Файл: «Роль эмоциональных переживаний учеников в обучении, воспитании».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Именно поэтому, во-первых, в развитии личности ребенка необходимо соблюдать гармоничное равновесие в развитии его эмоций и интеллекта. Развитие интеллекта должно не подавлять эмоциональную сферу, а наоборот, обогащать ее, расширять диапазон причин, которые способны радовать или огорчать человека, расцвечивать его чувственный мир новыми выразительными красками. К сожалению, наблюдается явный приоритет интеллектуального развития перед эмоциональным в ущерб последнему и в конечном итоге в ущерб развитию личности ребенка в целом.

Во-вторых, полноценное развитие интеллекта невозможно, если есть недостатки в эмоциональном развитии. Эмоции не могут быть подменены, подавлены интеллектом, ибо отсутствие эмоций или бедность эмоциональной сферы ведут к пассивности мыслительных процессов.

Интеллектуальные эмоции - удивление, сомнение, уверенность, обобщенное чувство нового, восторг по поводу верно разгаданной головоломки - возникают в процессе познавательной деятельности и влияют на нее.

Интеллектуальные чувства участвуют, порой незаметно

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА для ребенка, в пробуждении его познавательной потребности. Одновременно эти чувства сигнализируют ребенку о том, что в ситуации есть нечто - неизвестное, загадочное, что хочется узнать, что представляется ценным.

Интеллектуальные чувства на различных этапах мыслительной деятельности участвуют в «эмоциональном наведении» ребенка на точные действия и в направлении его мысли в зону поиска верных решений. Эмоционально переживаются возникающие в мыслительном процессе трудности, противоречия и долгожданные правильные решения.

Развитие эмоциональной сферы детей, так же как и интеллектуальной, наиболее эффективно происходит в игре.

Игровая деятельность привлекательна для детей и способна вызвать положительную мотивацию к заложенному в ней коррекционно-развива- ющему педагогическому воздействию.

Игра как деятельность по овладению «умением уметь» дает ребенку конкретные навыки и общую гибкость поведения, формирует способность к восприятию нового, неожиданного, обеспечивает развитие не только конкретных умений, в том числе и интеллектуальных, но и общую готовность к адекватному эмоциональному реагированию.

Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений, окружающую действительность. Эмоциональные проявления, наблюдаемые в игре, их богатство, разнообразие обусловлены протеканием эмоций, порождаемых как реальным «я» ребенка, так и ролью, которую он выполняет.


Игра также предоставляет возможности для перестройки эмоционального опыта играющего: создание и разрядка напряжения, освобождение от страха, злости, грусти и др. В игре возможно инсценирование эмоций, чувств. В игре реализуется способность ребенка «быть собой и другим». Весь путь развития эмоций - от их зарождения до факта эмоционального реагирования - в игровых заданиях контролируется контекстом игры, сюжетом, игровой ролью. Обладая особыми эмоциогенными свойствами, игра усиливает эмоции, провоцируемые сенсорными стимулами, индивидуализирует их, обогащает оттенками.

В основу рекомендуемых здесь игр заложено обогащение сенсорного (от лат. sensus - ощущения) опыта детей. Ощущения (зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, осязательные, вкусовые и вестибулярные) с присущим им эмоциональным тоном вызывают у детей гамму эмоций, становятся теми побудителями, которые приводят в действие механизмы эмоциональной сферы. Игры представлены в приложении 1.

В результате использования системы подобных игр, кроме приобретения детьми опыта адекватного эмоционального реагирования, попутно происходят позитивные изменения в развитии высших психических функций (мышления, речи, памяти, воображения, внимания), в развитии личности в целом, а также в овладении младшими школьниками интеллектуальными умениями и учебной деятельностью.

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

2.1 Цель, задачи, методы исследования

В исследовании приняли участие 30 практически здоровых детей 5-9 лет (24 мальчика и 6 девочек). Поскольку испытуемые не достигли пубертатного периода, то в дальнейшем показатели ЭЭГ и психологического тестирования рассматриваются для объединенной группы мальчиков и девочек.

Регистрация и анализ ЭЭГ осуществлялись по общепринятой методике с помощью компьютерного телеметрического электроэнцефалографа («Тредекс», Украина). В качестве рабочей программы использовалась «EEG Mapping 3» (программист Е. Н. Зинченко). ЭЭГ-потенциалы отводили монополярно от локусов Fр1, Fр2, F3, F4, F7, F8, С3, С4, T3, T4, T5, T6, P3, P4, O1, O2 в соответствии с международной системой «10-20». В качестве референтного электрода в каждом случае использовали все электроды, кроме активного, объединенные вместе. Нейтральный («заземляющий») электрод располагали в локусе Cz. Частоты среза фильтров высоких и низких частот составляли соответственно 1,5 и 35 Гц, частота оцифровки ЭЭГ-сигналов - 250 с-1.


У детей регистрировали ЭЭГ при закрытых и открытых глазах в состоянии двигательного покоя. Длительность каждой записи составляла 60-75 секунд. В составе ЭЭГ дифференцировались следующие диапазоны и поддиапазоны: дельта- ритм (1-4 Гц), тета-ритм (4-8 Гц), альфа-ритм (8-13 Гц), альфа1-ритм (8-9,5 Гц), альфа2-ритм (9,5-11 Гц), альфа3-ритм (11-13 Гц), бета1-ритм (14-20 Гц) и бета2- ритм (21-30 Гц). Модальная частота поддиапазонов альфа-ритма определялась как среднее арифметическое значение частот в соответствующем поддиапазоне данного частотного компонента, имеющее максимальную амплитуду в 20-25 отрезках записи длительностью 2,56 с. Рассчитывались также отношения амплитуд следующих диапазонов и поддиапазонов: альфа- и тета-ритмов, бета1- и тета- ритмов, а также бета2- и тета-ритмов.

Оценку эмоционального состояния детей проводили с помощью шкалы явной тревожности Прихожан [11] и проективной методики «Дом - Дерево - Человек» [12]. Шкала явной тревожности Прихожан предназначена для оценки уровня тревожности как относительно устойчивого образования у детей. В данной методике используется опросник, который включает в себя 53 вопроса, относящихся к сфере поведения и переживаний ребенка, и на которые он может дать либо положительный, либо отрицательный ответ. Ответы оцениваются баллами. Чем выше итоговый показатель, получаемый путем суммации баллов, тем выше уровень тревожности ребенка.

При использовании проективной методики «Дом - Дерево - Человек» ребенку дается лист бумаги размера А4, сложенный пополам, на котором он согласно инструкции должен как можно лучше нарисовать дом, дерево и человека. Каждый заданный объект рисуется на отдельной части листа. Данная методика позволяет производить количественную оценку в баллах таких показателей, как «незащищенность», «тревожность», «недоверие к себе», «чувство неполноценности», «враждебность», «фрустрация», «трудности общения» и «депрессивность», в зависимости от наличия в рисунке ряда определенных качественных показателей. Например, наличие облаков и выраженная штриховка в рисунках, интенсивно закрашенные волосы у нарисованного человека и др. позволяет количественно оценить тревожность у ребенка.

Данные электрофизиологического исследования и показатели психологических тестов количественно обрабатывались посредством стандартных методов вариационной статистики. Для расчета корреляций использовали коэффициент корреляции Спирмена.


2.2 Результаты исследования

Результаты исследования продемонстрировали наличие статистически значимых связей между показателями, характеризующими состояние эмоциональной сферы детей 5-9 лет, и параметрами ЭЭГ. Результаты корреляционного анализа показали наличие положительной связи между значениями явной тревожности, определяемой по методике Прихожан, и величинами модальной частоты альфаЗ-ритма ЭЭГ при закрытых глазах (рис. 1).

Рис.1. Значения коэффициентов корреляции (г) показателей явной тревожности, определяемых по методике Прихожан, с величиной модальной частоты альфаЗ- ритма ЭЭГ, зарегистрированной при закрытых глазах. По оси абсцисс - локусы отведения электроэнцефалограммы. Звездочками отмечены случаи значимости корреляционной зависимости: * Р < 0,05, ** Р < 0,01, *** Р < 0,001.

Также были обнаружены отрицательные связи между значениями явной тревожности и величинами модальной частоты альфа1-ритма (в отведениях Fp1, T3, T5, T6, C4, O1; -0,38 < r < -0,64; 0,0003 < p < 0,044) и отношений амплитуд альфа- и тета-ритмов (в отведениях F3, T3, T4, T5, P3; -0,38 < r < -0,42; 0,028 < p < 0,048) ЭЭГ при закрытых глазах. Кроме того, чем выше был уровень тревожности, определяемый по данной методике, тем ниже были значения модальной частоты альфа1-ритма ЭЭГ, зарегистрированной при открытых глазах (в отведениях T3, C4, P3, P4, О1, O2; -0,38 < r < -0,54; 0,003 < p < 0,049).

Значения по шкале «тревожность», определяемые с помощью проективной методики «Дом-Дерево-Человек», имели положительные корреляционные связи с величинами модальной частоты альфа-ритма (Fp1, Fp2, F3, F4, F7, F8, T3, T4, T5, T6, P4, O1, O2; 0,38 < r < 0,53; 0,003 < p < 0,039) и отношений амплитуд альфа3- и тета-ритмов (Fp2, F3, F4, F7, F8, T4, C3, C4, T6, O1, O2; 0,37 < r < 0,54; 0,002 < p < 0,043) ЭЭГ, зарегистрированной при закрытых глазах, и модальной частоты альфа-ритма ЭЭГ, зарегистрированной при открытых глазах (в Fp1, Fp2, F3, F4, F7, F8, T4, T5, T6, P3, P4, O1; 0,37 < r < 0,55; 0,002 < p < 0,045).

Для значений по шкале «незащищенность» были установлены положительные корреляционные связи с величинами амплитуд бета1-ритма (Fp1, F3, F4, F7, C3; 0,38 < r < 0,45; 0,013 < p < 0,038) и бета2-ритма в ЭЭГ при закрытых глазах (рис. 2), а также амплитуды бета2-ритма в ЭЭГ при открытых глазах (F7, F8, C3, C4; 0,39 < r < 0,44; 0,016 < p < 0,033). Кроме того, чем выше были значения по данной шкале, тем выше были значения по шкале «депрессивность» (r = 0,51, p = 0,004).

Рис. 2. Значения коэффициентов корреляции (r) показателей по шкале «незащищенность», определяемых по тесту «Дом-Дерево-Человек», с величиной амплитуды бета2-ритма ЭЭГ, зарегистрированной при закрытых глазах. Остальные обозначения те же, что и на рис. 1.


Показатели по шкале «недоверие к себе» имели положительную связь с величиной модальной частоты альфаЗ-ритма ЭЭГ при закрытых глазах (рис. 3) и открытых глазах (в F8, T3, T4, C3, P4; 0,40 < r < 0,48; 0,008 < p < 0,026).

Рис. 3. Значения коэффициентов корреляции (г) показателей по шкале «недоверие к себе», определяемых по тесту «Дом-Дерево-Человек», с величиной модальной частоты альфа3-ритма ЭЭГ, зарегистрированной при закрытых глазах. Остальные обозначения те же, что и на рис. 1.

Для значений по шкале «чувство неполноценности» были установлены положительные связи с величиной амплитуды альфа1-ритма (в Fp1, F3, F7, F8, T4, P3, O2; 0,37 < r < 0,51; 0,004 < p < 0,041) и величиной отношения амплитуд альфа1- и тета-ритмов (в Fp1, F4, F8, C3, C4, O2; 0,36 < r < 0,44; 0,015 < p < 0,049) в ЭЭГ, зарегистрированной при открытых глазах. Также для данного психологического показателя были выявлены отрицательные корреляционные связи со значениями модальной частоты альфа2-ритма (рис. 4) и отношения амплитуд бета2- и тета- ритмов (в T5, O1, O2; -0,39 < r < -0,43; 0,018 < p < 0,035) в ЭЭГ при открытых глазах.

Рис. 4. Значения коэффициентов корреляции (г) показателей по шкале «чувство неполноценности», определяемых по тесту «Дом-Дерево-Человек», с величиной модальной частоты альфа2-ритма ЭЭГ, зарегистрированной при открытых глазах. Остальные обозначения те же, что и на рис. 1.

Значения по шкале «враждебность» имели положительные связи с величиной амплитуды дельта-ритма ЭЭГ при открытых глазах (в T5, O1, O2; 0,42 < г < 0,53; 0,005 < p < 0,021). Для показателей по шкале «фрустрация» были выявлены положительные связи с величинами модальной частоты альфа2-ритма (Fp1, г = 0,38, p = 0,036; Fp2, г = 0,42, p = 0,022), модальной частоты альфа3-ритма (T4, г = 0,39, p = 0,035; T6, г = 0,48, p = 0,007), отношений амплитуд бета1- и тета-ритмов (Fp2, г = 0,39, p = 0,034; F7, г = 0,53, p = 0,003; F8, г = 0,40, p = 0,028) и бета2- и тета- ритмов (F7, г = 0,48, p = 0,007; F8, г = 0,38, p = 0,040) в ЭЭГ при закрытых глазах. Положительная корреляционная связь также была установлена между значениями по шкалам «фрустрация» и «трудности общения» (г = 0,42, p = 0,022). Значения по шкале «трудности общения» имели положительные связи с величинами модальной частоты альфа2-ритма (F4, г = 0,44, p = 0,015; F8, г = 0,41, p = 0,023; P4, г = 0,36, p = 0,049) и амплитуды бета2-ритма (F7, г = 0,39, p = 0,035; F8, г = 0,38, p = 0,038; T4, г = 0,45, p = 0,012) ЭЭГ в условиях регистрации при открытых глазах. Обратные корреляционные связи были выявлены между показателями по данной шкале и величинами отношения амплитуд альфа1- и тета-ритмов в ЭЭГ при закрытых глазах (F4, P4, O1; -0,36 < г < -0,43; 0,019 < p < 0,049) и открытых глазах (рис. 5).