Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Формирование российской модели менеджмента в контексте мировых тенденций
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «СЕРВИСБЫТ»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Проблемы управления предприятием ООО «Сервисбыт»
2.3 Предложения по совершенствованию менеджмента на предприятие
В числе факторов, препятствующие развитию российского менеджмента, можно отметить следующие: слабая управленческая компетентность; своеобразие организационной культуры и менталитета; транзитивный этап экономики; традиция технократического подхода к управлению. Кроме того, в российском менеджменте все еще преобладают формальные бюрократические системы управления, которые не способствуют инновационной деятельности организаций, что негативно влияет на их эффективность.
Вместе с тем существуют также факторы, способствующие становлению и позитивному развитию российской модели менеджмента: высокий научный и интеллектуальный потенциал населения; богатый опыт государственного регулирования экономики;
опыт освоения высоких технологий; предприимчивость в условиях либеральной экономики; целеустремленность народа.[7]
Таким образом, на рубеже XX - XXI столетий проявилась ограниченность традиционного «рационального менеджмента», в рамках которого фирма воспринималась как закрытая система с заданными целями, глубокой специализацией, жесткой централизацией управления, ориентацией на упорядоченность и четкую регламентацию деятельности, обеспечение устойчивости ее функционирования с помощью технологий планирования, администрирования, контроля и проч.
Понимание подобного рода ограниченности объективно обусловило эволюцию менеджмента как теории и практической деятельности, его трансформацию в качественно новое состояние, характеристики которого мы попытались представить в систематизированной форме. В завершение отметим, что, несмотря на общие (глобальные) процессы, протекающие в масштабах современной мировой цивилизации, все еще востребованным остается анализ национальных особенностей менеджмента, ибо национальный менеджмент не возникает ниоткуда, складывается естественным путем и имеет глубокие исторические корни.[8]
Интеграция Российской Федерации с мировой экономикой обусловливает обогащение отечественной модели управления рациональными элементами моделей менеджмента развитых стран. Сопоставляя наиболее известные и яркие национальные модели современного менеджмента, в частности, американскую, японскую, западноевропейскую и российскую, можно утверждать, что идеальной модели не существует. У каждой из них имеются свои положительные стороны и недостатки. Вместе с тем наша страна не должна слепо перенимать теорию японского, американского и т. д. менеджмента и применять их на практике. Бездумное заимствование нашей страной чужого опыта может дать только отрицательный результат. Это объясняется тем, что российский менталитет всегда характеризовался наличием полярности, стремлением к гротеску, доведением любой ситуации до крайности.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «СЕРВИСБЫТ»
2.1. Общая характеристика предприятия
Предприятие ООО «Сервисбыт» находится на рынке уже более 20 лет.
Место нахождения организации Пролетарская, 62.
Источником финансирования предприятия являются собственные средства.
Предприятие занимается производством и оптовой продажей сувенирной продукции. Предприятие работает с российскими покупателями, а так же со странами СНГ.
На протяжении всех этих лет, предприятие осуществляет широкий ассортимент сувениров, такие как зеркала, массажки, расчески, магниты, шкатулки, брелки, фото-рамки, тетради и многое другое.
В организации работает менее 100 человек.
Основными видами деятельности ООО «Сервисбыт» является:
- производство сувенирной продукции,
- разработка сувенирной продукции,
- реализация сувенирной продукции,
- торгово-закупочные и заготовительные операции на договорной основе с предприятиями, организациями,
-технические разработки, реализация новых и усовершенствование существующих технологий.
В процессе своей деятельности организация принимает ряд решений:
- Какую продукцию или номенклатуру товаров следует выпускать и продавать;
- на какие рынки нужно выходить с этим товаром и как закрепить свои позиции на рынке;
- как выбрать наилучшую технологию производства;
- какие материалы приобрести и как их использовать;
- как распределять финансовые ресурсы;
- каких показателей организация хочет и должно достигнуть в отношении технических характеристик выпускаемого товара, его качества, эффективности производства.
Форма продажи продукции - индивидуальное обслуживание клиентов со склада организации операторами и кладовщиками:
- встреча покупателей;
- предложение продукции и их показ;
- помощь в выборе;
- составление заказа и договора;
- упаковка и выдача продукции;
- расчет.
Если клиент хочет индивидуальный эскиз, то на это уходит от 1-4 дней. Выполнение заказа зависит от его объема и количества.
ООО «Сервисбыт» всегда работает на потребителя. Придерживается девиза « Клиент всегда прав».
Любая работа людей имеет три основные характеристики: затраты усилий, ресурсов или энергии, время, отданное работе и итогу в виде произведенного продукта или услуг, или комплекса действий. Но использование ресурсов - это еще не успешное управления. Успешность возникает тогда, когда использование ресурсов дает хороший результат, когда ресурсы и результат управления оказываются сопоставимыми.
В торговле важна оперативно-организационная деятельность, направленная на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получение прибыли.
Важное место в деятельности всего предприятия является:
- закупка материалов;
- производство товаров;
- товарные запасы и ассортимент;
- продажа;
- реклама.
В ООО « Сервисбыте» спрос на продукцию проводится, тем самым обеспечивается экономическая эффективность деятельности организации. Получается, что спрос на продукцию больше, следовательно, и доход организации больше. Планирование ассортимента предлагаемой продукции зависит и от клиента, то есть организация предлагает свое, клиент в праве что-то изменить или предложить свой эскиз.
ООО «Сервисбыт» заключает договора с каждым клиентом. Для постоянных клиентов предусмотрены скидки, и в случае не продажи в течение полугода, продукцию можно вернуть.
Распределение произведённой продукции, реализация основной её части с возмещением издержек в денежной форме являются завершающим этапом деятельности сельскохозяйственного предприятия. Рассмотрим финансовый результат ООО «Сервисбыт» в таблице 1.
Таблица 1.
Финансовый результат хозяйствования ООО «Сервисбыт» за 2014-2017 гг.
Показатели |
Значение показателя в году |
Изменения |
|||
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017г. |
||
Выручка, тыс. руб. |
192253 |
167051 |
402007 |
273754 |
81501 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
103928 |
60312 |
267220 |
169061 |
65133 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
58729 |
32234 |
208928 |
100009 |
41280 |
Рентабельность продаж |
30,5 |
19,3 |
52,0 |
36,5 |
6,0 |
Фондообеспеченность хозяйства, тыс. руб/ 100га. |
5929,1 |
10377,3 |
15919,8 |
14128,4 |
8199,3 |
Фондовооруженность труда, тыс.р./чел |
1533,7 |
2492,6 |
3484,5 |
2794,7 |
1261,0 |
Энергообеспеченность хозяйства, л.с./100га |
108,9 |
116,2 |
172,7 |
168,1 |
59,2 |
Энерговооруженность труда, л.с./чел |
28,2 |
27,9 |
37,8 |
33,3 |
5,1 |
Цит. По материалам организации
Предприятие работало с прибылью все годы. При этом в 2015 году наблюдался уровень рентабельности достаточно высокий – до 52%. В остальные годы предприятие имело рентабельность ниже.
В таблице 2 проведем анализ активов ООО «Сервисбыт» за 2014 – 2017 года.
Таблица 2.
Анализ активов предприятия за 2014 – 2017 гг.(тыс.руб.)
Наименование |
период |
изменения |
|||||
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
|
Актив |
|||||||
Основные средства, тыс. руб. |
219318 |
383856 |
588874 |
522610 |
164538 |
205018 |
-66264 |
Итого внеоборотных средств, тыс. руб. |
219318 |
383856 |
588874 |
522610 |
164538 |
205018 |
-66264 |
Запасы, тыс. руб. |
63115 |
92328 |
132149 |
214043 |
29213 |
39821 |
81894 |
НДС, тыс. руб. |
12310 |
1891 |
2880 |
3467 |
-10419 |
989 |
587 |
Дебиторская задолженность, тыс. руб. |
11461 |
18159 |
54577 |
89394 |
6698 |
36418 |
34817 |
Финансовые вложения, тыс. руб. |
150 |
150 |
500 |
500 |
0 |
350 |
0 |
Денежные средства, тыс. руб. |
5396 |
4235 |
33605 |
4363 |
-1161 |
29370 |
-29242 |
Прочие оборотные активы, тыс. руб. |
1495 |
154 |
147 |
1495 |
-1341 |
-7 |
|
Итого оборотных средств, тыс. руб. |
92432 |
118258 |
223865 |
311914 |
25826 |
105607 |
88049 |
Баланс |
311750 |
502114 |
812739 |
834524 |
190364 |
310625 |
21785 |
Цит. По материалам организации
Как видно из таблицы 2, происходит рост активов предприятия. Рост активов происходит за счет роста собственного капитала в 2015-2016 гг. и роста заемных средств. В 2017 году происходит снижение собственных средств.
К 2017 году в структуре преобладающими являются именно эти статьи – запасы и дебиторская задолженность.
На рисунке 1 рассмотрим структуру оборотных средств в 2017 году.
Рисунок 1. Структура оборотных средств в 2017 году
Таким образом, в структуре оборотных средств запасы составляют 69%, дебиторская задолженность составляет 29%, финансовые вложения составляют 1,3%, НДС – 1,1%, денежные средства и прочие оборотные активы составляют менее 1% от оборотных активов.
Рассмотрим уровень обеспеченности предприятия основными средствами и проанализировать его влияние на использование земли и трудовых ресурсов (Таблица 3).
Таблица 3.
Анализ обеспеченности предприятия основными средствами
Показатели |
Значение показателя в году |
Изменения |
|||
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
||
Стоимость основных средств, тыс.руб. |
219318 |
383856 |
588874 |
522610 |
303292 |
Энергетическая мощность, л.с. |
4029 |
4298 |
6387 |
6218 |
2189 |
Среднегодовое количество работников, чел. |
143 |
154 |
169 |
187 |
44 |
Площадь сельхозугодий, га |
3699 |
3699 |
3699 |
3699 |
0 |
Фондообеспеченность хозяйства, тыс. руб/ 100га. |
5929,1 |
10377,3 |
15919,8 |
14128,4 |
8199,3 |
Фондовооруженность труда, тыс.р./чел |
1533,7 |
2492,6 |
3484,5 |
2794,7 |
1261,0 |
Энергообеспеченность хозяйства, л.с./100га |
108,9 |
116,2 |
172,7 |
168,1 |
59,2 |
Энерговооруженность труда, л.с./чел |
28,2 |
27,9 |
37,8 |
33,3 |
5,1 |
Цит. По материалам организации
Из данных таблицы 3 мы видим, что ООО «Сервисбыт» относится к числу достаточно фондообеспеченных хозяйств. В течение изучаемого периода стоимость основных фондов хозяйства постоянно увеличивалась. Фондовооруженность увеличивается, что связано с сокращением численности рабочих в хозяйстве. Энергообеспеченность и энерговооруженность возросли, что говорит об увеличении фондов.