок становится субъектом разнообразных форм и видов деятельности: он может заниматься не только учебной деятельностью, но и так же посещать различные кружки и секции. Его потребность в реализации себя как субъекта активизируется его действиями, а расширение сферы этой реализации находит наиболее яркое и полное выражение в ролевой игре благоприятной обстановки[23;134].

Но так же, дошкольник может не иметь еще потребности в самоизменении, то младший школьник, благодаря особому отношению к учению и учебной деятельности, способен понять, открыть личностный смысл знаний. Задача развития познавательной активности не мыслима без адекватного отношения ребенка к учению, то есть без превращения ребенка в субъект своего собственного учебного процесса, воспринимающего знания, умения и навыки, как средство самосовершенствования, проявления самостоятельности младшего школьника[19;124].

Стать таким субъектом - это значит иметь потребность в саморазвитии, быть способным удовлетворять эту потребность посредством учения, значит хотеть, любить и уметь учиться, а главное чтобы заинтересованность к учебной деятельности исходила от самого ребенка; это и есть ничто иное как целенаправленность познавательных интересов, являющимися действительными мотивами; быть субъектом учения - это значит стремиться к эффективному овладению знаниями и умениями, а также способами деятельности, проявлять как можно больше своих способностей в педагогическом процессе, как в учебной деятельности так и вне ее[19;233].


К сожалению многие дети, очень чувствительно переносят адаптационный период из садика в школу. Именно поэтому видно ,как скуден словарный запас, логическое мышление, речь. Развитие мышления, и внимание происходит само собой в педагогической среде и ее деятельности. Именно поэтому, мы предположили, что целенаправленное развитие познавательных процессов детей - достаточно важная задача для педагога. В наши дни, реально познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а представляют собой сложную структуру. Поэтому работа, которая позволяет ребенку развиваться, направлена на совершенствование отдельного психического процесса, будет влиять не только на его собственную продуктивность и реализацию поставленных целей, но и на уровень функционирования познавательных сфер в целом, а значит и на познавательную активность в частности[19;124].

Вашему вниманию предлагается рассмотрение влияния некоторых познавательных процессов, таких как мышление, внимание и память на обучение младших школьников[6;124].

Мышление. С первых дней обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится главным в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер, независимо от выбора обучающегося . В период младшего школьного возраста, мышление находится на главном этапе развития. Именно в это время происходит переход мышления, если ранее ребенок мыслил наглядно-образно, то сейчас он переходит к словесно-логическому, речь становится более устойчивой и понятной, а мыли и идеи более логичны. Именно конкретное мышление младшего школьника связанно с реальной действительностью и наблюдением, уже подчиняется логически, но не все мысли и виды мышления доступны учащемуся. Скудный словарный запас не позволяет раскрыть всю глубину мыслей и идей учащихся[35;98].

Согласно классификации Ж. Пиаже этот этап развития детского мышления определяется как стадия конкретных операций. В этот период показана адаптация и виды адаптации перехода ребенка из детского сала ряда детей, в ряды школьника первоклассника. Преимущество имеет младший школьник в развитии наглядного образного мышления, что является характерной чертой данного периода[19;124]. Понимание общих положений достигается лишь тогда, когда они конкретизируются посредством частных примеров, возможно даже собственных, через зрительный аппарат. Содержание понятий и обобщений определяется в основном наглядно воспринимаемыми признаками предметов. В этом возрасте мышление ребенка тесно связанно с его личным опытом и потому чаще всего в предметах и явлениях он выделяет те стороны, которые говорят об их применении, действий с ними в бытовых условиях. По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные действия становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядным образным мышлением[12;24]. Дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений, поэтому дети, именно с таким раскладом способны читать «про себя» намного быстрее , чем если бы они читали в слух. возникновение важных новообразований младшего школьного возраста связано с развитием мышления: анализа, рефлексии, внутреннего плана действий[19;21].


Мы всегда наблюдаем жалобы со стороны родителей на то, что ребенок не собран, невнимателен, часто отвлекается. Именно невнимательность и есть веская причина снижения познавательной активности младшего школьника. Когда ребенок, к примеру, сдает технику чтения, и при этом допускает ошибки по «невниманию»-данные ошибки являются самыми обидными для ребенка, иногда приводят к повышенной эмоциональности. Чаще всего это приводит к упрекам и недовольствам со стороны родителей, сверстников, одноклассников, которые учатся хоть и не лучше, так же со стороны педагога. Прежде всего, имеют данную характеристику первоклассники, т.е. дети 7 лет. Действительно, внимание первоклассника неустойчиво, память не способна запоминать большой объем информации.

Однако, чем больше младший школьник развивается, решает логические задачи во внеурочное время, читает и интересуется литературой- такой ребенок будет прогрессировать в своей познавательной активности намного быстрее, чем его одноклассники. Особенно резко увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения, преимущественно обогащается его словарный запас. Свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте хорошо развитые. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания ,при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания;, а обучение чтению - с устойчивостью внимания. Именно из этого, мы делаем вывод, что ученик может увеличить свою познавательную активность в разы, если он будет развивать различные виды внимания[3;65].

Память. В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. У первоклассника хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать первокласснику в школе, является для него интересным и привлекательным. Следуя из этого непосредственная память оказывается здесь уже недостаточной. Естественно ребенок заинтересован в школьных занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация являются необходимыми условиями развития памяти. Для развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, сколько формирование интереса к знаниям, к отдельным учебным предметам, развития положительного отношения к ним, плюс дополнительные игры и программы для развития памяти. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной проведенной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются неожиданно и нередко оказываются непродуктивными[7;15].


Так же ,нередко развивающий эффект может оказать сам факт совместных занятий ребенка с терпеливым, заинтересованным, внимательным к его проблемам взрослым, было бы лучше если это был его родитель. Конкретное содержание занятий нередко отступает при этом на второй план. Формирование познавательной активности школьников во внеурочной деятельности достигается в процессе их общения как особого вида взаимодействия. Такое общение способствует формированию потребности школьников в самостоятельном приобретении знаний, умений и навыков, творческому их использованию и развитию устойчивого познавательного интереса к обучению. Полное содержание, формы и методы должны показывать и давать цель учащемуся на самостоятельную познавательную активность, которая создает фундамент для общения, способствует закреплению новых знаний школьников, полученных в процессе общения. Эти сформированные знания позволяют организовать общение учащихся на более высоком уровне, вызывать у них потребность в обмене информацией, оказании помощи товарищу, а так же общению по интересам[17;124].

Методологическим принципом процесса образования и развития личности школьника является требование о приоритетном овладении учебно-познавательной деятельностью и только на этой основе - овладение системой научных знаний педагогического процесса. При этом процесс обучения должен быть перенесен с цели обучения, которая, как правило задается обществом, на внутреннее состояние самого учащегося, на его личную сферу, на уровень его развития и старательность, желания учащегося. Так как уровень индивидуального развития у школьника различен, то это требует дифференцированного подхода к обучению. Качеством последовательной реализации всех этапов овладения им учебно-познавательной деятельностью определяется эффективность образования и развития личности школьника

- создание собственных мотивов, ценностей и установок школьника;

- осознание личной цели деятельности и подчинение ей всех других компонентов личностной сферы;

- овладение учебно-познавательной деятельностью на уровне алгоритмов;

- овладение учебно-познавательной деятельностью на уровне выбора приемлемого способа деятельности;

- самостоятельное творческое выполнение деятельности[15;124].

При переходе от эвристического к творческому уровням, в процессе познания, учащийся приходит от одной оценки собственной активности к иной, формируя целостное представление о себе, как саморазвивающейся личности.