Файл: Система органов государственной власти РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Государственная власть – это способность государства легитимно и легально подчинять свой воле другие элементы общества и собственно отдельных людей с помощью системы государственного принуждения.

Источником государственной власти, как и суверенитета (т.е. независимости) является народ. Если народ в осуществлении государственной власти пользуется услугами профессиональных чиновников и системы государственных органов он осуществляет власть опосредствованно, если же он выражает свою волю на референдуме – то это будет прямым осуществлением государственной власти. Государственная власть и система её органов в позитивном плане должна обслуживать потребности своего народа – обеспечивать социальную природу государства, оказывать необходимые государственные услуги, поддерживать уровень жизни и устойчивое развитие страны.

Государственная власть не существует сама по себе. Осуществляясь в соответствии с Конституцией и федеральными законами системой органов государственной власти она требует финансирования, которое осуществляется посредством налогов и сборов.

Рассмотрение института государственной власти как системы отношений позволит охарактеризовать свойства данного объекта в его неразрывной целостности, исходя из структуры и функций института государственной власти, а также выявить взаимозависимость поведения элементов системы, их взаимодействие и воздействие в целом на систему.

Целью данной работы является анализ системы органов государственной власти РФ, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты системы органов власти в РФ;

- выявить проблемы организации исполнительной власти в Российской Федерации.

Объект исследования - система органов государственной власти.

Предмет исследования - анализ системы органов государственной власти РФ.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области государственного и муниципального управления, материалы периодических изданий и сети Интернет.

ГЛАВА 1. СВОЙСТВА И ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ


1.1 Понятие и сущность «государственная власть»

Государственная власть – категория, ставящая свой задачей обеспечение поддержания конституционного порядка. Государственное принуждение, выраженное в работе полиции, судов, приставов, системы исполнения наказаний, органов прокуратуры направлено на меньшинство, нарушающее принятые правила и законы. Слова «легитимно и легально» означают, что государственная власть осуществляется только теми лицами и органами, которым её разрешил осуществлять народ и только в рамках закона. Проблема легитимности и ненасильственного отстранения от власти не легитимных органов и политиков – одна из самый острых в современном мире, поскольку легально такой процесс может протекать только в ходе выборов, результаты которых можно подтасовать.

В современных демократических обществах государственная власть, как правило, поделена между тремя независимыми ветвями: исполнительной (Правительство РФ, входящие в его состав министерства и ведомства), законодательной (Совет Федерации и Государственная Дума) и судебной (Верховный суд РФ, а также суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный суд РФ). В России Президент, в отличие от некоторых республик, помещен над ветвями власти и выступает арбитром в спорах между ними и гарантом Конституции РФ. С 1991 по 1993 год это место было отведено Конституционному Суду. В других государствах президенты либо возглавляют исполнительную власть, либо выполняют декоративные функции.

Отношения между ветвями власти регулирует система «сдержек и противовесов». Это означает, что полномочие, скажем, президента уравновешивается полномочием парламента, дабы ни президент, ни парламент не могли узурпировать власть в стране. Точно также работают механизмы совместного формирование высших судов – ни одна из сил, участвующих в их формировании не может монопольно формировать состав их судей и тем самым обеспечивать себе поддержку или усиливать тем самым себя.

В российской политической и юридической литературе часто встречается термин «институт государственной власти», который применяется для обозначения абсолютно разных явлений, таких как, например, орган государственной власти и политический институт в целом. Чаще всего термин «институт государственной власти» употребляется как синоним термина «орган (органы) государственной власти», а «система институтов государственной власти» понимается как совокупность органов исполнительной, законодательной и судебной власти[1]. Между тем такое узкое понимание влечет за собой ограничение для применения методов институционального анализа, что обедняет методологическую базу исследователя. Разработка терминов «институт государственной власти» и «система институтов государственной власти» неизбежно требует углубленного анализа данных явлений, установления родовых и видовых признаков, обнаружения сущностных связей в организации и деятельности институтов государственной власти. Без такого анализа не представляется возможным построить четкую дефиницию данных политических и юридических явлений.


Поскольку в юридической литературе отсутствует определение понятий «институт государственной власти» и «система институтов государственной власти», обратимся к более общему, родовому понятию политического института.

Под политическим институтом понимается рациональное упорядочение средств и целей политического поведения общепринятыми и общеизвестными установлениями

Если с первым утверждением еще можно согласиться, то со вторым можно поспорить. Исходя из этого утверждения, институтов политической власти не существовало ни в античном мире, ни в средневековье, да и сейчас в ряде стран институты политической власти должны отсутствовать. В основу определения института государственной власти, по мнению автора, следует положить не столько нормы, сколько отношения, направленные на организацию общественного бытия, и выражающиеся в рациональном упорядочении средств и целей установления, распределения, реализации власти. Такое поведение осуществляется посредством выработки и принятия всем обществом обязательных для каждого члена этого общества установлений (политических норм).

Что касается понятия «институт государственной власти», то оно обладает определенными функциями, которые условно можно разделить на внешние (социальные) и внутренние.

Внешние функции направлены на достижение определенного социального блага (например, осуществление функций законодательной, исполнительной или судебной власти). К внутренним функциям можно отнести организационно-распорядительные функции (связанные с руководством трудовым коллективом государственного органа, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.) и административно-хозяйственные функции (связанные с управлением и распоряжением имуществом, денежными средствами).

Президент Российской Федерации – особенная фигура в российской системе государственной власти. Если представить себе государственную власть в стране в виде шахматного поля, то клетки и правила по которым разрывается партия будут конституцией, а фигуры – органами государственной власти. Срок полномочий Президента РФ – 6 лет. Один человек может оставаться на своем посту максимум два срока подряд.

Полномочия Президента, равно как и обязанности указаны в Конституции России.

Закон устанавливает требования к кандидатам в Президенты.


Полномочия Президента Российской Федерации описаны в Конституции.

Итак, согласно Конституции Президенет:

формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

назначает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации.

Президент раз в год обращается к Федеральному Собранию с посланием, в котором резюмирует итоги работы и указывает на ближайшие цели внешней и внутренней политики государства.

Президент также:

вносит в Государственную думу законопроекты;

назначает референдум;

подписывает и обнародует федеральные законы;

приостанавливает противоречащие Конституции, федеральным законам и международным актам акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

руководит внешней политикой России и представляет ее на международной арене;

награждает государственными наградами и званиями;

осуществляет помилование заключенных;

вводит режим чрезвычайной ситуации и военное положение.

1.2 Формы и структурные элементы государственной власти

Обращаясь к вопросу о системе, следует отметить, что общество как «всеохватывающая социальная система»[2] включает в себя систему органов государственной власти и институтов государственной власти, реализующих через них свои функции.

Выстраивая модель института государственной власти с вышеуказанной позиции, можно выделить следующие его структурные элементы:

  • Общественные отношения, возникающие в связи с необходимостью организации общества.
  • Субъекты (данный элемент характеризует динамическую характеристику правовых статусов индивидов и их корпораций, выраженную в универсальных (общих) и специфицированных (уникальных) функциях, нормативных ролях и статусах индивидов и социальных групп, вовлеченных в функции института государственной власти). Данный элемент охватывает две группы (типа) индивидов:

- наделенных властными полномочиями;

- и подвластных.

  • Функция (представляет собой осуществление назначения, долговременной цели или задачи с достижением определенных результатов, заданной совокупности последствий, которые обеспечивают полезность, необходимость, устойчивость существования института государственной власти).
  • Средства воздействия (это функциональная система, включающая в себя средства и методы функциональной деятельности института, направленные на достижение целевого контента основных потребностей индивида, социальных групп, общества). Средства воздействия включают в себя: нормы, урегулированные и структурированные связи в пределах конкретного института, и организации - органы государственной власти[3].

Общими признаками для всех определений государственного органа, является прежде всего их цель - реализация государственной власти, решение тех или иных управленческих задач в обществе. Государственный орган выступает легальным институтом, поскольку формируется и действует на основе соответствующих юридических документов (конституции, закона, подзаконного акта).

На основе изложенного представляется возможным определить институт государственной власти как совокупность исторически сложившихся, относительно устойчивых форм упорядоченных общественных отношений, складывающихся по поводу политических ценностей. Сущность таких отношений - в создании обществом моделей политического поведения, включающих иерархию средств и целей, направленных на формирование и функционирование определенной структуры социального управления. Целью такого порядка является обеспечение возможности осуществлять непрерывное воздействие на поведение индивидов в обществе для достижения политических ценностей. Внешнее выражение данные общественные отношения находят в совокупности общепризнанных (политических) норм, которые реализуются через политические образования, учреждения с организационной структурой, централизованной властью, исполнительным аппаратом.

Следует отметить, что способность воздействия органа государственной власти на индивидов и их группы отражает его сущность как подсистемы института государственной власти, что, в свою очередь, обеспечивает устойчивость института государственной власти в политической системе общества.

Таким образом, возвращаясь к вопросу о структуре института государственной власти, следует отметить включение в его структуру не только субъектов наделенных властными полномочиями, но и субъектов, подвергающихся управленческому властному воздействию. Это и будет по своей сути институт государственной власти, целью которого является обеспечение потребностей индивидов, общества.

Сущность, оправданность, значение, смысл образования системы следует отличать от ее цели[4]. Если сущность системы лежит за ее пределами, во внешней среде (любая открытая система способна к коммуникации и отграничена от внешней среды), то ее цель - это то, что она может делать постоянно и с одинаковым качеством внутри системы (осуществляя некий цикл деятельности). Цель - это конкретный результат деятельности, интегративное свойство системы, ее системообразующий фактор, то, что связывает элементы в единое целое[5]. Для обеспечения собственной деятельности система вынуждена образовывать связи с внешней средой. Деятельность органа государственной власти при этом сообразуется с потребностями всего общества через потребности отдельных физических и юридических лиц и их сообществ, социальных групп, в результате через такую деятельность реализуется смысл существования институтов государственной власти.