Файл: Розничная торговля: сущность, функции и тенденции развития в России.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 3
Введение
Торговля на сегодняшний день является одним из наиболее динамично развивающихся секторов российского хозяйства. Данная сфера оказывает огромное влияние на иные отрасли, работающие по всей цепи товародвижения, включая закупщиков, дистрибьюторов и производителей.
В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает форма реализации товаров такая как, розничная торговля.
Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продажи в розничных торговых предприятиях в отличие от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции. Розничные торговые предприятия в условиях функционирования рыночной экономики представляют собой самостоятельное звено торговлей и сферой услуг.
Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития розничной торговли, так как именно розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.
Целью написания курсовой работы является изучение сущности розничной торговли ее функций на примере ООО «Ол Гуд».
Исходя из цели, нами были сформулированы следующие задачи:
- изучить понятие и сущность розничной торговли;
- выявить задачи и функции розничной торговли;
- рассмотреть краткую характеристику ООО «Ол Гуд»;
- определить методы и технологии продажи товаров в ООО «Ол Гуд»;
- выявить перспективы развития розничной торговли в России.
Предметом изучения настоящей работы является совокупность отношений, связанных с изучением розничной торговли.
Объектом исследования настоящей работы является ООО «Ол Гуд».
Теоретической основой написания работы послужила научная и периодическая литература.
Научная новизна исследования связана с особенностями авторского подхода к изучению розничной торговли в ООО «Ол Гуд», так и содержанием проведённого комплексного исследования.
В ходе работы были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез данных; использованы качественные методы: логический, аналогий и сравнения, обобщение научной и периодической литературы.
1. Теоретические основы изучения розничной торговли
1.1 Понятие и сущность розничной торговли
Процесс обращения товаров завершается в розничной торговле. Розничная торговля — это совокупность видов предпринимательской деятельности, связанных с продажей товаров и услуг непосредственно конечным потребителям и предназначенных для личного или семейного использования.
Розничная торговля - это товарообменный процесс, направленный на удовлетворение потребностей людей путем свободной продажи товаров и услуг, представляющих для них ценность.
Статья 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации определяет розничную торговлю как предпринимательскую деятельность, связанную с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
Из этого определения следует, что:
- во-первых, торговля товарами подпадает под ЕНВД только в том случае, если осуществляется в рамках договора розничной купли-продажи. Соответственно реализация товара по договору поставки под ЕНВД не подпадает (согласно письмам Министерства финансов Российской Федерации);
- во-вторых, расчеты между продавцом и покупателем могут осуществляться в любой форме (как наличными, так и в безналичном порядке) [2].
По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товара в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного пользования, не связанного с предпринимательством. Договор розничной купли-продажи является публичным. Публичный договор купли-продажи (в соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации) – это публичная оферта (т. е. приглашение совершать сделки на условиях оферты, адресованной неопределенному кругу людей), которая может быть акцептована потребителем (покупателем) путем приобретения товара в магазине (торговой точке). Соответственно такой договор вступает в силу с момента акцепта его условий покупателем.
Розничная торговля - неотъемлемая часть маркетинговой деятельности, требующая принятия ряда решений для успешной работы на рынке в условиях конкуренции. Торговля влияет на развитие производства, обеспечивает его непрерывность и согласованность. Дает возможность наиболее эффективно использовать материальные ресурсы для удовлетворения потребностей населения. Важную роль торговля играет в экономических связях между городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством.
Розничная торговля сочетает в себе интересы продавца в получении доходов и потребности покупателя в получении высококачественных товаров и услуг.
Именно розничная торговля ориентирует отечественных производителей максимально учитывать запросы общества. В основе розничной торговли используется теория индивидуального выбора, которая исходит из принципа приоритета потребителя. Поэтому розничная торговля является социальным выражением качества жизни общества.
Сущность розничной торговли заключается в продаже товара или продукции непосредственно потребителю.
В процессе товародвижения от изготовителей к потребителям конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей, является розничная торговля.
Любое предприятие, которое занимается этой деятельностью, занимается розничной торговлей. Причем совершенно неважно, как именно продаются товары и услуги - методом личной продажи, по почте, по телефону или через торговый автомат, и где именно они продаются - в магазине, на улице или дома у потребителя.
Крупнейшие розничные фирмы – это, прежде всего сети универмагов со смешанным ассортиментом.
Предприятие розничной торговли предназначено для продажи товаров населению.
Объем продажи товаров народного потребления через розничную торговую сеть и предприятий общественного питания, а также объем предоставленных услуг называется розничным товарооборот [16].
Розничный товарооборот является важнейшим показателем хозяйственной деятельности торгового предприятия.
1.2 Задачи и функции розничной торговли
Розничная торговля решает следующие задачи:
- приобретает товары у оптовика и предлагает их для продажи любому желающему (магазинная торговля) в неизменном виде или после обычной для розничной торговли обработки (переработки);
- формирует ассортимент товаров и перечень услуг для удовлетворения потребностей покупателей;
- демонстрирует образцы на открытых торговых стендах в целях получения заказов на товары (пункт по приему заказов);
- осуществляет рассылку товаров, заказанных по каталогу, образцам, пробам или на основании других предложений (посылочная торговля);
- организует торговлю с доставкой товара на дом. Торговля с доставкой на дом предлагает свои товары, как правило, за пределами местонахождения своих складов или работает вообще без таковых;
- организует торговлю вразнос, когда розничный торговец ходит со своими товарами от дома к дому;
- организует уличную торговлю — торговец сокращает хозяйке путь за покупками. В определенное время он появляется в жилом квартале в целях продажи жителям овощей, фруктов, яиц, напитков, солений и проч.;
- осуществляет мелочную торговлю — торговцы предлагают свои товары на прилавках, которые устанавливают на площадях и улицах с оживленным движением или в местах проведения специальных мероприятий [7].
Функции, которые должна выполнять розничная торговля для обеспечения успешной реализации товаров конечным потребителям, определяются ее сущностью и заключаются:
- в изучении спроса на товары и их рыночного предложения, поддержании баланса между предложением и спросом;
- в формировании торгового ассортимента, удовлетворении потребностей населения в товарах;
- в организации товародвижения, доведении товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;
- в воздействии на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;
- в формировании товарных запасов и поддержании их на необходимом уровне;
- в рекламно-информационной работе розничных торговых предприятий;
- в осуществлении торгово-технологических операций с товаром — таких как хранение, производственная доработка (фасовка, упаковка и т.п.); внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка в торговом зале, совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей;
- в формировании спроса и стимулировании сбыта на реализуемые товары;
- в выборе наиболее эффективных методов продажи товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций);
- в оказании покупателям комплекса услуг, облегчающих процесс не только покупки, но и использования товара (прием предварительных заказов, продажа отдельных товаров в кредит, доставка купленных товаров покупателю, сборка и установка купленных товаров на лому у покупателя, обучение покупателя правилам эксплуатации технически сложных товаров, подарочная упаковка приобретенных товаров и т.д.);
- в удовлетворении потребностей населения в товарах;
- в доведении товаров до конечных покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам непосредственной продажи;
- в поддержании баланса между предложением и спросом;
- в воздействии на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема производимых товаров;
- в совершенствовании технологии торговли и улучшении обслуживания покупателей [4].
Таким образом, функции розничной торговли и условия работы в ней определяются непосредственным контактом с конечным потребителем: розничный торговец должен предоставлять потребителям такую продукцию, которая лучше всего удовлетворяет их нужды и соответствует их вкусам. Следовательно, закупка товаров и формирование ассортимента представляют собой весьма нелегкую задачу для розничного торговца; он должен следить за запросами своих покупателей и угадывать их вкусы в момент размещения своих заказов. Производитель товаров получает сведения об изменении спроса именно через розничного торговца. Здесь важно верно истолковать желания покупателей, чтобы избежать ошибок, как в определении объема, так и его распределении по видам продукции.
2. Организация розничной торговли на примере ООО «Ол Гуд»
2.1 Краткая характеристика предприятия
Коммерческое предприятие ООО «Ол Гуд» занимается торгово-закупочной деятельностью. Организация образовалась в 1996 году. Данная организация относится к разряду малых торговых предприятий с численностью работников 25 человек [13].
«Ол Гуд» относится к универсальным видам, т.е. данное предприятие осуществляет продажи разнообразных товаров: продовольственных и непродовольственных, хозяйственных товаров. Ориентируется на удовлетворение потребностей большей части населения, чьи доходы превосходят прожиточный уровень, находятся на его уровне или ниже прожиточного уровня.
ООО «Ол Гуд» имеет в собственности машины и оборудование. Предприятие реализует товары через свой магазин, который называется по наименованию своей организации: «Ол Гуд».
Офис компании находится по адресу: г. Москва, ул. Б. Черкизовская, д.5 корп. 1, стр. М.
Магазин «Ол Гуд» относится к неспециализированным (смешанным) видам, т.е. в нем осуществляется продажа товаров разных групп без специализации по отделам и секциям.
Несмотря на то, что в магазине нет детальной специализации товаров по отделам или секциям, все же есть деление всех реализуемых товаров на две большие группы: продовольственные и непродовольственные.
Магазин «Ол Гуд» представляет собой минимаркет – небольшое розничное предприятие торговой площадью 72 м2 с ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса.
Доли торговой площади основных групп товаров следующие:
- продовольственные – 60%;
- непродовольственные – 40% [13].
По месту расположения магазин «Ол Гуд» относится к встроенным магазинам, расположенным на первых этажах жилых зданий.
Такое расположение магазина имеет следующие преимущества: во-первых, он максимально приближен к покупателю, а во-вторых, он не требует значительных инвестиций в строительство отдельно стоящих зданий.
2.2 Методы и технологии продажи товаров в ООО «Ол Гуд»
Форма организации торговли – мелкорозничная, товарами повседневного спроса.