Файл: Особенности ролевой игры в раннем возрасте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 456

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Усложняя содержания игры, возникает необходимость наметить, хотя бы в общих чертах, что будет делать каждый. Вначале детям трудно решать это самостоятельно, у каждого есть свой замысел, но согласовать его с другими они еще не умеют. Тут особенно нужна помощь воспитателя. Влияя на распределение ролей, составление некоторого плана действий, воспитатель выполняет две важные задачи: направляет содержание игры и способствует организации детского коллектива, воспитанию дружеских чувств. [21]

Особенно сложна роль воспитателя в ходе развития сюжета игры. Во время подготовки к ней, когда дети еще не вошли в свои роли, когда сюжет игры еще только начинается, с уважением относится к замыслу участников, могут дать им советы, руководить их поведением, как взрослый детьми.

Иное дело, когда в ходе игры неосторожным вмешательством можно нарушить созданный ребенком образ. Далеко не всегда дети прислушиваются к советам взрослых во время игры. Это право получают люди, которые хорошо понимают замыслы детей, проявляют искренний интерес к игре. [15]

Воспитатель никогда не должен быть равнодушным зрителем, всегда должен выражать сочувствие матери, у которой заболела дочка, с интересом слушать рассказ летчиков или моряков об опасностях и трудностях их путешествий. Могут дать совет относительно дальнейшего развития игры, и ребенок прислушивается к словам, особенно если к нему обращаются как к действующему лицу. Маме можно посоветовать пойти с больной дочкой к врачу, летчикам напомнить, что самолеты перевозят не только людей, но и грузы. Такие советы обогащают содержание игры. [21]

Руководя игрой, воспитатель всегда помнит о том, что нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приемов руководства игрой исключают всякого рода принуждение, никогда не фантазируют за ребенка, не придумывают за него игру. Очень деликатно стараются влиять на развитие интересов, на чувства детей, направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве успешно развивается игровое творчество.

Чтобы найти правильный путь влияния на детскую игру, надо понимать ее, уметь наблюдать играющих детей. Изучение игры и воспитание детей в игре неразрывно слиты в едином педагогическом процессе. Воспитатель изучает игру, чтобы лучше руководить ею. [17]

Особенно важно индивидуальное наблюдение за каждым ребенком. Ведь в творческой игре, больше чем во всякой другой деятельности, он обнаруживает свои склонности, переживания. Влияние на игры отдельных детей всегда связано с воспитанием детского коллектива в целом.


Когда дети выбирают игру, воспитатель старается следить, чем они руководствуются при этом, задумываются ли над тем, во что играть.

Малышу нужно помочь в выборе игры и потому, что он еще не освоился с обстановкой детского сада, стесняется воспитателя, не решается взять привлекающую его игрушку, примкнуть к игре товарищей. В таких случаях игра помогает педагогу понять ребенка, сблизиться с ним.

Игра – самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Задача воспитателя состоит в том, чтобы делать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.

Сюжетные игры вместе с воспитателем и самостоятельные игры помогают детям понять логику простых жизненных ситуаций: «готовим Мишке обед», «купаем куклу», «лечим зайчика». [18]

При обучении детей сюжетно-ролевой игре перед воспитателем стоят задачи:

  • постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка;
  • помогать открывать новые возможности игрового отражения мира;
  • пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.

Путь развития игры – это совместная игра воспитателя с детьми, создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии малышей с игрушками, предметами, предметами – заместителями и воспитании доброго отношения детей друг к другу. [17]

Воспитатель должен уделить внимание при обеспечении условий для возникновения и развития игровой деятельности: достаточное количество времени для игры; наличие площади для развертывания игровых действий, необходимых игрушек и пособий, и правильное их расположение в группе, обогащение детей впечатлениями и хорошее их самочувствие. Знать методику руководства игровой деятельностью; методы и приемы, направленные на поддержание и улучшение эмоционально-положительного состояния детей; обеспечение активности играющих; своевременное переключение с одного вида деятельности на другой, какими методами и приемами это достигается направление детей на игру. [3]

Итак, для развития сюжетно – ролевой игры воспитателю необходимо:

осуществлять педагогическую поддержку сюжетно – ролевых игр детей; поощрять принятие роли, развертывание ролевого взаимодействия и ролевое общение между детьми; поддерживать сохраняющуюся игру рядом или индивидуальную игру; одобрять ролевые реплики как средство кратковременного взаимодействия детей, играющих вместе; участвовать в играх детей, демонстрируя образцы ролевого поведения; поощрять эмоциональное и словесное обозначение своей роли для партнера, называние словом игровых действий, связанных с ролью, выделение сверстника как возможного партнера по игре; следить за тем, чтобы предметно – игровая среда становилась средством развития самодеятельной игры; обеспечивать детям свободное использование образных игрушек, предметов – заместителей, средообразующих игровых модулей; разыгрывать с детьми сценки по знакомым сюжетам, поощрять самостоятельное развитие и изменение сюжета детьми. [8]


В младшем возрасте ребёнок в игре начинает уже подражать деятельности взрослых. Здесь важны такие игры, которые позволяют познавать назначения предметов, их функции, учат детей пользоваться предметами как орудиями труда. [9]

Занятия с пирамидками, куклами, строительными наборами расширяют представления детей о величине, форме, цвете, положении предметов в пространстве, а занятия с игрушками на колесах, лопатками, совками, которыми можно копать снег, песок, повышают двигательную активность, улучшают координацию движения. Ребенок в игре начинает подражать деятельности взрослых, а игрушки служат ему символами, помогают развивать сюжеты игр, способствуют формированию начал отвлеченного мышления. [15]

Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании работы по руководству игрой.

Воспроизводя различные события жизни, через игру – эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем читал и слышал; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным.

Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие. [11]

Основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.

Тема игры – это явление жизни, которое будет изображаться– семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок, мультфильмов.

Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны.


Образ взрослого характеризуется не только атрибутами, но и ограничениями, набором специфических действий. Но на первом этапе подготовки мы еще не требуем от малыша выполнения специфических ролевых действий. Вместе с тем, игры «во взрослых» нужны малышу. Это отвечает его внутренним потребностям, потребностям его развития – растущему интересу к взрослым и их занятиям. Выход из этого противоречия в следующем методическом приеме, суть которого такова. Играя с детьми в хорошо знакомые, усвоенные ими играми, воспитатель в удобный для этого момент дает образец вхождения в образ взрослого: обозначает себя представителем какой-либо профессии, используя для этого выразительный атрибут, им показывает два-три игровых действия. А вот детей к этому игровому действию не побуждает, т.к. это было бы преждевременным [7].

И так, немаловажная роль в поддержании игровой деятельности, внесения в нее творчества, создания интереса к игре, несомненно, принадлежит педагогу. Только опытный педагог, знающий и учитывающий, индивидуальные и возрастные особенности детей, умеющий создавать игровые объединения, исходя, из интересов детей способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом. В ходе, которой дети увлекаются в сплоченные группы, и могут реализовать себя, с желанием участвуют в игровых действиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.

Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот). Игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни.

Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников.

В настоящее время наблюдается реформирование российской педагогики, в том числе и дошкольной. Сегодня наиболее актуальным является реализация в образовательный процесс современных развивающих педагогических технологий. Как уже говорилось выше, ведущей деятельностью детей–дошкольников является игра. Поэтому в последнее время определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждения современных игровых технологий.


Известно, что сюжетно–ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой. От правильного руководства игрой, от своевременного обогащения сюжетно–ролевых игр, зависит успех выполнения игровых действий, умение детьми жить в едином детском коллективе, развитие кругозора речи детей.

Таким образом, проследив развитие теорий об игровой деятельности ребенка в истории педагогики, основные игровые теории современной педагогики, особенности формирования и развития сюжетно-ролевой игры в раннем возрасте можно прийти к следующим выводам.

В – первых, игровая деятельность является основой развивающей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений.

Во – вторых, именно сюжетно-ролевые игры, вкупе с играми с правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной роли.

В–третьих, именно проблема грамотного введения ребенка в ту или иную роль на сегодняшнем этапе представляется наиболее сложной из педагогических проблем, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной игровой деятельностью.

И, наконец, в–четвертых, грамотное использование сюжетно-ролевых игр, именно в раннем возрасте во многом облегчит ребенку не только подготовку к школе в дальнейшем, но и наиболее быструю акклиматизацию в условиях начальной школы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой. – Новосибирск, 1994
  2. Баряева, JI. Б., Зарин, А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – СПБ, 2001
  3. Бондаренко, А.К., Матусик, А.И. Воспитание детей в игре. –М: Просвещение, 1983
  4. Васильева, А.И., Бахтурина, Л.А., Кобитина, И.И. Старший воспитатель детского сада. – Минск: Народная асвета,1986
  5. Васильева, М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях – М., Просвещение, 1986. –109 с.
  6. Доронова, Т.Н., Кабанова, О.А., Соловьева, Е.В. Игра в дошкольном детстве. Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. – 128с.
  7. Запорожец, А. В., Усовой, А. П. Психология и педагогика игры дошкольника. //Материалы симпозиума. М., 1966
  8. Запорожец, А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. //Дошкольное воспитание. 1965
  9. Зворыгина, Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М: Просвещение, 1988. –96с.
  10. Косенко, О. Формирование творческой активности в игре. //Дошкольное воспитание .- 1989. – 12 c.
  11. Кравцова? Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М., 1996
  12. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 2000.
  13. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре. – М: Просвещение, 1982. – 128 с.
  14. Менджерицкая, Д.В. Развитие детского творчества и игрового замысла. – М, Просвещение, 1982
  15. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М.: Академический проект,4-е издание 2002
  16. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: Гном и Д", 1997
  17. Михайленко, Н.Я, Короткова, Н.А. Как играть с ребенком. М.: Академический проект, 2001
  18. Новоселова, С.Л. Игра дошкольника. – М., Просвещение 1989. – 284 с.
  19. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология. – М. 2005.-288 с.
  20. Седж, Н.В. Воспитание активности в творческих играх. – М: Просвещение, 1986
  21. Сельченок, К.В. Словарь житейских проблем. –Минск: Харвест, 1997
  22. Субботский, Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. – М., 1976
  23. Тендрякова, М. Время в зеркале детской игры. //Дошкольное воспитание. - 2002. - № 1
  24. Тарловская, Н.Ф. Книга для воспитателей детских садов и родителей. –М.Просвещение, Владос, 1994.-2-е издание
  25. Фесюкова, Л.Б.. Искусство быть родителями. – М: ООО «Издательство АСТ»; Харьков.-ФОЛИО-Москва 2003
  26. Эльконин, Д.Б. Детская психология – М., 1960
  27. Ядэшко, В.И., Сохина, Ф.А. Дошкольная педагогика. М: просвещение, 1986
  28. Эльконин, Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.