Файл: Адаптация ребенка к школе (Адаптация детей, поступающих в первый класс).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На сегодняшний день одной из наиболее значимых для педагогики и психологии образования является проблема адаптации первоклассника к обучению в школе. От того, как ребенок адаптируется в школе, насколько успешно пройдут его первые месяцы и первый год в образовательном учреждении, зависит не только успешность его обучения, отношение к учению, учителю и сверстникам, но и способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию. Поэтому для школы и ее социально-педагогической и психологической службы задача построения эффективной системы психолого-педагогического сопровождения детей и детских коллективов в период адаптации к школе выходит на первый план. Путь магистрального развития первоклассника, является основой для интеллектуального и социального развития, школьного воспитания и играет важную роль в обучении ребенка.

Актуальность нашего исследования обусловлена увеличением нагрузки учебных процессов, наблюдаемого в последние годы, преобразования в социально-экономической сфере и увеличение количества детей, с нарушениями, определили необходимость повторного углубленного анализа приспособительной деятельности ребенка при поступлении в школу и социально-психологической практики, связанной со школьной адаптацией.

Цель: исследование процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

Объект исследования: адаптация первоклассников к школе.

Предмет исследования: социально-психологическая адаптация первоклассников к школьному обучению.

Предмет исследования: социально-психологическая адаптация первоклассников к школьному обучению.

Гипотеза исследования: адаптация первоклассника к школе будет происходить более успешно, если педагог будет учитывать результаты диагностики, направленной на изучение поведения первоклассников, в первые дни обучения, в процессе воспитания и обучения первоклассника.

Задачи:

  1. Ознакомиться с теоретическими источниками по теме исследования адаптации первоклассников к школьному обучению;
  2. Подобрать методики по теме исследования и провести экспериментальное исследование адаптации первоклассников к школьному обучению;
  3. Провести анализ результатов исследования.

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования адаптации первоклассников к школьному обучению;
  2. Эмпирические методы исследования(методика «Несуществующее животное» авт. Дукаревич М.З, методика «Что мне нравится в школе» авт. Лусканова Н.Г., «Градусник» авт. Фетискин Н.П);
  3. Анализ результатов проведенного исследования.

Методологической основой проведенного нами исследования, выступили работы следующих ученых: И.В. Дубровиной, Р.В. Овчаровой, Н.И. Гуткиной, Г.А. Цукерман и А.Л. Венгер.

База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей».

Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть полезны учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования и родителям в организации адаптационного периода первоклассников к школе.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

1.1. Понятие, структура и уровни адаптации первоклассников к школе

Адаптация ребенка к школе - способность ребенка приспосабливаться к новым условиям, требованиям и правилам поведения, которые устанавливает образовательное учреждение, для регуляции поведения и развития высших психических функций ребенка [15].

Структура адаптации детей к школьному обучению: состоит из следующих этапов:

  1. Ориентировочный этап - длится 2-3 недели, характеризуется бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма;
  2. Этап неустойчивого приспособления - бурная реакция начинает затихать, организм находится в поиске оптимальных решений, для противостояния новым условиям, новой, окружающей его, среды;
  3. Этап относительно устойчивого приспособления - организм ребенка старается подбирать более подходящие варианты решения, которые требуют меньшего напряжения систем организма для решения возникающих проблем [21].

По мнению Е.Е. Кравцовой: «К 6-7 годам подвижность нервных процессов повышается, относительно уравновешиваются процессы торможения и возбуждения в сравнении с дошкольным возрастом, но всё же процессы возбуждения преобладают, что проявляется в непоседливости, повышенной активности и эмоциональной возбудимости. С поступлением детей в школу, у них начинается новый возрастной период и новый вид деятельности - переход от игровой деятельности к учебной, появляются правила и требования. Физиологическое развитие тоже имеет свои особенности: крупные мышцы созревают быстрее мелких, поэтому детям легче удаются сильные размашистые движения, а точные (особенно письмо) вызывают затруднения. Возрастает физическая утомляемость, вызванная необходимостью долговременного сидения за партой, эмоциональной насыщенностью уроков. На основе этой новой деятельности развиваются основные психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление. Таким образом, мышление становится доминирующей психической функцией и начинает определять постепенно и работу всех других психических функций (памяти, внимания, восприятия). С развитием мышления другие функции тоже интеллектуализируются и становятся произвольными» [16].


Развитие мышления способствует развитию самосознания ребенка - рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе. Эту оценку «себя» ребенок черпает из того, как относятся к нему окружающие, близкие люди. Согласно концепции известного американского психолога Эриксона, в этот период у ребенка формируется такое важное личностное образование как чувство социальной и психологической компетентности или при неблагоприятных условиях - социальной и психологической неполноценности [31].

«В младшем школьном возрасте как отмечает Л.С. Выготский увеличение скорости развития интеллекта и мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы» [6].

Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Младший школьник в своем развитии идет от анализа отдельного предмета, явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями. Последнее есть необходимая предпосылка понимания школьником явлений окружающей жизни.

Как говорил Л.С. Выготский: «На самом деле психология на каждом шагу учит нас, что два действия могут протекать с внешней стороны одинаково, но по своему происхождению, по своей сути, по своей природе могут быть глубоко отличными друг от друга. В этих случаях и нужны специальные средства научного анализа, для того чтобы за внешним сходством вскрывать внутреннее различие. Особые трудности возникают у учащихся в понимании причинно-следственных связей. Младшему школьнику легче устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине. Это и понятно: от причины к следствию устанавливается прямая связь, рассмотрение же фактов в обратном порядке предполагает анализ самых разных причин, что ребенку зачастую еще не под силу» [6].

В этом возрасте дети еще плохо владеют речью, поэтому, ему легче заучить все, чем воспроизводить текст своими словами. Они еще не умеют организовывать смысловое запоминание: разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста. У мальчиков и девочек младшего школьного возраста есть некоторые различия в запоминании. Девочки умеют заставить себя, настроить на запоминание, их произвольная механическая память лучше, чем у мальчиков. Мальчики оказываются более успешными в овладении способами запоминания, поэтому в ряде случаев их опосредованная память оказывается более эффективной, чем у девочек [15].

Серьезные изменения происходят в нормах, которыми регулируются отношения школьников друг другу. Если в младшем школьном возрасте эти отношения регламентируются в основном нормами «взрослой» морали, т.е. успешностью в учебе, выполнением требований взрослых, то к 9-10 годам на первый план выступают так называемые «стихийные детские нормы», связанные с качествами настоящего товарища.


В начале обучения самооценка школьника формируется учителем на основе результатов учебы. К окончанию начальной школы все привычные ситуации подвергаются корректировке и переоценке другими детьми. При этом во внимание принимаются не учебные характеристики, а качества, проявляющиеся в общении. От 3-го к 4-му классу резко возрастает количество негативных самооценок [16].

Характер младшего школьника имеет следующие особенности: склонность незамедлительно действовать, общая недостаточность импульсивность, (причина - возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли - школьник 7-8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности.

В связи с недостатком семейного воспитания чаще всего возникают упрямство, недовольство и капризность, потому что, ребенок привык, чтобы все его желания и требования удовлетворялись. Капризность и упрямство - своеобразная форма протеста ребенка против тех требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, чего «хочется», во имя того, что «надо». Режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, уровня произвольности поведения. Необходимость создавать и регулировать в положительную сторону отношения с педагогами и сверстниками в ходе образовательной и воспитательной деятельности, а это требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям [17].

Дети, посещавшие детский сад зачастую находятся в более выигрышных условиях, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим

воздействием. Дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользовались более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической личностной позиции. Недостаточная готовность к школьным условиям может вызвать серьезные затруднения, вследствие которых может сформироваться школьная дезадаптация ребенка. Из-за неспособности к адекватному поведению и большого количества закрепившихся неудач в учебной деятельности, могут возникнуть так называемые школьные неврозы [18].


По мнению Л.Ф Обуховой: «В первые учебные недели может закладываться основа для развития в будущем слабой успеваемости, поэтому многие исследователи большое значение придают вопросам школьной готовности, а также адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников. Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникационном и физическом отношениях. Современная наука выработала критерии готовности к школе, исходя из уровня интеллектуальной подготовки, развития речи, математического развития, нравственно-волевого воспитания, воспитания готовности к позиции школьника. Кроме того, изучаются взаимоотношения различных компонентов готовности; рассматривается соотношение понятий «школьная зрелость» и «готовность к школе», а также вопросы преемственности дошкольного и школьного воспитания и образования. Период адаптации к школе является очень сложным для первоклассников. Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать.

Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Естественно, адаптация к школе с подобными отклонениями протекает не у всех детей, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. Такие дети в большей мере подвержены болезням, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза. Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, школа для них является стрессогенным фактором, уже дорога в школу для многих требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу [21].