Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 448
Скачиваний: 12
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Консультация для родителей
Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было как можно больше разнообразных игр и игрушек, которые надо осознанно выбирать, а не беспорядочно накапливать.
Заранее согласовывайте с ребенком требования к хранению и уборке игрушек. Продумайте, как можно временно сохранять детские постройки и конструкции. За неимением места для длительной демонстрации «празднуйте результат» (награждайте автора аплодисментами, зарисовывайте его постройку и т.п.) – и только после этого убирайте игрушки для хранения.
Вспоминайте свое детство и рассказывайте ребенку о том, как вы играли сами и со своими друзьями. По желанию ребенка показывайте известные вам детские игры.
Наблюдайте за играми ребенка дома и по желанию рассказывайте о них воспитателям; интересуйтесь, во что ребенок предпочитает играть в детском саду.
Проявляйте уважение к личности ребенка, считайтесь с поэтапностью становления игровой деятельности и не пытайтесь искусственно ее ускорять.
Тактично, ненавязчиво предлагайте ребенку помощь в создании игровой среды. «Может быть, тебе для приготовления обеда понадобится моя кастрюля?», «А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей машины?» Отказ ребенка воспринимайте как должное: «Конечно, тебе виднее. Но, если тебе что-то понадобится, то я буду рада тебе помочь». Все последующие обращения ребенка расценивайте , как проявление к вам доверия и уважения, за ваши деликатность и такт.
Проявляйте инициативу и выражайте искреннее желание участвовать в игре.
Получив согласие ребенка на ваше участие в игре, поинтересуйтесь своей ролью («А кем я буду?») и безоговорочно, с благодарностью примите ее.
В случае если вы не понимаете ситуацию и желания ребенка, уточните у него важные для развертывания сюжета обстоятельства, связанные с характеристикой героя, его поведением и т.п. («А какой я буду лисой – доброй или злой?»).
Действуя в роли, проявляйте инициативу и самостоятельность, старайтесь мотивировать поступки того героя, чью роль вы выполняете. Если возникнут трудности – не теряйтесь, не прекращайте игру, а спрашивайте у ребенка, как вам следует поступить («Что мне дальше делать?»).
Всегда соглашайтесь со своим малышом! Это вселяет в него уверенность в своих силах и порождает инициативу и творчество.
По окончании игры выразите ребенку удовлетворение и выскажите надежду на то, что и в следующий раз он пригласит вас участвовать в ней.
Оказывайте постоянное внимание и проявляйте уважение к детским играм.
Выражайте одобрение и восхищение по поводу того, что дети самостоятельны и инициативны в своих играх. «Какой ты молодец (умница)!», «Как тебе удается все это самому (самой) придумать?».
Сопереживайте чувствам детей в играх – умейте увидеть смешное в том, что кажется им смешным, грустить по поводу того, что кажется им грустным, и т.д.
Привлекайте внимание ребенка к педагогически ценным и эстетичным играм и игрушкам.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Мудрые мысли об игре
«Игра – великая учительница ребенка»
Г. Г. Влонский
«По существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие ребенка»
Л. С. Выготский
«Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка»
Л. С. Выготский
«Чем проще игрушка, тем лучше, потому что она дает больше свободы детям, дает возможность превращать и в различные вещи, чтобы рано вкусить плоды весьма важного наслаждения собственной изобретательностью»
П. Ф. Каптерев
«Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства»
В. Штерн
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Консультация для педагогов
1.Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности.
2.Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легкодоступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.
3.Эффективным приемом руководства играми детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.
4.В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку, самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно – ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
5.Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
6.Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.
Сюжетно-ролевые игры в младшей группе
«Пароход»
( комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой в младшей группе)
Планомерное обогащение жизненного опыта детей |
Планомерное обогащение игрового опыта детей |
Активизиру-ющее общение педагога с детьми во время игры |
Проектиро-вание предметно-игровой среды |
Развитие навыков общения с детьми и взрослыми |
Игровое сотворчест-во родителей и детей |
Цель: создать основу для развития и обогащения содержания игры Чтение А. Пушкин «Ветер по морю гуляет...» А. Барто «Кораблик» «Кораблик» (англ нар пес , обр С. Маршака) Д.Хармс «Кораблик» Рассматривание картины «Чья лодочка?» (серия «Наша Таня») Рассматрива-ние иллюстраций на тему «Водный транспорт» Рисование «Кораблик» (по стих А. Пушкина «Ветер по морю гуляет...) |
Цель: развивать умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры Дидактичес-кие игры «Что лишнее?», «Что есть на теплоходе?» «Найди пару» Игры инсценировки «Мы катаемся на лодочке по реке Кубань» «Прокатим на лодочке куклу Машу» Звукоподражание гудку теплохода Игра-экспериментирование пускание в тазике с водой лодочек из бумаги и пластмассы Игровые упражнения «Пассажиры покупают билет на пароход» «Пассажиры занимают свои места на пароходе», «Капитан даст команду к отправлению парохода» «Пассажиры сходят на пристань» |
Цель: способствовать развитию самостоятель-ной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов их решения Предложение-обращение «Ребята! Давайте прокатимся на пароходе по реке Кубань» «Ребята, приобретайте билеты для прогулки на пароходе», «Пассажиры, заходите на пароход, сейчас мы отправимся на прогулку по реке Кубань» Обращения по ходу игры «Пассажиры! Займите, пожалуйста, свои места», «Матросы! Поднять якорь! Полный вперед!» «Мишка упал за борт, бросьте ему спасательный круг», «Бросайте якорь!» «Внимание! Наш пароход подходит к причалу» |
Цель: создание условий, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельнос-ти Игрушки Лодочки, кораблики, катера разного цвета, размера, выполнен-ные из разных материалов; тазик для пускания бумажных корабликов; Атрибуты: фуражка капитана, бескозырки, бинокль, якорь, штурвал, крупный напольный строительный набор. |
Цель: развивать у детей навыки общения со взрослыми и друг с другом Общение Как я катался с мамой на ракете (с папой на лодке) Я - капитан! Освоение Элементар-ных правил поведения на водном транспорте |
Цель: педагогическая пропаганда игровой деят-ти ребенка среди родителей Предложить родителям собрать иллюстра-тивный материал на тему «Водный транспорт», оформить тематический альбом (папку) Предложить родителям прокатиться с ребенком на ракете или катере по морю или реке. |
Вопросы по ходу игры: «Как называется наш корабль?», «Как называется корабль, на котором ты служишь?» «Кто капитан корабля?», «Что делает капитан корабля?», «Что должны делать матросы на корабле?» Поощрения «Молодец! Ты точно выполнял команды капитана, как настоящий моряк» |
«Магазин»
(комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой во второй младшей группе)
Планомерное обогащение жизненного опыта ребенка |
Планомерное обогащение игрового опыта детей |
Активизи-рующее общение педагога с детьми в процессе игры |
Проектиро-вание предметно-игровой среды |
Развитие навыков общения с детьми и взрослыми |
Игровое сотворчество родителей и детей |
Цель: создать основу для развития и обогащения содержания игры Чтение С. Михалков «Андрюшка», С. Баруздин «Подарок» Д. Родари «Голубая стрела» Рассматрива-ние картины «Продавец» (серия «Кем быть?»), иллюстратив-ного материала (магазин, продавец, покупатели) Рассматрива-ние овощей и фруктов, муляжей овощей и фруктов Целевая прогулка к магазину Экскурсии в магазин Наблюдение за работой продавца Музыкальное развитие «Огород»,- муз. Г. Вихаревой, сл. И. Смирновой, «Собираем урожай» сл. и муз. Г. Вихаревой |
Цель: развивать умения детей переводить жизненный опыт в условный план игры Дидактичес-кие игры «Что лишнее?», «Продолжи ряд», «Что растет на огороде?»,«Чудесный мешочек», «Узнай по вкусу», «Какие овощи зеленого (красного...) цвета ты знаешь» Игровые упражнении «Покупатели идут в магазин», «Продавец, взвешивает фрукты», «Покупатель оплачивает покупку» Образно- пластический этюд «Поход в магазин» |
Цель: способствовать развитию самостоятельной игры ребёнка, поиску новых игровых задач и способов их решения Создание подсказывающей ситуации «Мама идет в магазин за покупками», «На нашей улице открылся новый магазин», «В магазин завезли много овощей и фруктов» Побужде-ние детей к ролевым высказываниям «Кто хочет быть продав- цом?» «Что делает продавец?» Подключе-ние к игре малоактивных детей «Шофер, в магазине заканчиваются овощи, привези ещё овощей и фруктов» Обращения по ходу игры «Покупате-ли, встаньте в очередь», «Кассир, пробейте, пожалуй-ста, чек» |
Цель: создание условий, адекватных уровню развития игровых, умений детей и содержанию игровой деят-ти Книжный уголок: иллюстратив-ный материал на темы «Овощи», «Фрукты», «Магазин» Атрибуты для игры «Супермаркет» с набором муляжей овощей и фруктов, касса, халатики, косыночки или шапочки, сумочки, кошельки, ценники, грузовая машина |
Цель: развивать у детей навыки общения со взрослыми и друг с другом Учить детей правильно называть себя в игровой роли («Я - продавец», «Я – покупатель»,«Я - кассир») называть игровые действия («Я взвешиваю яблоки», «Я выбиваю чек»), отвечать на вопросы воспитателя об игре, игровой роли, выполняе-мых действиях Общение «Откуда продукты берутся в магазине?», «Волшебные слова», «Как вести себя в магазине» |
Цель: педагогическая пропаганда знаний об игровой деятельнос-ти ребенка среди родителей Предложить родителям посетить с ребенком продовольственный магазин, понаблю-дать за действиями продавца, кассира, покупателей, обращать внимание на взаимоотношения покупателя и продавца, покупателя и кассира Оформить папку-передвижку «Витамин в каждой тарелке», правила для ребенка «Как вести себя в магазине» |
«Парикмахерская»
(комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой во второй младшей группе)
Планоменое обогащение жизненного опыта детей |
Планомерное обогащение игрового опыта детей |
Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры |
Проектирова-ние предметно-игровой среды |
Развитие навыков общения с детьми и взрослыми |
Игровое сотворчество родителей и детей |
Цель: создать основу для развития и обогащения содержания игры Чтение «Расти коса до пояса» «Кран, откройся!» Э Мошковская Загадки о мыле, ножницах, расческах и т.п. Рассматривание картины «Парикма-хер» (серия «Кем быть?») Рассказ воспитателя о труде парикмахе-ра Рассматривание иллюстра-ций, предметных картинок, предметов культурно-гигиенического назначения |
Цель: развивать умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры Дидактичес-кие игры «Найди то, о чем расскажу», «Чего не стало», «Что изменилось?» «Что лишнее?» «Отложи (выбери) то, что нужно парикмахеру для работы», «Чудесный мешочек» «Продолжи ряд» Игровые упражнения «Парикмахер», «Кассир» «Мы моем расчески» «Каждой вещи свое место» Игра инсцениров-ка «Кукла Катя пришла в парикмахер-скую» |
Цель: способствовать развитию самостоятельной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов их решения Создание подсказывающей ситуации «Кукла Маша загрустила, давай сделаем ей красивую прическу», «Давайте, организуем парикмахер-скую и сделаем девочкам красивые прически» «Я хочу поиграть в парикмахера. Я могла бы сделать тебе красивую прическу» «Давай, я буду кассиром» Вопросы по ходу игры «Где у вас касса? Кто кассир?» «Завяжите моей дочке красные бантики» |
Цель: создание условий, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деят-ти Книжный уголок: предметные картинки по теме, иллюстрации, отображаю-щие труд парикмахера Атрибуты: шкаф для хранения атрибутов (из набора детской игровой мебели), зеркало, пелерина, халат парикмахера, косынка, салфетки, полотенце, расчески, мыльницы, ленточки, заколки, бантики (большие и маленькие, четырех цветов), шампунь, фен, телефон, часы, табличка «Парикмахерская» |
Цель: развивать у детей навыки общения со взрослыми и друг другом Темы общения «Я узнаю себя, своих друзей на фотографиях» «Покажи и назови части тела и лица» «Водичка, водичка, умой моё личико», «Для чего нужна вода?» Этюд на выражение удовольствия и радости «Маме улыбаемся» Коммуника-тивные игры «Комплимент», «Ласковое имя» «Кто у нас хороший» |
Цель: педагогическая пропаганда игровой деятельности ребенка среди родителей Предложить сходить с ребенком в парикмахер-скую, понаблюдать за работой парикмахера Папка-передвижка «Прически мальчиков и девочек» Помощь в изготовлении атрибутов |