Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (в Администрации ГО Балаково).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы
1.1. Стратегия управления персоналом и основные функции управления кадрами
1.2. Кадровая политика на муниципальной службе: сущность и специфика
2. Реализация кадровой политики в Администрации ГО Балаково
Структура администрации утверждается Думой по представлению главы городского округа (Приложение 1).
Официальный печатный орган - муниципальная газета «Городские ведомости» (на основании распоряжения мэра г. Балаково от 06.05.2003 г. № 1081-1/р «О печатном органе официального опубликования нормативно-правовых актов, а также иных официальных документов органов местного самоуправления г. Балаково»)
2.2. Анализ технологий реализации кадровой политики в Администрации ГО Балаково
Кадровая политика на муниципальной службе в Администрации ГО Балаково - целостная система правил и методов работы с кадровым составом муниципальных органов, осуществляемой специально уполномоченными субъектами, с целью компетентностного обеспечения исполнения своих полномочий муниципальными органами, а также лицами, замещающими муниципальные должности в Администрации ГО Балаково.
Кадровый состав в Администрации ГО Балаково:
Муниципальные служащие
Лица, замещающие муниципальные должности
Работники муниципальных органов
Резервисты
Обучающиеся по договорам о целевом приеме или договорам о целевом обучении
Кандидаты в рамках конкурса
Задачи Кадровой политики Администрации ГО Балаково:
1. Формирование высокопрофессионального кадрового состава муниципальных органов при обеспечении оптимального баланса его стабильности, сменяемости и развития;
2. Организация и регламентация профессиональной служебной деятельности, включая вопросы финансирования муниципальной службы, обеспечивающие эффективное использование кадрового состава муниципальных органов;
3. Профилактика коррупционных и иных правонарушений на муниципальной службе.
Принципы Кадровой политики Администрации ГО Балаково:
Общеправовые
законность;
приоритет прав и свобод человека и гражданина;
взаимосвязь государственной гражданской и муниципальной службы;
равный доступ граждан к государственной гражданской и муниципальной службе и равные условия их прохождения;
профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
стабильность муниципальной службы;
доступность информации о и муниципальной службе;
взаимодействие с общественными объединениями и гражданами.
Специальные:
системность;
обоснованность;
научность;
компетентностная ориентация;
программно-целевое построение;
комплексность;
социальное партнерство.
Структура распределения кадрового состава Администрации ГО Балаково по категориям и группам должностей представлена в таблице Приложения 2.
Сотрудники Администрации ГО Балаково имеют статус муниципальных служащих. Штатная численность служащих Администрации ГО Балаково на конец 2016 г. составила 675 человек.
Как видно из приложения 2 в Администрации ГО Балаково в 2015г. количество гражданских служащих, замещающих должности «обеспечивающие специалисты» и имеющих среднее специальное образование составило 41,2% от общего числа гражданских служащих.
Как видно из таблицы 1, в Администрации ГО Балаково преобладают гражданские служащие, имеющие высшее образование - 62,5%. При этом, по сравнению с 2013г. в 2015г. количество лиц, имеющих высшее образование, увеличилось на 4,5%. Особенностью кадрового состава палаты является то, что 81,1% гражданских служащих имеют образование государственной службе управлению персоналом.
Необходимо отметить, что из 36 служащих категории «руководители», 14 имеют два высших образования.
Таблица 1
Базовое профессиональное образование гражданских служащих Администрации ГО Балаково
Базовое профессиональное образование |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
|||
Фактическая численность |
% от общей численности |
Фактическая численность |
% от общей численности |
Фактическая численность |
% от общей численности |
|
Высшее профессиональное образование - всего |
178 |
58 |
201 |
61 |
202 |
62,5 |
в том числе: государственная служба, управление персоналом |
142 |
46 |
147 |
45 |
147 |
45,5 |
юридическое, экономическое, торговое и др. |
36 |
12 |
54 |
16 |
55 |
17 |
Среднее профессиональное образование |
130 |
42 |
128 |
39 |
121 |
37,5 |
в том числе: государственная служба, управление персоналом |
130 |
42 |
124 |
38 |
115 |
35,6 |
юридическое, экономическое, торговое и др. |
- |
4 |
1 |
6 |
1,9 |
90% служащих Администрации ГО Балаково имеют высшее образование, в организации трудится более 150 кандидатов наук, 36 докторов наук, 17 сотрудников совмещают работу в Администрации ГО Балаково с преподаванием и имеют ученое звание профессора. В основном это специалисты в области экономики, юриспруденции, социологии, политологии и других общественных наук.
На рисунке 1 представлена структура служащих Администрации ГО Балаково по уровню образования.
Рис. 1. Уровень образования служащих Администрации ГО Балаково
Средний возраст работников составляет 45 лет. В Администрации ГО Балаково 57% от общего числа сотрудников составляют женщины. Это представлено на рисунке 2.
Рис. 2. Гендерный состав госслужащих Администрации ГО Балаково
В целях совершенствования и оптимизации деятельности Администрации ГО Балаково ежегодно руководителем утверждается штатное расписание. В штатное расписание включены должности государственной гражданской службы и должности, не отнесенные к госслужащим: персонал по охране и обслуживанию здания, водители.
В 2013 году была утверждена штатная численность в количестве 315 штатных единиц, замещающих должности государственной гражданской службы; в 2014, 2015гг. – 340; 2016 г. - 338.
Фактическая численность работников в 2013г. составила 307 человек, в 2014г. – 329, в 2015г. – 323, 2016 – 315 (данные на 31 декабря каждого календарного года).
Таблица 2
Баланс кадрового состава по Администрации ГО Балаково за 3 года
год |
Наличие на начало периода (01 января) |
Поступило за период |
Выбыло за период |
Наличие на конец периода (31 декабря) |
В том числе работающих весь период |
|||||
Всего |
В том числе |
Всего |
В том числе |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||||
2014 |
307 |
45 |
27 |
18 |
23 |
- |
- |
23 |
329 |
284 |
2015 |
329 |
16 |
11 |
5 |
22 |
1 |
- |
21 |
323 |
307 |
2016 |
323 |
22 |
7 |
15 |
30 |
3 |
- |
27 |
315 |
293 |
Укомплектованность кадрового состава Администрации ГО Балаково в 2013г. составляла - 97%, в 2014г. – 97%, в 2015г. – 95%, в 2016г. – 93,2%. Таким образом, наблюдается тенденция снижения укомплектованности кадрового состава, по сравнению с 2014г. в 2016г. укомплектованность снизилась на 3,8%.
На основе анализа сделаем выводы.
В виду отсутствия сектора кадровой работы, сектора по охране и техники безопасности, не в полном объеме выполняются мероприятия по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работников. Не проводится работа по формированию корпоративной культуры, которая является важным элементом стратегического управления, способствует появлению духа команды в организации, ее сплоченности, для достижения поставленных целей. А также не проводятся работы по исследованию особенностей взаимоотношений руководителей с подчиненными, используя психологическое тестирование, которое предназначено для того, чтобы руководитель задумался над некоторыми своими характеристиками, особенностями своей личности, сделал первый шаг к самопознанию. Нет сотрудничества с центром занятости населения по оказанию услуг психолога, оказывающего квалифицированную помощь сотрудникам.
3. Разработка предложений по совершенствованию технологий реализации кадровой политики в Администрации ГО Балаково
Государственное управление и местное самоуправление подразумевает под собой материальный и человеческий риск: высокие затраты, опасность ущемления общественного благосостояния и вызванная последним низкая репутация чиновничества и государства в целом в глазах общественности. Данная ситуация может возникнуть из-за неосознания отдельными государственными и муниципальными служащими всей картины целиком, нехватки профессиональных знаний на различных уровнях государственного и муниципального аппарата.
В сегодняшнем российском обществе складывается представление о том, что труд отдельного государственного и муниципального служащего незначителен. Но именно тогда происходят нарушения принципа мотивирования, дисциплины и ответственности, четкости исполнения принятых решений, корпоративной этики, строгого контроля и санкций, что довольно-таки часто заставляет человека, наделенного властными полномочиями, действовать в соответствии с собственными интересами, забывая о целях организации, потребностях района, региона, страны.
Для совершенствования системы организации труда и мотивации муниципальных служащих можно предложить мероприятия, представленные в таблице Приложения 3.
Рассмотрим предложенные рекомендации более подробно.
Механизм управления мотивацией должен опираться на решение ряда последовательных задач:
1) изучение личностно-мотивационной сферы муниципальных служащих и установление доминирующих условий и факторов, влияющих на ее формирование или вызывающих деструктивное поведение служащих, «демотивацию» и «деморализацию»;
2) создание социальных, организационных, педагогических условий, обеспечивающих мотивацию (вопросы инвестиций в обучение, программного обеспечения и учебных планов, преподавательского состава, времени и форм обучения);
3) использование управленческих стратегий, способствующий формированию устойчивой положительной мотивации (решение вопросов: кого и на каких условиях обучать, будет ли профессиональное развитие связано с перспективами карьерного роста и повышением уровня зарплаты).
Рассмотрев ответственность муниципальных служащих, подкрепленную материальными и нематериальными способами мотивации, выявив недостатки и на них же опираясь, предлагаем двигаться в следующих направлениях:
1. Совершенствовать материальные денежные методы мотивации служащих: разработать более четкие и точные показатели премирования, а также увязать их с показателями результативности труда.
2. Внести на основании Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 года №607 «Об эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» в систему положений о премировании такие дополнения:
а) премировать заместителя главы МО в расчете 50% от оклада главы МО;
б) премировать руководителей соответствующих направлений (экономическое развитие, ЖКХ, организация муниципального управления и т.д.) в размере 25% от оклада заместителя главы МО;
в) премировать особо отличившихся работников соответствующих подразделений в размере 20% от оклада руководителя соответствующего подразделения.
Премирование осуществляется в том случае, если рейтинг МО не ниже среднего по стране.
3. Усовершенствовать механизмы карьерного продвижения и профессионального роста:
а) должностной рост: переподготовка, повышение квалификации, стажировка и самообразование; либо
б) работа на той же позиции, но с постепенным увеличением должностного оклада (для служащих, которым нравится именно то направление в работе, которым они занимаются сейчас и для тех, которые не хотят брать на себя новые обязанности в соответствии с чем и дополнительный объем ответственности).
4. Проведение систематических аттестаций, закрепленных в Уставе МО, муниципальных служащих для определения их соответствия замещаемой должности муниципальной службы, выявления компетентности и профессионализма. По результатам аттестации можно двигаться в следующих направлениях:
а) повысить в должности муниципального служащего;
б) понизить в должности муниципального служащего;
в) уволить со службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (в случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы работодатель может в срок не более одного месяца со дня аттестации. По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается).
5. Строго соблюдать материально-технические и морально-психологические условия организации трудовой деятельности служащих муниципального аппарата. Так как они играют не последнюю роль в повышении эффективности работы служащих. В частности, необходимо обновление оргтехники, внедрение современных информационных технологий. Кроме того, соответствующее материально-техническое оснащение рабочего места государственного и муниципального служащего необходимо и для его обучения.