Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данный пункт позволяет узнать об использовании разных финансовых стратегий относительно организации, также, анализ решает вопросы касаемо налогов, кредитов, контроля издержек, величины капитала и т.д.

  1. Производство [9, Давлетов И.И., Свечникова Т.М., Черданцев В.П., Черникова С.А. Стратегический менеджмент. Учебное пособие ФГБОУ ВО Пермская ГСХА. Пермь: Изд-во ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, 2015. с. 44]

Исследовав эту составляющую, мы можем узнать о том, может ли организация производить товары/услуги по более низкой цене по сравнению с конкурентами, также, вопросы, касаемые поставщиков, закупок, контроля качества.

  1. Персонал [9, Давлетов И.И., Свечникова Т.М., Черданцев В.П., Черникова С.А. Стратегический менеджмент. Учебное пособие ФГБОУ ВО Пермская ГСХА. Пермь: Изд-во ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, 2015. с. 44]

Благодаря анализу персонала, мы узнаем о компетентности работников, руководства, эффективность системы подготовки, переподготовки, система повышения квалификации, текучесть кадров.

  1. Культуру и имидж организации [9, Давлетов И.И., Свечникова Т.М., Черданцев В.П., Черникова С.А. Стратегический менеджмент. Учебное пособие ФГБОУ ВО Пермская ГСХА. Пермь: Изд-во ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, 2015. с. 44]

Образ организации создается именно за счет культуры организации. Культура организации может привлечь особых специалистов и аудиторию, более того, это напрямую связано с репутацией организации.

Методы анализа и способы изучения внутренней и внешней среды организации

Рассмотрим такой метод изучения внутренней и внешней среды организации, как "5 х 5". Метод "5 х 5" для определения наиболее значимых элементов внешней среды был предложен в 1984 г. А.Х. Месконом [14, Поделинская И.А., Бянкин М.В. Стратегическое планирование. Учебное пособие. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. с. 41]. Он включает в себя пять вопросов о пяти факторах внешней среды:

- Если вы обладаете информацией о факторах внешней среды, назовите хотя бы 5 из них.

- Какие 5 факторов внешней среды представляют для вас наибольшую опасность?

- Какие 5 факторов из планов ваших конкурентов вам известны?

- Если вы уже определили направление стратегии, какие 5 факторов могли бы стать наиболее важными для достижения ваших целей?


- Назовите 5 внешних пространств, включающих возможность изменений, которые могли бы стать благоприятными для вас.

Для того чтобы дать ответы, необходимо собрать информацию об организационной среде и попытаться спрогнозировать будущее.

Следующий метод, к которому я обращаюсь - метод SWOT (аббревиатура от первых букв английских слов: Strength (сила), Weak (слабость), Opportunity (возможности), Threat (угрозы)) [15, Понуждаев Э.А. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение. Кн.1. Учебное пособие. Берлин: Директ-Медиа, 2015. с. 225]. Позволяет узнать сильные и слабые стороны организации, ее возможности и возможные угрозы. Аббревиатура SWOT в современной интерпретации была предложена К. Эндрюсом на гарвардской конференции по вопросам бизнес-политики в 1963 году [12, Патрахина Т.Н. SWOT-анализ как инструмент планирования стратегии образовательной организации. Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». Том 7, №2, 2015. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/08PVN215.pdf (дата обращения 20.04.18)].

Идея SWOT-анализа заключается в изучении потенциала организации для того, чтобы в дальнейшем превратить слабые и сильные стороны, а также угрозы в возможности. Кроме этого, данный тип анализа поможет развить сильные стороны организации, полагаясь на ее ограниченные возможности [9, Давлетов И.И., Свечникова Т.М., Черданцев В.П., Черникова С.А. Стратегический менеджмент. Учебное пособие ФГБОУ ВО Пермская ГСХА. Пермь: Изд-во ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, 2015. с. 41].

SWOT-анализ является необходимым элементом исследований, обязательным предварительным этапом при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов. Данные, полученные в результате анализа, служат базисными элементами при разработке стратегических целей и задач компании. Это настолько удобная универсальная методика, которая применима так же при принятии управленческих решений, и даже при оценке личностных способностей, очень полезна для менеджеров любых звеньев [17].

Данный тип анализа, как правило, представлен качественной характеристикой сильных и слабы сторон, но не количественной. При проведении анализа стоит полагаться на статистические данные, опросы, анкетирования, документы, а сама формулировка сильных и слабых сторон должна быть конкретной и объективной. Не допускаются преувеличения, приукрашивания, лишняя «пустая» информация, которая никак не пригодится в ходе работы.

Далее перейдем к изучению метода составления профиля среды. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды [7, Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент. Учебник. 3-е изд. М. : Экономистъ, 2003. с. 300].


Данный способ анализа проводится следующим образом: в таблицу профиля среды необходимо внести те факторы среды, которые хотите рассмотреть, и каждый из этих факторов вам предстоит оценить по четырехбалльной шкале.

О.С. Виханский выделяет 4 степени важности по шкале: 3 – сильное значение, 2 – умеренное влияение, 1 – слабое влияние, 0 – отсутствие влияния.

Также очень важно оценить факторы среды по направленности влияния, то есть направленность может быть либо позитивной, либо негативной.

Далее все экспертные оценки перемножаются и результатом станет оценка, показывающая степень важности того или иного фактора для организации.

В результате будет проще определиться с тем, какие факторы должны стать приоритетными и над ними надо работать, а на какие можно обращать меньше внимания.

Также, в рамках изучения внутренней и внешней среды выделяют PEST-анализ. Название анализ получил по первым буквам английских слов political-legal (политико-правовые), economic (экономические), sociocultural (социокультурные), technological (технологические факторы) [2, Асташова Е., Зинич Л. Стратегический менеджмент: Учебно-методический комплекс. Омск. : Изд-во ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, 2013. с. 20]. Анализ позволяет отследить изменения по вышеуказанным направлениям, выявить тенденции или какие-то события, на которые организация повлиять не может, но они, в свою очередь, влияют на деятельность организации.

PEST-анализ – это последовательность определенных этапов, среди которых принято выделять следующие [8, Григорян Г.Л. Применение PEST-анализа в стратегическом менеджменте. Журнал «Молодая наука». Часть 13. 2015. с. 125]:

  1. Определение факторов для анализа

На данном этапе необходимо составить список факторов, которые могут повлиять на организацию, это могут факторы как политические, так и экономические, также социальные и технологические [1, Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: учебник. М. : Юнити-Дана, 2012. с. 233].

  1. Определение степени влияния факторов

Помимо определения факторов, которые могут повлиять на работу организации, также важно понимать и то, как они влияют и как сильно влияют на деятельность организации. Обычно степень влияния оценивают по трехбалльной шкале.

  1. Оценка вероятности изменения фактора

На этом этапе вероятность колебаний оценивается по 5-ти бальной шкале, где «1» – означает минимальную вероятность изменения фактора внешней среды, а «5» – максимальную вероятность [11, Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. М. : Юнити-Дана, 2012. с. 251].


  1. Оценка реальной значимости факторов

Оценка значимости факторов важна, потому что она позволяет по отдельности оценить каждый и выяснить, как именно каждый из них повлияет на организацию.

  1. Составление сводной таблицы PEST-анализа

Все результаты в конце работы необходимо свести в таблицу. Все расчеты стоит привести в матричный вид.

PEST-анализ – один из самых простых и удобных способов, позволяющий изучить внешнюю среду организации, факторы, которые могут повлиять на деятельность компании и многое другое, что только улучшит работу над усовершенствованием стратегии развития.

Помимо вышерассмотренных методов, стоит упомянть и SNW-анализ. Название можно расшифровать как аббревиатуру трех английских слов – сильная позиция, нейтральная позиция, слабая позиция. Нейтральная позиция – это среднерыночное состояние для рассматриваемой ситуации. SNW-анализ – это дальнейшее развитие SWOT-анализа, позволяющее более подробно выявить имеющиеся возможности организации и выяснить ее относительное положение в отрасли [13, Петров В.В. Стратегическое управление. Учеб. пособие для студ. спец. "Менеджмент организации". Саратов: СГТУ, 2004. с. 144].

Сначала стоит проводить SW-анализ, где рассматриваются исключительно сильные и слабые позиции, как в SWOT, затем дополнить N – той самой нейтральной позицией, за счет которой мы выясняем среднерыночное состояние для рассматриваемых сильных и слабых сторон организации.

Цели SW-подхода очевидны: сильные стороны – это хороший ресурс организации для сохранения и усиления, а вот слабые – отрицательный ресурс, следовательно, такой (или такие) лучше устранять.

В результате такого анализа можно создать преимущество среди конкурентов, ведь мы знаем плюсы нашей организации, и минусы, которые сможем устранить, дабы быть «на плаву».

SW-подход рекомендуется дополнить подходом SNW, где N означает нейтральную позицию (Neutral). При этом в качестве нейтральной позиции рекомендуется фиксировать среднерыночное состояние для данной конкретной ситуации. В результате получаем:

- при SNW-подходе все достоинства SW-подхода остаются в силе;

- при SNW-анализе четко фиксируется ситуационное среднерыночное состояние, т.е. своеобразная нулевая точка конкуренции [16, Попова, И.В. Стратегический менеджмент. Базовый курс. Учебное пособие. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. с. 67].

Также, эксперты при изучении внутренней и внешней среды организации выделяют Метод С. Болотова. Анализ внешней среды можно осуществить на базе методики, предложенной С. Болотовым в виде четырех этапов [4, Болотов С. Методы анализа внешней среды организации. URL: http://www.createmanager.ru/cemans-751-1.html (дата обращения 19.04.18)]:


  1. Анализ сферы деятельности, товара или услуги.

На данном этапе изучается сама ниша, объемы продаж, рынок, на сколько удовлетворен спрос и возможность вытеснения нашим товаром товары других.

  1. Оценка действия конкурентов.

Изучение конкурентной среды – очень ответственный этап, на котором стоит уделить внимание качеству продукции, технологиям, проведению научных исследований, затратам, способам реализации товаров или услуг, способам распространения.

  1. Анализ схемы предпринимательства.

Данный этап предполагает под собой определение ресурсов и возможностей, изучаются процессы производства, поиска и обеспечения сырьем, оборудованием, кадрами и капиталом организацию.

  1. Анализ общего окружения организации.

Анализ позволяет выяснить то, какие внешние факторы могут повлиять на деятельность организации, в частности, внимание уделяется именно факторам косвенного воздействия. Вдобавок к этому, данный тип анализа предусматривает и общие тенденции состояния внешней среды.

Анализ внутренней и внешней среды медиаорганизации на примере издания «Собака.ru»

Характеристика медиаорганизации «Собака.ru»

В своем исследовании я рассматриваю деятельность петербургских онлайн-изданий независимой частной медиакомпании «Look at me» - городского интернет-сайта The Village и онлайн-журнала для женщин Wonderzine в сравнении с брендом с 17-летней историей и крупнейшей федеральной сетью городских lifestyle и fashion-изданий «Собака.ru».

Сейчас на рынке интернет-изданий появляется все больше продукции, но, зачастую, такие онлайн-журналы имеют некачественный контент. Я выбрала два издания проекта «Look at me», которые обладают разнообразным и насыщенным контентом, а также наиболее пользующихся популярностью не только у жителей Петербурга. Именно эти проекты могут смело конкурировать с «Собака.ru», которая заняла монополистскую позицию на рынке петербургских СМИ, а также имеет печатную версию в формате глянцевого журнала.

«Собака.ru» - бренд с 17-летней историей, состоящий не только из сайта, но и печатной версии. Распространяется данное издание в 15 городах России, более того, рост городов, готовых распространять «Собака.ru» у себя растет [10, Интернет-журнал «Собака.ру». URL: http://www.sobaka.ru (дата обращения 20.04.18)].