Файл: «Роль эмоциональных переживаний учеников в обучении, воспитании».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Паратимия – одновременное существование двух противоположных эмоциональных состояний или проявление того или иного в совершенно противоположной ситуации (эмоциональная неадекватность). При этом часто сила и качество реакции совершенно не сопоставима с силой раздражителя.

Нарушения динамики эмоциональных состояний может представлять лабильность или ригидность. Под лабильностью понимают частую и необоснованную смену эмоций. Ригидность же подразумевает под собой «застревание» на какой либо эмоции в условиях смены раздражителя. Основными клиническими проявлениями расстройств динамики эмоциональной сферы бывают биполярное аффективное расстройство и циклотимия.

Биполярное аффективное расстройство представляет собой повторяющиеся эпизоды смены эмоциональных состояний (чередования гипотимии и гипертимии) , а также нарушения физической активности (гиперактивность сменяется адинамией).

Циклотимия – хронически нестабильное эмоциональное состояние, характеризующееся сменами эпизодов легкой гипотимии и гипертимии. В отдельный период времени эмоциональное состояние может быть нормальным, соответствовать окружающей обстановке. Однако изменения настроения никак не связаны с событиями в жизни человека.

На эмоции человека могут оказывать влияние различные внешние и внутренние факторы.

Эмоции человека связаны с его мыслями, фантазиями, мировоззрением, представлением о ситуации в которой он оказался. Эти представления обусловлены частными взглядами индивида, а также с культурными, экономическими традициями общества, происшествиями в общественной, политической жизни.

Внутренние условия возникновения тех или иных эмоциональных состояний, их интенсивности и продолжительности напрямую зависят от психофизиологических механизмов индивида, особенностей восприятия информации, когнитивных функций.

Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина. Согласно этой теории эмоции либо необходимы для поддержания существования вида, либо являются рудиментом различных реакций, выработанных в процессе эволюции.

Ассоциативная теория В. Вундта. Вундт считал, что эмоции формируются под влиянием внутренних представлений, сформированных в процессе жизни ассоциаций. К примеру: мимика брезгливости (выдвигание нижней челюсти вперед) сходна с движением, когда человек что то выплевывает, у маленьких детей нет чувства презрения к своим фекалиям, так как еще не сформирована ассоциативная связь.

Периферическая теория У. Джемс и Г.Ланге. Эта теория основана на связи эмоций с физиологическими реакциями на раздражитель. Ее можно представить следующей схемой: снижение двигательной иннервации – разочарование, ослабление двигательной иннервации +сужение сосудов- печаль, усиление двигательной иннервации + расширение кровеносных сосудов + судороги мускулов- радость и др. Сущность в том, что произвольные изменения в движении, мимике приводит к непроизвольному появлению соответсвующих эмоций.


Теория У. Кеннона и П. Барда. По этой теории физиологический, вегетативный компонент вторичен по отношению к психическому состоянию. В эксперименте было установлено, что при рассечении нервных путей между корой головного мозга и внутренними органами эмоции сохранялись.

Психоаналитическая теория. Разработана З. Фрейдом, Д. Рапапортом. Согласно этой теории «: воспринятый извне перцептивный образ вызывает бессознательный процесс, в ходе которого происходит неосознаваемая человеком мобилизация инстинктивной энергии; если она не может найти себе применения во внешней активности человека (в том случае, когда на влечение налагается табу существующей в данном обществе культурой), она ищет другие каналы разрядки в виде непроизвольной активности; разными видами такой активности являются «эмоциональная экспрессия» и «эмоциональное переживание». Они могут проявляться одновременно, поочередно или вообще независимо друг от друга»[2].

Сосудистая теория выражения эмоций И. Уэйнбаума. Автор высказал предположение, что мышцы лица регулируют мозговой кровоток.

Биологическая теория П.К. Анохина. По мнению автора, эмоции – неотъемлемая биологическая приспособительная часть в жизни животных. Они играют мобилизующую роль, способствуют удовлетворению биологически важных потребностей.

Фрустрационные теории эмоций. С помощью этой теории объясняется возникновение отрицательных эмоций на основе неудовлетворенности в достижении цели. Они возникают, когда желания, поведение наталкиваются на препятствия, необходима адаптация.

Когнитивистские теории эмоций. Основным механизмом возникновения эмоций по этой теории служат мыслительные процессы. Согласно этой теорией, происшествие или ситуация вызывают возбуждение нервных процессов и у человека возникает потребность оценить содержание этой ситуацию. По представлениям Шехтера (автора теории), на возникновение эмоций, наряду с воспринимаемыми стимулами и порождаемыми ими физиологическими изменениями в организме, оказывают влияние прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения имеющихся в данный момент потребностей и интересов. Таким образом, висцеральная реакция вызывает эмоцию не прямо, а опосредованно. В пользу этой точки зрения говорит то, что возникновение эмоций может обусловливаться словесными инструкциями и эмоциогенной информацией, предназначенной для изменения оценки возникшей ситуации.

Познавательная теория эмоций. В основе ее лежит интуитивное представление об объекте. Эта оценка мгновенна и непреднамеренна, что позволяет ее отнести к интуитивности. На основании данных полученных мозгом с помощью интуитивной оценки формируется ответная реакция в виде эмоционального выражения. Так к примеру, если человек интуитивно заключает, что ему грозит опасность это приобретает негативный отталкивающий характер и выражается в чувстве страха, тревоги.


Информационная теория П.В. Симонова. Согласно П.В. Симонову в возникновении эмоций решающую роль играет недостаток или избыток информации. На степень эмоций влияет величина недостающей информации, степень потребности в ней. Согласно представлениям Симонова П.В. эмоции могут возникнуть лишь при наличии потребности. Также не будет эмоций , если потребность есть, но при этом человек обладает информацией в достаточной ему степени. С другой стороны эмоции в свою очередь способствуют поиску информации за счет повышения чувствительности анализаторов (органов чувств), а это, в свою очередь, приводит к реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов и улучшает извлечение информации из памяти. По поводу этой теории существует много споров, доказательств несостоятельности.

Теория дифференциальных эмоций К. Изарда. По этой теории каждая эмоция рассматривается отдельно, как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс. К. Изард представляет эмоции как сложный процесс, состоящий из «нейрофизиологических, нервно-мышечных и чувственно-переживательных компонентов»[2].

1.2 Особенности эмоциональных процессов

Человеческая жизнь не возможна без эмоций и чувств. Функционирование человека, его поступки всегда вызывают либо положительное, либо негативное отношение к ним, то есть эмоции и чувства. Отношение к происходящему фиксируется в мозгу и перерастает в формы выражения собственного отношения. Эти внутренние переживания и называются эмоциями или чувствами.

Эмоции и чувства человека прямо показывают духовное состояние, то, как он относится к окру­жающей действительности, то к чему стремится. Эмоции и чувства неотъемлемо переплетены между собой, но по внутреннему составу и переносимости они не идентичны.

Эмоция - это форма переживания организмом своей жизнедеятельности, которая является об­щей и активной. Различают простые и сложные эмоции. Перенесение удовольствия от вкушаемых блюд, ото сна, активности, болезненных ощущений- это простые эмоции. Перечисленное испытывают и люди, и животные. Но именно в жизни человека появились сложные эмоции и чувства, берущие начало от простых. Их характеризует то, что они образуются входе осознания их значения в жизни.

Чувства - это определенное перенесение отношения к потребностям, игнорирование или удовле­творение которых ведет к проявлению положительных или негативных эмоций.


Качество и активность - характеристики чувств и эмоций, так же к ним относят полярность и ин­тенсивность. Через чувства человек проявляет собственные отношения к другим людям, к себе, к работе, к событиям в мире. Полярность же означает то, что каждая эмоция имеет свою противополож­ность: «отчаяние - упоение», «ужас-эйфория», «гнев-кротость», «апатия-любознательность». То есть, они выражают в собственном значении явные крайности, имеющие позитивный, либо негативный окрас. Работа и условия жизни человека, его повседневные занятия оказывают прямое влияние на его активность.

Эмоции являются важнейшей универсалией жизни человека. Природа эмоций и чувств есте­ственно связана с потребностями. Нужда в чем-то влечет положительные или отрицательные пережи­вания. То, как сам человек относится к потребностям и ситуациям, сопровождающим их удовлетворе­ние, напрямую влияет на эмоциональную составляющую его жизни.

Работа и труд человека вызывают волнения, связанные с итогами деятельности, а эмоции и чув­ства, могут стать стимулом для получения максимально положительных и удовлетворяющих задачи человека результатов.

Переживания эмоциональных состояний - ревности, трусости, страха, ненависти и т.п. - всегда сопровождаются соответствующими внешними или внутренними выражениями. Достаточно возникнуть эмоциональному возбуждению, оно немедленно охватывает весь организм. Различные настроения, аффекты, стрессы, фрустрации, страсти - все это состояния, возникающие у человека.

Настроение - это состояние, имеющее определенную эмоциональную окраску, характерную для определенного времени. Настроения зависят от различных жизненных обстоятельств и новостей.

Аффекты - это возникающие неожиданно, с большой силой и на короткий период времени пси­хологические явления, способные нарушить умение контролировать действия человека. Аффект, как и настроение, зависит в какой-то степени от индивидуальных особенностей человека - его темперамен­та, характера, воспитания. Аффекты нарушают психику. Человек, воспитавший в себе способность кон­тролировать себя, владеть эмоциями, может контролировать свои аффективные реакции.

Стресс как и аффект, возникает в напряженных условиях жизни и деятельности, в опасных ситу­ациях, которые возникают неожиданно и нуждаются в немедленных мероприятиях для их преодоления. В стрессовом состоянии поведение человека дезорганизуется, наблюдаются беспорядочные движения, нарушается речь, ошибки в переключении внимания, в восприятии, памяти и мышлении, проявляются эмоции, не адекватные ситуации. Практика показывает, что дисциплинированность, организованность и самообладание предотвращают дезорганизацию поведения при стрессовых условиях.


Фрустрация представляет собой эмоциональное состояние, характерным признаком которого яв­ляется дезорганизация сознания и деятельности, а человек оказывается в состоянии безнадежности, утраты перспективы. Фрустрация возникает в результате конфликтов человека с другими людьми, осо­бенно в коллективе, в котором он не получает поддержки, сочувственного отношения.

Страсти - сильные, стойкие, продолжительные чувства, которые захватывают человека, владе­ют им и проявляются в соединении всех устремлений человека в одном направлении, в сосредоточе­нии его на одной цели. Страсть проявляется в самых различных сферах человеческой жизни и дея­тельности - в работе, обучении, науке, спорте, искусстве.

Классифицировать эмоции и чувства можно по-разному: по «знаку» (плюс - минус) переживания - приятные - неприятные; по характеру потребности, которая лежит в основе переживания, - биологиче­ская или духовная; по предмету, по явлению окружающего мира, вызвавшему эмоцию или чувство; по их влиянию на деятельность человека - активизируют или тормозят; по степени выраженности - от лег­кого «нравится» до страстной любви и т. д.

Так, важнейшую роль играют в жизни человека именно эмоции. Из них состоит жизнь человека. Благодаря эмоциям люди видят истинное отношение друг к другу. А правильное управление ими может привести к желаемому результату в общественных отношениях. Эмоционально-выразительные движе­ния человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а так­же функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприя­тия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим чело­веком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

1.3 Игры в преодолении эмоциональных переживаний младших школьников

Создавая условия для интеллектуального развития детей, взрослые также должны помнить мысль Л.С. Выготского о единстве интеллектуальных и эмоциональных (аффективных) процессов.

Развивая эту идею, другой отечественный психолог - С.Л. Рубинштейн приходит к заключению, что «мышление как реальный психический процесс уже само является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоции - единством эмоционального и интеллектуального».