Файл: Розничная торговля: сущность, функции и тенденции развития в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Метод розничной продажи товаров, который применяется в магазине «Ол Гуд» – метод продажи через прилавок (традиционный метод).

Все этапы технологического процесса в магазине представлены на следующем рисунке 1.

Рисунок 1- Схема структуры и последовательности технологического процесса в магазине «Ол Гуд» с методом продаж «через прилавок»

В данной технологической схеме не указаны вспомогательные операции, которые включают в себя: распаковку, подготовку к продаже, организацию хранения и сдачи тары.

При входе в магазин, покупатель видит указание отделов: налево – продовольственные продукты, направо – непродовольственные. Он проходит в нужный ему отдел, на витринах которого представлены образцы товаров. Затем осматривает и выбирает нужные ему товары. В случае необходимости он может проконсультироваться по тому или иному вопросу у продавца. В конце принимает решение – покупать или не покупать какой-либо товар.

Проанализируем достоинства и недостатки данного метода продаж в таблице 1, которые были выявлены в процессе деятельности магазина «Ол Гуд».

Таблица 1 - Достоинства и недостатки традиционного метода продаж, применяемого в магазине «Ол Гуд»

Достоинства

Недостатки

Относительная простота организации

Низкая пропускная способность, часто бывают очереди, что создает неудобства покупателю

Не требует постоянного внимания продавцов на покупателей

Невысокий уровень профессионального обслуживания покупателей продавцами

Высокая степень сохранности товаров

Продавец должен одновременно помочь выбрать товар и рассчитать покупателя, а когда стоит очередь это неудобно

Недостаточно индивидуализированный подход к покупателю

Таким образом, для данного метода продаж характерна некоторая обособленность покупателя продавца, которое можно назвать «эффектом прилавка». Прилавок как бы разделяет продавца и покупателя, делает не достаточно эффективным их общение. Покупатель хотел бы спросить о продукте, но, видя очередь и занятость продавца, не делает этого, что снижает вероятность покупки. Это характерно не для каждого покупателя, но, по опросам, случается довольно часто.

В качестве прогрессивного метода продажи товаров выступает метод самообслуживания. Внедрение этого метода можно порекомендовать магазину «Ол Гуд».


У самообслуживания, безусловно, много плюсов, но есть одно, самое главное преимущество по сравнению с другими видами продаж - это совершение покупателем незапланированных покупок. Это действительно так. Зачастую человек приходит в магазин не как покупатель, а чтобы просто познакомиться с магазином, ознакомиться с его ассортиментом и услугами, которые он предоставляет (особенно это часто бывает, когда магазин только открылся, и люди не успели в нём побывать). Человек ходит по магазину, знакомится с товаром. Неожиданно ему что-то приглянулось, и он решает купить этот товар.

Один из весомых аргументов в пользу самообслуживания - эффективное использование торгового пространства. На одной и той же площади магазина самообслуживания можно разместить большее количество товаров, чем в магазинах секционной или прилавочной торговли, что в свою очередь позволяет существенно расширить ассортимент товаров предлагаемых покупателю. За счет более рационального использования выкладки товаров, возможно, увеличить ассортимент, представленный в торговом зале как минимум на тридцать процентов. Это позволит получать гораздо больший доход от предприятия [10].

Таким образом, реализация этого мероприятия будет способствовать увеличению эффективности деятельности магазина «Ол Гуд».

2.2 Перспективы развития розничной торговли в России

Состояние и тенденции развития розничной торговли отражают число и состав организаций, участвующих в продаже продукции конечным потребителям. В Российской Федерации розничная торговая осуществляется разнообразными типами розничных торговых предприятий. В составе организаций преобладают магазины: специализированные и неспециализированные, однако происходит ежегодное увеличение внемагазинных форм розничной торговли — на рынках, по почте, через телемагазины, Интернет, в палатках и др. Особенно сильное увеличение произошло в последние 2 года, это связано с появление большого количества интернет-магазинов.

Современная экономика очень быстро развивается, предприниматели расширяют свои горизонты и открывают для себя новые пути ведения бизнеса. Информационные технологии и сеть Интернет становятся неотъемлемой частью нашей жизни в связи с этим создаются новые условия для осуществления бизнеса: создание новых предложений; возникновение принципиально новых рынков; формирование спроса на новые товары и услуги. За период с 2013 года по 2017 год число организации, осуществляющих розничную торговлю снизилось на 6,8 % и составило 350,1 тыс., однако снижение происходило в течение последних двух лет [14].


Так же и снизилось число индивидуальных предпринимателей на 2,9 % и составило 1400,2 тыс. человек. Также снизилось число розничных рынков и торговых мест. Снижение всех показателей могло быть вызвано действующими санкциями в отношении нашей страны, которые как раз и были введены в 2014 году, в котором м наблюдается резкий спад данных показателей. 

Наибольшее снижение в 2017 году (более 0,5 %), объемов розничного товарооборота, по отношению к 2016 году, среди крупнейших субъектов РФ продемонстрировала Центральный федеральный округ (-0,83 %), Сибирский федеральный округ (-0,85 %), Уральский федеральный округ (-0,61 %). Снижение в пределах 0,5 % отмечалось в Приволжский федеральный округ (-0,43 %). Наибольший рост (более 0,5 %) продемонстрировали Южный федеральный округ (0,52 %). Также можно отметить присоединившими к нам в 2014 году Крымский федеральный округ, в 2017 годы объем розничного товарооборота составил 0,91 %, что на 0,22 % больше, чем в 2016 году [8].

Касательно структуры розничной торговли в России, наблюдается доминирование розничных магазинов и уменьшение количества розничных рынков.

Розничный рынок представляет собой имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности в области продажи товаров (оказанию услуг, выполнению работ) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные.

Статистика показывает, что с 2008 по 2015 год число розничных рынков сократилось практически на 60%. Причиной этому является увеличение числа розничных магазинов (в том числе супермаркетов и гипермаркетов). Также известно, в общей массе розничных рынков преобладают универсальные. Они составляют 59,6%, против 40,4% специализированных рынков (в последних преобладают рынки сельскохозяйственных товаров).

Как показало исследование, значительными проблемами развития розничной торговли являются:

  • неразвитость инфраструктуры для современных торговых площадей (в том числе дороги, склады, но и услуги дистрибуторов, логистов,  рекламных компаний). Особенно это касается населения отдаленных территорий, где розничным компаниям экономически нецелесообразно открывать магазины;
  • дефицит оборотных средств у предприятия, который порождает целый комплекс проблем предприятия (вложенные в товар средства, оседают в виде невостребованной продукции на складах) [5];
  • дефицит квалифицированных кадров, связанный с быстрым ростом торговой отрасли, непрестижностью низкоквалифицированных работ, низким качеством обучения торговым специальностям в учебных заведениях [10];
  • сложность получения земли, разрешений для строительства торговых объектов, подведения коммуникаций, что снижает инвестиционную привлекательность отрасли и повышает стоимость строительства;
  • низкая поддержка малого и среднего предпринимательства со стороны государства. Трудности с финансированием на начальном этапе, сложности с предоставлением отчетностей и получением разрешительных документов [7];
  • отсутствие жесткого государственного регулирования способствует быстрому развитию отрасли, но и высоким входным барьерам на региональные рынки, установленным администрацией региона. «Действующую нормативную правовую базу, регулирующую отношения в сфере торговли, характеризует бессистемность и избыточность при низком уровне практики применения».

Развитие розничной торговли имеет большое значение, как для отдельных регионов, так и для экономики страны в целом. Несмотря на кризисную ситуацию, эта сфера экономики активно развивается, что видно по общему уровню товарооборота. Постоянные положительные изменения в этой сфере все больше привлекают иностранных инвесторов, что, несомненно, носит положительный характер для развития экономики страны.

Заключение

Сфера розничной торговли состоит из множества организаций, занимающихся перемещением товаров и услуг из мест их производства к местам использования.

Розничная торговля - это любая деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования.

Розничный торговец принимает решения о выборе целевого рынка, о товарном ассортименте и комплексе услуг, о политике цен, стимулировании и месте размещения предприятия. Розничным торговцам необходимо изыскивать пути повышения профессионального уровня управления собственной деятельностью и ее продуктивности.

Основные функции розничной торговли обусловлены необходимостью создания для потенциальных покупателей наиболее благоприятных условий для удовлетворения их нужд и потребностей в отдельных товарах. Предлагаемые в розничной торговле товары должны иметь требуемые качественные показатели и быть представленными в необходимом ассортименте, в определенном месте и в приемлемое для покупателя время. В случае необходимости должно быть обеспечено послепродажное обслуживание.

В курсовой работе были рассмотрены теоретические аспекты деятельности предприятий розничной торговли на примере ООО «Ол Гуд».

Кроме того, автором выявлены проблемы и перспективы развития розничной торговли в России.

К основным проблемам относятся:

  • неразвитость инфраструктуры для современных торговых площадей;
  • дефицит оборотных средств у предприятия;
  • дефицит квалифицированных кадров;
  • сложность получения земли, разрешений для строительства торговых объектов;
  • низкая поддержка малого и среднего предпринимательства со стороны государства;
  • отсутствие жесткого государственного регулирования способствует быстрому развитию отрасли.

Для успешного функционирования предприятия розничной торговли на рынке, необходимо проводить мониторинг его деятельности по основным экономическим показателям. Это позволит трансформироваться под постоянно меняющиеся условия рыночной экономики, быть прибыльным и конкурентоспособным.