Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
Введение
Бизнес и предпринимательская деятельность на данный момент развивается все больше и больше, внедряя новые технологии, разные методики управления, но то, какой это результат приносит и на что стоит обратить внимание прежде, чем заниматься развитием какой-то конкретной области или направления, может рассказать именно стратегический анализ, предполагающий под собой изучение как внутренней, так и внешней среды организации. У каждой организации будут свои параметры и свои результаты, именно поэтому стоит уделять большое внимание данному анализу и знать, как он проводится. Специфику стратегического анализа и процесса изучения внешней и внутренней среды мне и хотелось бы рассмотреть в данной работе на примере проведения анализа внутренней и внешней среды медиаорганизации «Собака.ру».
Объект моего исследования – стратегический анализ внутренней и внешней среды организации.
Предмет исследования – анализ внутренней и внешней среды организации на примере онлайн-издания.
Целью своей работы я вижу изучение теоретических аспектов внутренней и внешней среды, а также проведение анализа внутренней и внешней среды на примере медиаорганизации «Собака.ру».
Актуальность моей работы связана, прежде всего, с тем, что сейчас очень стремительно развивается предпринимательская деятельность и она не просто требует изучения, а требует изучения именно на современном этапе, и, в частности, в своей курсовой работе я уделила внимание анализу внутренней и внешней среды организации, который необходимо уметь проводить и понимать, на сколько он эффективен, чтобы внедрять его в современную предпринимательскую деятельность, где очень высокий уровень конкуренции, а аудиторию очень сложно чем-то удивить.
Из вышесказанного можно выделить проблему моего исследования, которая заключается в выявлении эффективности стратегического анализа после его проведения.
В ходе проведения исследования были использованы хрестоматии по экономике, учебные пособия таких авторов, как: Р. А. Шичиях, С. Н. Сычаниной, В. М. Смоленцева, И.И. Давлетова, И.А.Поделинской, М.В. Бянкина и др. Ссылаясь на учебные пособия, хрестоматии и другие научно-исследовательские труды, предпочтение отдавалось максимально качественным, проверенным источникам, авторы которых являются преподавателями, кандидатами экономических наук, профессорами, академиками и доцентами. Кроме этого, у данных авторов можно обнаружить как классические подходы к изучению, так и современные, ведь очень важно посмотреть на данный вопрос относительно анализа среды с разных сторон.
Анализ среды организации: основные положения
Понятие анализа среды организации
Анализ среды организации — это процесс определения критически важных элементов внешней и внутренней сред, которые могут оказать влияние на способности фирмы в достижении своих целей [6, Видяпина В.И. Бакалавр экономики: Хрестоматия в 3-х томах. Т. 2. Рос. экон. академия им. Г.В. Плеханова; Центр кадрового развития. М. : Триада, 1999. с. 122].
Анализ среды организации включает в себя как внутреннюю, так и внешнюю среды. После определения данных элементов можно выделить самые приоритетные – так называемые критические точки и в последствии работать именно с ними.
Стратегическое планирование пришло на смену долгосрочному. Его преимущество, прежде всего, в том, что оно позволяет рассматривать пространство деятельности организации более масштабно, то есть помимо элементов внутреннего планирования, на которых основываются традиционные формы планирования, стратегическое планирование включает в себя экономические, политические и социальные факторы, потребности покупателей и многое другое.
Концепция стратегического планирования позволяет выработать комплекс методов и средств, обеспечивающих адаптацию предприятий к быстроменяющимся условиям, дает возможность своевременно на них реагировать [14, Поделинская И.А., Бянкин М.В. Стратегическое планирование. Учебное пособие. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. с. 33].
Более того, именно стратегическое планирование является той самой связующей между фирмой и окружающей средой, а окружающая среда – это, как правило, поставщики, клиенты и конкуренты [17].
Сам по себе стратегический анализ – явление достаточно молодое, которое появилось в результате развитие стратегического менеджмента. Он является частью стратегического менеджмента, ведь именно за счет анализа осуществляется разработка стратегии и целей, да и в целом анализ можно отнести к функции стратегического менеджмента.
Значение анализа действительно велико, потому что благодаря этому можно повысить эффективность стратегических решений, знать, какие цели необходимо ставить, какие должны быть более приоритетными, а какие нет [5, Брытков М.А., Черезова Я.А. Повышение эффективности стратегического управления предприятиями регионального строительного комплекса. Российское предпринимательство, 2007. Том 8. с. 42]. Также, анализ позволяет определить преимущества организации, ресурсы, определить и оценить факторы, которые могут повлиять на развитие организации.
Стратегический анализ подразумевает под собой несколько этапов [17]:
- Анализ внутренней и внешней среды;
- Стратегический выбор (на данном этапе необходимо выбрать и оценить возможные варианты стратегий);
- Выбор стратегии;
- Реализация стратегии.
Роль анализа как внутренней, так и внешней среды очень важна, потому что он позволяет определить факторы, которые могут как негативно, так и положительно сказываться на работе организации, а также выяснить, как повысить эффективность деятельности и развития организации.
Анализ внешней среды
Внешняя среда – это факторы, находящиеся за рамками организации и способствующие функционированию, выживанию и росту организации при их умелом использовании [9, Давлетов И.И., Свечникова Т.М., Черданцев В.П., Черникова С.А. Стратегический менеджмент. Учебное пособие ФГБОУ ВО Пермская ГСХА. Пермь: Изд-во ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, 2015. с. 55].
Внешняя среда предприятия представляет собой источник, от которого зависит поддержание организации необходимыми ресурсами, для поддержания внутреннего потенциала данной конкретной организации на должном уровне. Любое предприятие всегда находится в состоянии обмена с внешней средой, и тем самым обеспечивает для себя пути и ресурсы, необходимые, чтобы выжить. Ресурсы, получаемые от внешней среды ограничены. На эти ресурсы одновременно могут претендовать многие другие организации, которые ведут свой бизнес в этой же среде [19, Шарапова В.М. Семь нот агромаркетинга. Известия Международной академии аграрного образования. 2015. № 25. с. 388].
Выделяют четыре основных типа внешней среды:
1. Изменяющаяся среда
Название говорит самое за себя. Как правило, к этой среде относят такой тип, который очень быстро подвергается изменениям и новшествам, например, различные технические инновации или в изменении законодательства.
2. Враждебная среда
Данный тип среды характеризуется жесткой конкуренцией и постоянной борьбой за потребителя.
3. Разнообразная или разнообразное окружение
Разнообразие в данном случае можно приравнять к слову «глобальный», то есть такая среда, в которой работают международные организации или те, которые затрагивают разные культуры, страны.
4. Технически сложная среда
Такая среда, где делается упор на техническую составляющую: вычислительную технику, телекоммуникации.
Анализ внешней среды служит для:
- определения факторов внешней среды, которые могут представлять угрозу;
- поиск и оценка факторов, которые способствовали бы развитию;
- прогнозирование различных обстоятельств;
- разработки мер предупреждения потенциальных угроз;
- разработка мер по превращению угроз или других обстоятельств в выгодные возможности.
Для максимального изучения состояния внешней среды необходимо:
- участвовать в конференциях и различных мероприятиях;
- анализировать различную литературу;
- проводить собрания, конкурсы и другие активности;
- проводить опросы среди сотрудников, прислушиваться к их мнению.
Таким образом, исследование внешней среды является очень важным этапом проведения любого анализа, который касается изучения деятельности организации, ее эффективности и развития.
Внешняя среда подразделяется на макро и микросреды. Ф.Котлер в работе “Основы маркетинга” внешнюю среду рассматривает как двухуровневую, состоящую из макросреды и микросреды. Внешняя макросреда организации – это совокупность факторов, воздействующих на организацию, на которые организация воздействовать не может (законодательство, демография, состояние экономики, технологии и др.) Внешняя микросреда организации – это совокупность факторов, воздействующих на организацию, на которые она также может воздействовать.
Как было сказано выше, стоит различать макросреду и микросреду.
Макросреда - отдаленное окружение, которое оказывает на организацию косвенное воздействие [18, Чернышева М.А. Основы менеджмента. Учебное пособие. Под ред. проф. Солдатовой И. Ю., проф. Чернышева М. А. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006]. Как правило, к макросреде относят научно-технический прогресс, политические, культурные, социальные изменения, даже явления природы. Для изучения используют PEST-анализ.
Макроокружение создает общие условия существования фирмы [3, Баканов Б. Стратегический менеджмент. Курс лекций. Таганрог: МРЦПКиПК ЮФУ, 2014. с. 44]. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера применительно к отдельно взятому субъекту хозяйствования, оно оказывает общее влияние на все субъекты. Тем не менее, степень влияния макроокружения на различные организации неодинакова, что обусловлено спецификой бизнеса, в котором действует фирма, внутренним потенциалом организации.
Рассмотрим эти факторы: [14, Поделинская И.А., Бянкин М.В. Стратегическое планирование. Учебное пособие. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. с. 25]
- политический;
- экономический;
- рыночный;
- технологический;
- международный;
- социальный.
Микросреда – это такое окружение, которое напрямую влияет на деятельность организации.
К микросреде относят конкурентов, кредиторов, профсоюзов, посредников, поставщиков и госучреждения.
В результате анализа внешней среды формируются разные стратегические решения, их оценка с учетом угроз внешней среды и возможностей организации.
Анализ внутренней среды
Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она включает в себя тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени [9, Давлетов И.И., Свечникова Т.М., Черданцев В.П., Черникова С.А. Стратегический менеджмент. Учебное пособие ФГБОУ ВО Пермская ГСХА. Пермь: Изд-во ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, 2015. с. 45].
Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации, если отсутствует эффективный механизм ее функционирования. Можно привести достаточно примеров гибели, закрытия самых разных фирм и организаций по сугубо внутренним причинам [9, Давлетов И.И., Свечникова Т.М., Черданцев В.П., Черникова С.А. Стратегический менеджмент. Учебное пособие ФГБОУ ВО Пермская ГСХА. Пермь: Изд-во ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, 2015. с. 45].
Целью анализа внутренней среды фирмы является выявление слабых и сильных сторон в ее деятельности. Чтобы воспользоваться внешними возможностями, фирма должна иметь определенный внутренний потенциал. в процессе стратегического планирования изучить пять функциональных областей хозяйственной деятельности: маркетинг, финансы, производство, персонал, культуру и имидж фирмы [14, Поделинская И.А., Бянкин М.В. Стратегическое планирование. Учебное пособие. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. с. 27].
Рассмотрим эти пять составляющих:
- Маркетинг [9, Давлетов И.И., Свечникова Т.М., Черданцев В.П., Черникова С.А. Стратегический менеджмент. Учебное пособие ФГБОУ ВО Пермская ГСХА. Пермь: Изд-во ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, 2015. с. 43]
Исследуя эту область, мы можем узнать конкурентоспособность продукции, на сколько широк ассортимент, эффективность сбыта, рекламы, ценовую политику и то, на сколько она гибка.
- Финансы [9, Давлетов И.И., Свечникова Т.М., Черданцев В.П., Черникова С.А. Стратегический менеджмент. Учебное пособие ФГБОУ ВО Пермская ГСХА. Пермь: Изд-во ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, 2015. с. 43]