Файл: Понятие и сущность социального обслуживания населения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. По обязанным субъектам: государственное социальное обслуживание, осуществляемое уполномоченными исполнительными органами государственной власти, государственными предприятиями и учреждениями социального обслуживания, и негосударственное социальное обслуживание, реализуемое организациями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

В условиях рыночной экономики возникает необходимость расширить субъектный состав организаций, предоставляющих социальные услуги на основании государственного заказа, включив в этот состав негосударственные социальные службы. Поставщиками социальных услуг могут выступать и отдельные граждане, например, в случае создания приемной семьи для детей, граждан пожилого возраста и инвалидов[12].

По признаку возмездности предоставляемых социальных услуг они делятся на: бесплатное социальное обслуживание и социальное обслуживание на условиях частичной оплаты[13].

Закрепленные в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» перечень категорий граждан и условия предоставления бесплатного социального обслуживания нуждаются в корректировке. Норма по предоставлению бесплатного социального обслуживания гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с пожилым возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают, одиноко проживающим пенсионерам и семьям, в состав которых входят только пенсионеры, потеряла актуальность. Уровень дохода пенсионера, состоящего из пенсии и социальной доплаты к пенсии, в настоящее время не может быть ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, что исключает возможность получения бесплатного социального обслуживания указанными категориями граждан[14].

Глава 2. Анализ реализации и правового регулирования социального обслуживания населения в РФ


2.1 Оценка современного состояния социального обслуживания в РФ

Для обслуживания пожилых людей в России по примеру зарубежных стран была создана сеть нестационарных учреждений, которые вместе с существующими стационарными учреждениями составили комплексную систему социального обслуживания населения. Как подтверждают исследования, пожилые нуждаются в личном уходе и социально-медицинском обслуживании на дому. Социальные работники обеспечивают стандартный комплекс услуг, который может быть улучшен и расширен за счет платных услуг. К нестационарным учреждениям относятся центры социального обслуживания, отделения социального обслуживания на дому, отделения срочного социального обслуживания, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому.

В начале 90-х годов в практику социального обслуживания населения стала внедряться новая для России модель нестационарного центра социального обслуживания (ЦСО), включая отделения социального обслуживания на дому. Учитывая кризисные социально-экономические условия, возникла необходимость оказания срочной социально-бытовой помощи престарелым в привычных домашних условиях с помощью сотрудников отделения социального обслуживания на дому, организация которых не требует больших затрат.

Количественный анализ показывает, что в целом по России на обслуживание в этих отделениях спрос удовлетворен. Статистические данные подтверждают, что темпы роста численности граждан, обслуженных на дому персоналом этих отделений, сопоставимы с показателями динамики их развития. К началу 2002 года количество отделений стабилизировалось, их количество достигло 12178. Таким образом, можно говорить как о насыщенности рынка спроса, так и о недостатке средств на дальнейшее развитие, т.п.

Существуют услуги, за оказание которых готовы платить, формируется особый рынок, который требует изучения и развития. Социологические опросы показывают, что престарелые и инвалиды более всего нуждаются в гигиенических, бытовых, оздоровительных услугах.

Служба срочного социального обслуживания была создана, когда в России по сути была введена карточная продуктовая система, большая часть пожилых людей потеряла вклады и осталась без средств к существованию. Отделениям срочного социального обслуживания, созданным в 1992г., на начальном этапе было поручено распределение гуманитарной помощи, впоследствии — продуктовых наборов и денежных средств.


Отделения срочной социальной помощи занимают второе место по численности обслуженных клиентов, и их количество за последние 10 лет увеличилось по сравнению с 1991 г. в 3 раза и составило 2049.

Третье место по численности обслуживаемых клиентов, в том числе и группы пожилого возраста, занимают центры социального обслуживания. По статистическим данным, их количество на начало 2002 года составило 1955. Характерно, что создание ЦСО происходило в начале 90-х годов, когда прежняя система социальной поддержки разрушилась. Сеть ЦСО в этих условиях быстро сформировалась и стала представлять собой базовую основу социальной поддержки населения в постперестроечный период. Анализ статистического ряда показывает, что в среднем за год количество ЦСО увеличивалось на четверть. В целом в последние годы система ЦСО пришла к стабильности, и развитие идет по пути внутреннего совершенствования и более качественного предоставления социальных услуг, удовлетворения потребности в них нуждающихся.[15]

В зависимости от места проживания наиболее нуждаются в социальной поддержке одинокие неработающие пенсионеры в сельской местности. Для пожилых граждан и инвалидов там открываются дома-интернаты малой вместимости.

Социологическиеисследования подтверждают, что в связи с ухудшением социально-экономического положения, экологической ситуации и уровня медицинского обслуживания среди пожилых отмечается ухудшение здоровья, сокращение продолжительности жизни и рост инвалидизации. Для минимизации этих процессов необходимо развитие отделений социально- медицинского обслуживания на дому. На начало 2004 г. насчитывалось 1524 отделения социально-медицинского обслуживания.

Новой формой социального обслуживания престарелых являются специальные дома малой вместимости для одиноких престарелых, где клиенты проживают в комфортных условиях и получают все виды социально-бытовой и медицинской помощи. На начало 2004 г. действовало 725 учреждений такого типа.

Среди инновационных видов социального обслуживания населения выделяются социально-оздоровительные центры, создаваемые в городах по месту жительства. По данным на начало 2004 года, в 74 центрах услуги населению оказывают 3119 работников, т.е. в среднем в каждом центре обслуживанием занято 42 специалиста различного профиля. Численность лиц, обслуженных за 2002 год, превысила 63 тысячи. По данным Минтруда РФ, число мест в центрах составляет 6217. Анализ показывает, что отдача не велика. Оборот клиентов на 1 место за год получается мизерным, а на 1 специалиста — 20 человек. Это говорит о малой посещаемости, персонал социально-оздоровительных центров не занимается рекламой и привлечением клиентов.[16]


В 90-ые годы распространенной формой социальной поддержки населения стало предоставление бесплатного питания. Предприятий общественного питания, осуществляющих бесплатное питание малоимущих граждан, насчитывается, по данным на 2004 год — 2073. Большая часть из них (1697) находится в ведении предприятий и организаций различных форм собственности и пользуется экономическими льготами. 309 предприятий обеспечиваютбесплатноепитание клиентам дневного отделения ЦСО. Таким образом, бесплатным горячим питанием в 2002 году воспользовались 1 млн. 206 тысяч человек. Численность лиц, нуждающихся в бесплатном питании, оценивается в 1 млн. 124 тысячи, что позволяет прогнозировать необходимость расширения этого вида социальной поддержки малоимущих.

Стабилизация социального напряжения во многом связана с организацией и улучшением торгового обслуживания пенсионеров. Обслуживанием инвалидов и пожилых людей занято 1490 специализированных магазинов, 245 из них открыты в ЦСО. В 2004 году услугами этих магазинов пользовались 3 млн. 135 тыс. человек. Если обратиться к официальной статистике, то уровень жизни ниже величины прожиточного минимума выявлен у 24% населения страны. Следовательно, льготное торговое обслуживание требует поддержки и активного распространения в городе и в селе.

Проведенный анализ удовлетворения потребности пожилых в услугах учреждений социального обслуживания позволяет сделать вывод, что значительная часть пенсионеров не пользуется социальной поддержкой государства.

Состояние социального обслуживания в России свидетельствует о дефиците теоретического обоснования сущности и содержания социального обслуживания семьи, женщин и детей, других категорий населения. Не разработаны теоретико-методологические и технологические обоснования адаптации и социальной реабилитации семьи различных типов. К сожалению, в современной отечественной литературе нет достаточно глубоких обоснований структуры и функций территориальных комплексов социальных служб. В зачаточном состоянии находится научно-методическое обеспечение деятельности отдельных типов учреждений социального обслуживания населения. Слабо проработаны стандарты и нормы профессиональной деятельности специалистов по социальной работе. Совершенно не разработаны критерии и показатели эффективности предоставления гражданам социальных услуг как учреждениями, так и отдельными специалистами социальных служб.

Целесообразно исходить из того, что социальное обслуживание населения как система характеризуется не просто суммой учреждений с динамикой их развития на определенных территориях Российской Федерации, а совокупностью таких составляющих, как: определенный порядок взаимодействия органов и учреждений социального обслуживания, межведомственная взаимосвязь, последовательные и обоснованные действия всех учреждений, направленные на поддержку различных слоев населения;форма организационной деятельности-учреждении социального обслуживания, определенный способ устройства региональной упорядоченной совокупности учреждений, объединенных общими целями, задачами, функциями; финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение деятельности учреждений, оказывающих социальные услуги населению; многоуровневое научно-методическое и кадровое обеспечение деятельности территориальных социальных служб; степень сформированности нормативно-правового поля, создающего необходимые условия для становления и развития социальных служб и гарантирующего необходимый статус работников этих служб; соотнесение усилий, направленных на становление социальных служб, и полученных результатов социального обслуживания, выражающихся прежде всего в степени удовлетворенности клиентов социальных служб, эффективности социальных услуг.


Понятие «социальное обслуживание», как и любой термин, описывает некоторый идеальный объект. С точки зрения его системных свойств, он выступает как множество подсистем и элементов. С формальной точки зрения, социальное обслуживание - это вид социальной деятельности, осуществляемый главным образом через сеть социальных служб, взаимодействующих между собой во имя достижения промежуточных и конечных целей предоставления клиентам социальных услуг.

Поэтому с методологической точки зрения представляет познавательный и практический интерес уяснение сути такого понятия, как «социальные службы». В отечественной научной литературе социальная служба рассматривается обычно как организационная форма социальной работы[17]. При этом подчеркивается, что служба столь же сложна, как и то социально-пространственное образование, внутри которого она создается. Она многофункциональна и представляет собой определенную систему, элементы которой адекватно отражают все основные сферы жизнедеятельности населения.

Отдельные авторы подчеркивают, что внутри службы социальной защиты множество подсистем и элементов, несущих разнообразную функциональную нагрузку, находятся в сложном взаимодействии, обеспечивающем ее результативность.[18]В литературе выделяются, с одной стороны, службы семьи, службы социально-медицинской помощи, службы психологической помощи, службы социального обеспечения, службы правовой помощи, службы образования, экологические службы, службы занятости, социальные службы помощи детям и молодежи[19], с другой — территориальные социальные службы (межведомственные), муниципальные и т.п.[20]

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» понятие «социальные службы» включено в число основных. «Социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица»[21].

Вопрос об организации социальных служб рассматривается как с позиции территориальности, так и ведомственности. В то же время социальные службы различных министерств и ведомств видятся к качестве неотъемлемого компонента (или сектора) территории ной социальной сети. Такая территориальная сеть сегодня еще не является системной. Учреждения социального обслуживания населения имеют двойное административное подчинение и нередко -множество источников финансирования. Однако практика позволяет говорить о становлении подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств, например социальной защиты населения образования, МВД, службы занятости, молодежи и т.д.