Файл: Система органов государственной власти РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

У субъектов, подвергающихся управленческому воздействию, как у отдельной системы, тоже есть свои внутренние цели, для реализации которых нужна связь с внешней средой. Связь между органом государственной власти и индивидом образуется только в том случае, если «смыслы» обеих систем (органа государственной власти и субъекта) совпадут структурно, в динамике и по амплитуде (во времени). Только тогда, при осуществлении коммуникации системы-учреждения с другим элементом внешней среды (субъектом), смысл образования органа государственной власти станет интегративной функцией надсистемы (института государственной власти).

Благодаря образованной связи «орган государственной власти - индивид» реализуют более сложный тип системы института государственной власти, который уже включает в свой состав субъекта, подвергающегося управленческому воздействию. Таким образом, орган государственной власти является подсистемой системы институт государственной власти.

Формулируя вывод, следует еще раз подчеркнуть, что цель органа государственной власти направлена на удовлетворение существующих потребностей индивидов в определенном уровне организации общества, в зависимости от этапа исторического развития. Например, для современного этапа это может быть управленческая деятельность, задачей которой является создание эффективного механизма правового регулирования, наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры в жизни общества и личности. Смысл существования системы органов государственной власти - в создании необходимых условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Иначе говоря, связь между органом государственной власти и индивидом, социальными группами является системообразующей для более сложной системы - института государственной власти. Таким образом, институты государственной власти, которые реализуют свои функции через соответствующие органы государственной власти, надо отличать от самих органов государственной власти.

Следует, однако, заметить, что, когда речь идет о физическом воплощении органа государства, имеются в виду не люди вообще, а лишь те из них, которые замещают государственные должности, являются государственными служащими.

Правительство Российской Федерации –высший орган исполнительной власти страны. Как следует из слова "исполнительный" правительство проводит в жизнь и создает условия для исполнения и соблюдения законов, принятых Государственной Думой, указов Президента России, Конституции Российской Федерации и иных правовых актов. Оно же обеспечивает действие силы государственного принуждения.


В состав Правительства РФ входят Председатель со штатом заместителей и федеральные министры. Сегодня Председатель Правительства имеет 8 заместителей, в том числе одного Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации. Один из Заместителей Председателя Правительства РФ является полномочным представителем Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.

Заместители Председателя правительства курируют разные блоки в работе правительства: экономику, социальную политику, таможенно-тарифное регулирование, энергетику, образование, самоуправление, миграционную политику и т.д. Само распределение функций и зон ответственности часто называют концепций Правительства.

Также в современном составе Правительства России находятся 21 министр, часть из которых подчиняется напрямую Президенту России: Министр внутренних дел, ГО и ЧС, Министр иностранных дел, Министр обороны, Министр юстиции, а часть – Премьер-министру страны. Всех министров назначает Президент России, кандидатуры министров отыскивает и предлагает ему Председатель Правительства.

1.2 Система органов государственной власти

Конституция Российской Федерации устанавливает способ и порядок систему федеральных органов государственной власти. Государственное управление в России осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации. Конституция Российской Федерации и федеральные конституционные законы устанавливают основные совокупности прав и обязанностей органов государственной власти. Через соответствующие конституции, уставы и законы образуются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Президент Российской Федерации является главой государства. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть. Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации и состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, которые собирают членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы соответственно.


Судебную власть осуществляют посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей и дает толкование Конституции Российской Федерации. Высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции, является Верховный Суд Российской Федерации. Высшим судебным органом по разрешению экономических споров является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Для всех федеральных органов государственной власти Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые акты устанавливают совокупности их прав и обязанностей, что составляет правовой статус каждого органа власти.

Президент Российской Федерации всегда выступает как индивидуум и отдельный субъект права. Президент Российской Федерации вправе перераспределять или делегировать свои правомочия путем назначения и освобождения полномочных представителей Президента Российской Федерации, а также иным способом. Делегирование правомочий Президента Российской Федерации не ограничивает его правосубъектности, сохраняемой в полном объеме. Аналогичная процедура перераспределения в установленном порядке властных правомочий может быть реализована среди ряда публично-правовых образований как уполномоченных лиц.

Своих полномочных представителей, наделенных властными правомочиями, имеет и Правительство Российской Федерации, и парламент, и иные органы власти.

Федеральные министры, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, судьи и иные представители органов власти вправе выступать и как отдельные субъекты права, и как элементы структурных образований. Депутаты Государственной Думы образуют Государственную Думу Российской Федерации, члены Совета Федерации - Совет Федерации, а вместе они составляют Федеральное Собрание Российской Федерации. Федеральные министры составляют Правительство Российской Федерации.

Властные правомочия могут быть исполняемы сложносоставными структурами, функционал которых не реализуем отдельными субъектами властного права, включенными в их состав. Конституционный Суд, например, всегда выступает как коллегиальный орган. То же можно сказать про Федеральное Собрание Российской Федерации или про Пленум Верховного Суда России. Пленум Верховного Суда Российской Федерации действует в составе Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя и членов Верховного Суда Российской Федерации. В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор Российской Федерации и Министр юстиции Российской Федерации. Участие Генерального прокурора в работе Пленума обязательно. В заседаниях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.


Законодатель не ввел единых специфических требований к организационно-правовой форме органа власти как субъекта публичного права в области государственного управления. Правовой статус федеральных органов государственной власти представлен в Конституции Российской Федерации, в федеральных конституционных законах, федеральных законах, указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации.

Функция государственного управления не может быть исполнена, если для органов власти не будет организована «среда функционирования». Для исполнения правомочий и обязательств необходимо обеспечить органам власти высокое качество управления экономическими, материально-техническими и кадровыми ресурсами.

Управление федеральной собственностью осуществляет Правительство Российской Федерации, распоряжение которому вправе отдавать Президент Российской Федерации. Поэтому Правительство Российской Федерации, а также, в ряде важных для практики случаев, Президент Российской Федерации своими указами, распоряжениями или постановлениями создают вспомогательные структуры для обеспечения материально-технических, экономических, кадровых, информационных, транспортных или иных потребностей и нужд органов государственной власти. Такие вспомогательные структуры получили название аппарата. В некоторых нормативных правовых актах аппараты органов власти поименованы государственными органами.

Структура системы центрального аппарата федерального органа исполнительной власти включает руководство (руководителя и заместителей) федерального органа исполнительной власти, помощников (советников) руководителя и структурные подразделения по основным направлениям деятельности. Структуру и штатное расписание центрального аппарата федерального органа исполнительной власти утверждает руководитель федерального органа исполнительной власти в пределах, установленных Президентом Российской Федерации или Правительством, с учетом реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Структуру и штатное расписание аппарата территориального органа федерального органа исполнительной власти утверждает руководитель территориального органа.[6]


ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ И СТРУКТУРЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕТОДЫ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

2.1 Проблемы организации исполнительной власти в Российской Федерации

Размышляя о реформах органов государственной власти и о судьбе этих реформ, есть смысл обсудить несколько тезисов.

Первое. Пресловутый вопрос о понятийном аппарате. Непрекращающаяся путаница с категориями «система», «структура», «полномочие», «функция», «государственная услуга», «государственный орган», «учреждение» вызывает неразбериху в головах теоретиков и, что опасно, непонимание смысла реформ со стороны граждан.

Например, в Федеральном законе № 210-ФЗ, регулирующем правоотношения в сфере государственных и муниципальных услуг, мы наблюдаем, мягко говоря, неточность и некорректность определения государственной услуги, функции, полномочия, а прямо говоря, вообще - резкий зигзаг в теории государства и права. Речь идет о перевернутом понимании сущности государственной функции, когда последняя подменяется частно-правовой категорией услуги, которая вообще не может быть применима к публично-правовым отношениям. Допускаю, что этот закон - отражение проходивших в обществе социально-политических процессов, но вред в головах граждан от неправильного понимания сущности государственных функций присутствует. Люди введены в заблуждение этим законом и далее, в ходе его реализации - административными регламентами. А реальность такова, что мы пока не в состоянии реализовать такую форму государства, которое оказывало бы своим гражданам услуги по типу «Государстводобро» Д. Локка.

Не менее проблемная картина наблюдается в части использования понятий «система» и «структура» в региональном законодательстве. Хотелось бы иметь единое толкование основных понятий, используемых в правотворческой деятельности. Мы возлагаем надежды на Федеральный закон № 184-ФЗ, устанавливающий общие принципы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Между тем этот закон сам поначалу использует в ст. 5 и 17 несогласованные понятия «структура органов исполнительной власти субъекта» и «система органов исполнительной власти». Законодатель делает попытку устранить эту недоработку, поскольку она влечет правовые последствия в части разграничения компетенции между законодательным и исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации. Сейчас закон четко определяет, что законодательный орган определяет систему органов власти в регионе, а исполнительный - устанавливает структуру. Но теперь вопрос о правильном толковании понятий обостряется еще больше и требует скорейшего решения.