Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
Данный пункт позволяет узнать об использовании разных финансовых стратегий относительно организации, также, анализ решает вопросы касаемо налогов, кредитов, контроля издержек, величины капитала и т.д.
- Производство [9, Давлетов И.И., Свечникова Т.М., Черданцев В.П., Черникова С.А. Стратегический менеджмент. Учебное пособие ФГБОУ ВО Пермская ГСХА. Пермь: Изд-во ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, 2015. с. 44]
Исследовав эту составляющую, мы можем узнать о том, может ли организация производить товары/услуги по более низкой цене по сравнению с конкурентами, также, вопросы, касаемые поставщиков, закупок, контроля качества.
- Персонал [9, Давлетов И.И., Свечникова Т.М., Черданцев В.П., Черникова С.А. Стратегический менеджмент. Учебное пособие ФГБОУ ВО Пермская ГСХА. Пермь: Изд-во ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, 2015. с. 44]
Благодаря анализу персонала, мы узнаем о компетентности работников, руководства, эффективность системы подготовки, переподготовки, система повышения квалификации, текучесть кадров.
- Культуру и имидж организации [9, Давлетов И.И., Свечникова Т.М., Черданцев В.П., Черникова С.А. Стратегический менеджмент. Учебное пособие ФГБОУ ВО Пермская ГСХА. Пермь: Изд-во ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, 2015. с. 44]
Образ организации создается именно за счет культуры организации. Культура организации может привлечь особых специалистов и аудиторию, более того, это напрямую связано с репутацией организации.
Методы анализа и способы изучения внутренней и внешней среды организации
Рассмотрим такой метод изучения внутренней и внешней среды организации, как "5 х 5". Метод "5 х 5" для определения наиболее значимых элементов внешней среды был предложен в 1984 г. А.Х. Месконом [14, Поделинская И.А., Бянкин М.В. Стратегическое планирование. Учебное пособие. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. с. 41]. Он включает в себя пять вопросов о пяти факторах внешней среды:
- Если вы обладаете информацией о факторах внешней среды, назовите хотя бы 5 из них.
- Какие 5 факторов внешней среды представляют для вас наибольшую опасность?
- Какие 5 факторов из планов ваших конкурентов вам известны?
- Если вы уже определили направление стратегии, какие 5 факторов могли бы стать наиболее важными для достижения ваших целей?
- Назовите 5 внешних пространств, включающих возможность изменений, которые могли бы стать благоприятными для вас.
Для того чтобы дать ответы, необходимо собрать информацию об организационной среде и попытаться спрогнозировать будущее.
Следующий метод, к которому я обращаюсь - метод SWOT (аббревиатура от первых букв английских слов: Strength (сила), Weak (слабость), Opportunity (возможности), Threat (угрозы)) [15, Понуждаев Э.А. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение. Кн.1. Учебное пособие. Берлин: Директ-Медиа, 2015. с. 225]. Позволяет узнать сильные и слабые стороны организации, ее возможности и возможные угрозы. Аббревиатура SWOT в современной интерпретации была предложена К. Эндрюсом на гарвардской конференции по вопросам бизнес-политики в 1963 году [12, Патрахина Т.Н. SWOT-анализ как инструмент планирования стратегии образовательной организации. Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». Том 7, №2, 2015. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/08PVN215.pdf (дата обращения 20.04.18)].
Идея SWOT-анализа заключается в изучении потенциала организации для того, чтобы в дальнейшем превратить слабые и сильные стороны, а также угрозы в возможности. Кроме этого, данный тип анализа поможет развить сильные стороны организации, полагаясь на ее ограниченные возможности [9, Давлетов И.И., Свечникова Т.М., Черданцев В.П., Черникова С.А. Стратегический менеджмент. Учебное пособие ФГБОУ ВО Пермская ГСХА. Пермь: Изд-во ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, 2015. с. 41].
SWOT-анализ является необходимым элементом исследований, обязательным предварительным этапом при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов. Данные, полученные в результате анализа, служат базисными элементами при разработке стратегических целей и задач компании. Это настолько удобная универсальная методика, которая применима так же при принятии управленческих решений, и даже при оценке личностных способностей, очень полезна для менеджеров любых звеньев [17].
Данный тип анализа, как правило, представлен качественной характеристикой сильных и слабы сторон, но не количественной. При проведении анализа стоит полагаться на статистические данные, опросы, анкетирования, документы, а сама формулировка сильных и слабых сторон должна быть конкретной и объективной. Не допускаются преувеличения, приукрашивания, лишняя «пустая» информация, которая никак не пригодится в ходе работы.
Далее перейдем к изучению метода составления профиля среды. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды [7, Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент. Учебник. 3-е изд. М. : Экономистъ, 2003. с. 300].
Данный способ анализа проводится следующим образом: в таблицу профиля среды необходимо внести те факторы среды, которые хотите рассмотреть, и каждый из этих факторов вам предстоит оценить по четырехбалльной шкале.
О.С. Виханский выделяет 4 степени важности по шкале: 3 – сильное значение, 2 – умеренное влияение, 1 – слабое влияние, 0 – отсутствие влияния.
Также очень важно оценить факторы среды по направленности влияния, то есть направленность может быть либо позитивной, либо негативной.
Далее все экспертные оценки перемножаются и результатом станет оценка, показывающая степень важности того или иного фактора для организации.
В результате будет проще определиться с тем, какие факторы должны стать приоритетными и над ними надо работать, а на какие можно обращать меньше внимания.
Также, в рамках изучения внутренней и внешней среды выделяют PEST-анализ. Название анализ получил по первым буквам английских слов political-legal (политико-правовые), economic (экономические), sociocultural (социокультурные), technological (технологические факторы) [2, Асташова Е., Зинич Л. Стратегический менеджмент: Учебно-методический комплекс. Омск. : Изд-во ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, 2013. с. 20]. Анализ позволяет отследить изменения по вышеуказанным направлениям, выявить тенденции или какие-то события, на которые организация повлиять не может, но они, в свою очередь, влияют на деятельность организации.
PEST-анализ – это последовательность определенных этапов, среди которых принято выделять следующие [8, Григорян Г.Л. Применение PEST-анализа в стратегическом менеджменте. Журнал «Молодая наука». Часть 13. 2015. с. 125]:
- Определение факторов для анализа
На данном этапе необходимо составить список факторов, которые могут повлиять на организацию, это могут факторы как политические, так и экономические, также социальные и технологические [1, Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: учебник. М. : Юнити-Дана, 2012. с. 233].
- Определение степени влияния факторов
Помимо определения факторов, которые могут повлиять на работу организации, также важно понимать и то, как они влияют и как сильно влияют на деятельность организации. Обычно степень влияния оценивают по трехбалльной шкале.
- Оценка вероятности изменения фактора
На этом этапе вероятность колебаний оценивается по 5-ти бальной шкале, где «1» – означает минимальную вероятность изменения фактора внешней среды, а «5» – максимальную вероятность [11, Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. М. : Юнити-Дана, 2012. с. 251].
- Оценка реальной значимости факторов
Оценка значимости факторов важна, потому что она позволяет по отдельности оценить каждый и выяснить, как именно каждый из них повлияет на организацию.
- Составление сводной таблицы PEST-анализа
Все результаты в конце работы необходимо свести в таблицу. Все расчеты стоит привести в матричный вид.
PEST-анализ – один из самых простых и удобных способов, позволяющий изучить внешнюю среду организации, факторы, которые могут повлиять на деятельность компании и многое другое, что только улучшит работу над усовершенствованием стратегии развития.
Помимо вышерассмотренных методов, стоит упомянть и SNW-анализ. Название можно расшифровать как аббревиатуру трех английских слов – сильная позиция, нейтральная позиция, слабая позиция. Нейтральная позиция – это среднерыночное состояние для рассматриваемой ситуации. SNW-анализ – это дальнейшее развитие SWOT-анализа, позволяющее более подробно выявить имеющиеся возможности организации и выяснить ее относительное положение в отрасли [13, Петров В.В. Стратегическое управление. Учеб. пособие для студ. спец. "Менеджмент организации". Саратов: СГТУ, 2004. с. 144].
Сначала стоит проводить SW-анализ, где рассматриваются исключительно сильные и слабые позиции, как в SWOT, затем дополнить N – той самой нейтральной позицией, за счет которой мы выясняем среднерыночное состояние для рассматриваемых сильных и слабых сторон организации.
Цели SW-подхода очевидны: сильные стороны – это хороший ресурс организации для сохранения и усиления, а вот слабые – отрицательный ресурс, следовательно, такой (или такие) лучше устранять.
В результате такого анализа можно создать преимущество среди конкурентов, ведь мы знаем плюсы нашей организации, и минусы, которые сможем устранить, дабы быть «на плаву».
SW-подход рекомендуется дополнить подходом SNW, где N означает нейтральную позицию (Neutral). При этом в качестве нейтральной позиции рекомендуется фиксировать среднерыночное состояние для данной конкретной ситуации. В результате получаем:
- при SNW-подходе все достоинства SW-подхода остаются в силе;
- при SNW-анализе четко фиксируется ситуационное среднерыночное состояние, т.е. своеобразная нулевая точка конкуренции [16, Попова, И.В. Стратегический менеджмент. Базовый курс. Учебное пособие. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. с. 67].
Также, эксперты при изучении внутренней и внешней среды организации выделяют Метод С. Болотова. Анализ внешней среды можно осуществить на базе методики, предложенной С. Болотовым в виде четырех этапов [4, Болотов С. Методы анализа внешней среды организации. URL: http://www.createmanager.ru/cemans-751-1.html (дата обращения 19.04.18)]:
- Анализ сферы деятельности, товара или услуги.
На данном этапе изучается сама ниша, объемы продаж, рынок, на сколько удовлетворен спрос и возможность вытеснения нашим товаром товары других.
- Оценка действия конкурентов.
Изучение конкурентной среды – очень ответственный этап, на котором стоит уделить внимание качеству продукции, технологиям, проведению научных исследований, затратам, способам реализации товаров или услуг, способам распространения.
- Анализ схемы предпринимательства.
Данный этап предполагает под собой определение ресурсов и возможностей, изучаются процессы производства, поиска и обеспечения сырьем, оборудованием, кадрами и капиталом организацию.
- Анализ общего окружения организации.
Анализ позволяет выяснить то, какие внешние факторы могут повлиять на деятельность организации, в частности, внимание уделяется именно факторам косвенного воздействия. Вдобавок к этому, данный тип анализа предусматривает и общие тенденции состояния внешней среды.
Анализ внутренней и внешней среды медиаорганизации на примере издания «Собака.ru»
Характеристика медиаорганизации «Собака.ru»
В своем исследовании я рассматриваю деятельность петербургских онлайн-изданий независимой частной медиакомпании «Look at me» - городского интернет-сайта The Village и онлайн-журнала для женщин Wonderzine в сравнении с брендом с 17-летней историей и крупнейшей федеральной сетью городских lifestyle и fashion-изданий «Собака.ru».
Сейчас на рынке интернет-изданий появляется все больше продукции, но, зачастую, такие онлайн-журналы имеют некачественный контент. Я выбрала два издания проекта «Look at me», которые обладают разнообразным и насыщенным контентом, а также наиболее пользующихся популярностью не только у жителей Петербурга. Именно эти проекты могут смело конкурировать с «Собака.ru», которая заняла монополистскую позицию на рынке петербургских СМИ, а также имеет печатную версию в формате глянцевого журнала.
«Собака.ru» - бренд с 17-летней историей, состоящий не только из сайта, но и печатной версии. Распространяется данное издание в 15 городах России, более того, рост городов, готовых распространять «Собака.ru» у себя растет [10, Интернет-журнал «Собака.ру». URL: http://www.sobaka.ru (дата обращения 20.04.18)].