Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (в Администрации ГО Балаково).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы
1.1. Стратегия управления персоналом и основные функции управления кадрами
1.2. Кадровая политика на муниципальной службе: сущность и специфика
2. Реализация кадровой политики в Администрации ГО Балаково
Отметим, что после реформы, начатой в 2003 году, число муниципальных образований возросло практически вдвое. При этом в большинстве существующих муниципальных образований не хватает квалифицированных специалистов, особенно это ярко выражено в сельских поселениях. Вероятно, следует осуществлять государственную поддержку в области привлечения на муниципальную службу в сельской местности специалистов, которая может быть выражена в предоставлении различных социальных льгот, таких как повышенная заработная плата, предоставление беспроцентных кредитов, снабжение жильем, бесплатное питание, оплата транспортных расходов и т.п. Либо же вовсе исключить передачу полномочий органам местного самоуправления без увеличения штата и привести норму численности муниципальных служащих в соответствие с количеством возложенных на органы самоуправления, полномочий. [27, с.69]
Основной проблемой кадровой политики на муниципальной службе является подготовка и переподготовка кадров. Учебный процесс в большинстве случаев носит краткосрочный характер и не ориентирован на предметную деятельность муниципальных служащих. Программы подготовки зачастую не соответствуют потребностям в сфере муниципального управления, как в количественном, так и в качественном отношении. Действующие учебные курсы не отвечают реальным нуждам в организации деятельности муниципальных служащих, ввиду их направленности на теоретическую, а не на практическую работу. [5, с.57]
В равной мере это касается учебных пособий и преподавателей, не имеющих практический опыт работы в органах местного самоуправления. В настоящее время существует достаточное количество курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, в основном при учебных заведениях, однако на деле, практических профессиональных знаний, умений, навыков эти курсы не дают и носят, всѐ чаще, формальный характер. Но сама практика сотрудничества органов местного самоуправления с профильными учебными заведениями имеет положительное влияние на организацию деятельности муниципальных служащих. Это безусловный плюс. Но нельзя отрицать, что устоявшийся порядок нуждается в дальнейшем совершенствовании. Отсутствует налаженная система привлечения к преподаванию работающих специалистов в требуемой сфере деятельности, использования инновационных методик. [6, с.73]
Сложившаяся ситуация требует качественных изменений, а значит принятия безотлагательных мер. Таким образом, возникает необходимость в особой системе подготовки и переподготовки кадров на муниципальной службе, основами которой станет: постоянное улучшение методологии, методики и организации деятельности на местах; повышение профессионализма преподавателей; внедрение новых форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных кадров; введение системы управления качеством, базируемой на сочетании традиционных и инновационных подходов. Это станет толчком к повышению уровня вариативности программ, к взаимодействию между муниципалитетами с целью обмена опытом, а в дальнейшем к разработке дистанционного повышения квалификации. Система дистанционного обучения разрабатывается ведущими преподавателями, специалистами, учеными, что повысит качество обучения вне зависимости от местонахождения. Такой вид обучения позволит существенно снизить финансовые затраты, и считается лучшим вариантом для труднодоступных, малонаселенных регионов, а также для районов, значительно удаленных от научных и культурных центров. [19, с.201]
Персонал муниципального управления играет важную роль в преобразовании российского местного самоуправления. Поэтому процесс построения муниципального служащего нового поколения является ключевым элементом механизма становления и обновления системы управления на местах. Такой муниципальный служащий обладает широким кругозором, компетентный, ставит перед собой задачи, он способен к новой модели действия, в обход устоявшемуся образцу. [3, с.60]
Общеизвестно, что руководители не всегда с пониманием и поддержкой относятся к желанию сотрудников повысить свою квалификацию, пройти обучение, так как часто это связано с отрывом от работы. Поэтому целесообразно закрепить это не только, как право, но и как обязанность, а также внести ответственность за исполнение данного полномочия.
Необходимо, чтобы обучение, повышение квалификации и профессиональная подготовка кадров стали неотъемлемым элементом профессиональной культуры на муниципальной службе. Стратегической целью курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации должно являться обеспечение развития муниципальной деятельности, ради формирования надлежащей работы органов местного самоуправления, в первую очередь, по вопросам местного значения в городах, поселениях и на других территориях, а также ради создания условий, которые гарантируют высокий уровень и стабильность качества муниципальных услуг. В этом случае, уровень подготовки специалистов будет приносить максимально возможный результат. [5, с.201]
Местное самоуправление – это уровень власти, который приближен больше всего к народу и от того из каких кадров состоят органы местного самоуправления зависит престиж в целом муниципальной службы и лояльность граждан к действующей власти.
Поэтому очень важно сформировать систему взаимодействия органов местного самоуправления с институтами гражданского общества, населением и стать максимально открытыми для простых граждан. [25, с.67]
В соответствии с действующим законодательством осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих лежит на плечах органов местного самоуправления. Отсюда следует вывод, что низкий уровень подготовки и принятия программ подготовки и переподготовки связан с нехваткой средств в местном бюджете. В связи с этим муниципальным образования необходимо пересмотреть свои расходы и направлять достаточное количество средств на реализацию различных программ обучение, подготовки и переподготовки муниципальных служащих. [26, с.189]
Но стоит отметить, что органы муниципальные власти субъектов РФ также наделены правом участия в обеспечении подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих.
Наиболее эффективным механизмом подготовки кадров на муниципальной службе является принятие целевых программ. Также данный способ является действенным с точки зрения контроля за расходованием средств.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что на сегодняшний день в сфере местного самоуправления существуют две главные проблемы – это финансовое обеспечение муниципальной службы и кадры.
Тратятся достаточно серьезные средства на подготовку и переподготовку муниципальных кадров. Но важно отметить, что эффективность и качество муниципальных кадров будет зависеть не только от того сколько средств тратится на обучение, не только от того какие существуют программы, а от того, кто осуществляет подготовку и переподготовку кадров, а также как отслеживается качество переподготовки кадров. Поэтому необходимо создать единую общегосударственную программу подготовки и переподготовки резерва муниципальных служащих.
В основу программы можно положить существующий положительный опыт городов в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих. Для того чтобы программа приносила максимальный результат, в обязательном порядке, требуется учреждение системы управления качеством. В связи с этим следует постоянно повышать качество оказываемых услуг в сфере повышения квалификации муниципальных служащих.
Только в результате реализации предложенных решений можно будет говорить об эффективности, в организации деятельности органов местного самоуправления.
2. Реализация кадровой политики в Администрации ГО Балаково
2.1. Общая характеристика Администрации ГО Балаково
Городской округ Балаково расположен в уникальном районе России, примерно в 1 000 километров к юго-востоку от столицы страны Москвы. Это второй по величине и значимости город в Саратовской области. По разнообразию рельефа и горных пород, своеобразию животного и растительного мира Жигули можно сравнить с заповедными местами Крыма и Кавказа. Здесь открываются большие возможности для активного туризма и познавательного отдыха.
История Балаково свидетельствует о его постоянном развитии, стремлении к решению самых сложных и неординарных задач, совершенствовании системы городского управления. Созданный как первенец самых дерзких проектов своего времени, Балаково и сегодня остаётся молодым, динамично развивающимся, привлекательным для инвестиций и комфортным для жизни и работы городом.
Сегодня Балаково – один из крупнейших городов России, где проживает около 720 тысяч человек. Из числа городов Российской Федерации, с численностью от 500 тысяч до 1 миллиона человек, Балаково занимает 6 место после Перми, Красноярска, Воронежа, Саратова, Краснодара. Средний возраст жителей Балаково - 38 лет. Это ниже, чем в целом по России- 38,8 лет и по Самарской области - 39,4 лет.
Географическая характеристика. Сам Балаково нередко называют «зеленым городом» из-за большого количества насаждений и лесных массивов. Летом 2010 года в результате пожаров выгорело более двух тысяч гектаров леса. В настоящее время средства на восстановление лесных массивов выделяют как городские, так и областные власти. Пожертвования собираются и в рамках благотворительной программы «Наш лес», организатором которой выступает городской благотворительный фонд «Фонд Балаково». Посильную помощь в восстановлении леса оказывают и рядовые жители, и бизнес-структуры. Якорным партнером благотворительной программы стал ОАО «Сибур холдинг».
Балаково протянулся вдоль реки Волги примерно на 30 км и состоит из трех районов — Автозаводского, Центрального и Комсомольского. Его общая площадь составляет 284,3 кв. км или 28 433 га. В восточной части расположен Комсомольский район. Он исторически и географически связан со строительством плотины и функционированием речного порта, а также с промышленным районом, в котором доминирует строительная промышленность. К северо-западу от него, отделенный трехкилометровой полосой леса, расположен Центральный район, который в быту называют Старым городом. Исторически он связан с затоплением старого Ставрополя при строительстве ГЭС и переселением его жителей, а также со строительством крупных химических предприятий. В Центральном районе находятся администрация города - мэрия и дума. Транспортная инфраструктура. Через город проходит федеральная автомагистраль М-5, в часе езды - Международный аэропорт Курумоч, есть собственный речной порт, железная дорога. Основой дорожной сети Балаково является сеть автомобильных дорог общей протяжённостью 1 498 км и площадью 14 345 тыс. м2, Пассажирские перевозки осуществляют два муниципальных предприятия - АТП-3 и Балаковское троллейбусное управление, а также ООО «Авто-Фарт» по 99 маршрутам, в том числе 69 внутримуниципальных и 30 маршрутов регулярных перевозок на садово-дачные массивы в период с апреля по октябрь. Средний интервал движения пассажирского транспорта составляет 10-16 минут.
Административное устройство. Органы местного самоуправления сформированы на основании Устава города. В их структуру входят Дума городского округа (представительный орган) и администрация городского округа (исполнительно-распорядительный орган).
Высшим должностным лицом городского округа является глава городского округа Балаково. Глава городского округа избирается Думой из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Глава городского округа считается вступившим в должность с момента принятия Думой решения о его избрании.
Срок полномочий главы городского округа составляет пять лет. В своей деятельности он подконтролен и подотчетен населению и Думе. Ежегодно глава городского округа представляет Думе отчеты о результатах своей деятельности и деятельности администрации за предыдущий год.
Депутаты Думы избираются на муниципальных выборах сроком на пять лет. Дума состоит из 35 депутатов, из которых 17 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, 18 депутатов - по единому избирательному округу, который включает в себя всю территорию городского округа, пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями. Думу возглавляет председатель, избираемый депутатами из своего состава тайным голосованием на первом заседании.
Администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Самарской области. Администрацию возглавляет глава городского округа.
Администрация городского округа Балаково является исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным Уставом городского округа Балаково полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Самарской области.
Адрес: 445011, РФ, Самарская область, г.Балаково, пл.Свободы, 4; Факс: 8(8482)54-36-66; E-mail: tgl@tgl.ru
Глава городского округа Балаково - Анташев Сергей Александрович.
Администрация г.о. Балаково осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Самарской области, нормативными правовыми актами Думы, постановлениями и распоряжениями мэра, Уставом городского округа Балаково.