Файл: «Роль эмоциональных переживаний учеников в обучении, воспитании».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема эмоциональных расстройств у детей является достаточно актуальной. Эмоциональные проблемы, развивающиеся в детском возрасте, впоследствии могут отрицательно сказываться на функционировании личности. В частности, высокий уровень тревожности связан с широким спектром когнитивных, аффективных и поведенческих особенностей человека [1] и способствует возникновению ряда нервно-психических расстройств (панические атаки, фобии, депрессии и др.) [2-5]. При этом исследователями отмечается рост числа высокотревожных детей и подростков [6]. В связи с наличием данных проблем все более актуальными становятся вопросы, связанные с диагностикой состояния эмоциональной сферы у детей и подростков, а также построение коррекционных мероприятий, направленных на устранение каких-либо психоэмоциональных нарушений.

В изучении мозговых механизмов высших психических функций, а также в объективной диагностике состояний когнитивной и эмоциональной сфер личности важную роль играют методы оценки биоэлектрической активности мозга. В настоящее время имеется большое количество работ, посвященных исследованию взаимосвязей спектральных характеристик ЭЭГ и уровня тревожности [7-10]. Однако следует отметить, что многие подобные исследования проводились с участием взрослых испытуемых и подростков. В отношении детей более раннего возраста настоящие вопросы остаются малоизученными.

Целью данной работы является исследование эмоциональных переживаний учеников в обучении, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты эмоциональных переживаний ученика в обучении, воспитании;

- провести практическое исследование.

Объект исследования – дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования - значение игр для преодоления эмоциональных трудностей детей младшего школьного возраста.

В исследовании приняли участие 30 практически здоровых детей 5-9 лет (24 мальчика и 6 девочек). Поскольку испытуемые не достигли пубертатного периода, то в дальнейшем показатели ЭЭГ и психологического тестирования рассматриваются для объединенной группы мальчиков и девочек.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области педагогики, психологии, материалы периодических изданий и сети Интернет.


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ УЧЕНИКА В ОБУЧЕНИИ, ВОСПИТАНИИ

1.1 Особенности эмоциональных переживаний

Возросший последнее время интерес к изучению эмоционально-волевой сферы обусловлен тем, что выяснение закономерностей эмоционально-волевого развития может значительно углубить и понимание механизмов развития интеллекта личности в целом. Основной формой существования личности является ее развитие, которое предполагает внутренние изменения в психике, сознании, мышлении, ценностях, потребностях, мотивах и т. д.

Начальная школа наряду с когнитивной стороной развития должна ориентироваться и на формирование у ребенка ценностных ориентации, развитие его эмоционально-волевой сферы, выработку аффективных стереотипов, на основе которых осуществляется поведение человека. Реализация этой задачи потребует внести существенные коррективы в содержание начального образования, методы и средства обучения, которые должны быть адекватными цели формирования личности школьника в целом: его интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер[1].

Важнейшим аспектом формирования личности ученые считают развитие эмоционально-волевой сферы, выполняющей функцию регуляции жизнедеятельности.

Изучением этой проблемы занимались многие психологи и педагоги: А. Е. Ольшанникова, В. И. Селиванов, С.Л. Рубинштейн, В. В. Ветрова, Л. И. Божович, А. И. Захаров, В. А. Сластенин, В. П. Каширина, И. В. Дубровина, Г. А. Цукерман, А. Л. Венгер, М. И. Лисина, Р. С. Немов, С. Г. Якобсон, Г. С. Никифоров и др [3].

Актуальность проблемы состоит в том, что при отсутствии целенаправленного формирования эмоционально-волевой сферы личности в условиях стихийного развития школьники оказываются неспособными к саморегуляции учебной деятельности. У детей с неразвитой эмоционально-волевой сферой наблюдается неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность. Не случайно учителя-практики отмечают возрастание отклонений аффективного развития современного ребенка. Работа учителя в последние годы осложняется тем, что появляется все больше и больше детей, склонных к ссорам и агрессии, избегающих своих сверстников, замкнутых, и т.д. Немалую роль в возникновении подобных трудностей играет обедненная эмоциональная жизнь ребенка, все это может способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия.


Поэтому своевременное проведение коррекционной программы, способствует снижению тревожности и формированию адекватного поведения младших школьников. Для этого важно необходимость изучения и использование средства психогимнастики в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки. Использовать различные этюды, игры, упражнения, психомышечные тренировки которые повлияют на эмоциональные и волевые качества младших школьников. Общей задачей психогимнастики является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

К сожалению, на современном этапе мало изучено и остаётся нерешенным ряд вопросов по формированию эмоционально-волевой сферы младших школьников средствами психогимнастики. Его места и роли в системе начального обучения, влияния на познавательную деятельность младших школьников. Значительный вклад по психогимнастике внесли такие психологи - практики как: М. И. Чистякова, Г. Юнова, Е. А. Альябева и другие [2,4].

Эмоциональные состояния — это психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения.

В процессе возникновения эмоций принято выделять три составляющие части:

1-Аффект- это острое переживание , эмоциональное возбуждение, напряжение,

2-Когниция- понимание своего состояние, его оценка, осознание перспектив,

3-Экспрессия – внешнее выражение эмоционального состояние (двигательные акты, поведение).

Выделяют первичные (простые) и вторичные (сложные ) эмоции. К первичным относятся: печаль, тревога, радость, восторг, удивление, страх, гнев. Вторичные формируются из первичных с добавлением индивидуальной интерпретации. К примеру, гордость как проявление радости с чувством причастности себя в каком либо положительном аспекте или ненависть – злость с ранее негативным переживанием. К. Изард выделяет 10 основных эмоций: гнев, презрение, отвращение, дистресс, страх, вину, интерес, радость, стыд, удивление. Он считает, что базовые (первичные) эмоции обладают следующими неотъемлемыми характеристиками:

1) имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;

2) проявляются при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);

3) влекут за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком;

4) возникли в результате эволюционно-биологических процессов;


5) оказывают организующее и мотивирующее влияние на человека, служат его адаптации.

Исходя из представлений К. Изарда базовыми (первичными) следует называть те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, т. е. имеются не только у человека, но и у животных.

Вторичные же эмоции формируются при слиянии первичных.

См. Приложение рис 1.

Некоторые авторы (И.Додонов 1978г) предлагают разделять эмоции по их направленности:

1. Альтруистические эмоции. Возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям, в желании приносить людям радость и счастье.

2. Коммуникативные эмоции. Возникают на основе потребности в общении. По мнению Додонова, не всякая эмоция, возникающая при общении, является коммуникативной. При общении возникают разные эмоции, но коммуникативными являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости (иметь друга, сочувствующего собеседника и т. п.), желания общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик. К проявляемым при этом эмоциям автор относит чувство симпатии, расположения, чувство уважения к кому-либо, чувство признательности, благодарности, чувство обожания кого-либо, желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей.

3. Глорические эмоции. Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, славе, в стремлении завоевать признание, почет. Могут характеризоваться самолюбием, гордостью, чувством превосходства. 4.Праксические эмоции. Эти эмоции связаны с трудом, деятельностью, желанием добиться результата, удовлетворенностью от работы. Может присутствовать любование своим трудом.

5. Пугнические эмоции. Связаны с потребностью в преодоление трудностей, соперничеством, азартом.

6. Романтические эмоции. Это эмоции, связанные со стремлением ко всему неизведанному, покрытому тайной.

7. Гностические эмоции . Это интеллектуальные чувства, связаны с потребностью анализировать информацию, делать выводы и испытовать чувство удовлетворения от решения задачи, систематизации знаний, открытия истины.

8. Эстетические эмоции. Автор классификации считает, что «не всякое восприятие произведения искусства вызывает эстетические эмоции. Проявляются эстетические эмоции в наслаждении красотой, в чувстве изящного, грациозного, возвышенного или величественного, волнующего драматизма («сладкая боль»). Разновидностью эстетических чувств являются лирические чувства светлой грусти и задумчивости, растроганности, горьковато-приятное чувство одиночества, сладость воспоминаний о прошлом»[2].


9. Гедонистические эмоции. Они связаны с чувством удовлетворенности в физической и духовной сфере. Выражаются эти эмоции в наслаждением от вкусной еды, тепла, солнца и т. д., в чувстве беззаботности и безмятежности.

10.Акизитивные эмоции. Характеризуются радостью, удовлетворением от приобретения новых вещей, коллекционирования.

Л. В. Куликов (1997) подразделяет эмоции на активационные, к которым относит бодрость, радость, азарт, тензионные (эмоции напряжения) - гнев, страх, тревога, и самооценочные - печаль, вина, стыд, растерянность.

Следует отметить, что нет единой всеобъемлющей классификации эмоций. Каждая из представленных классификаций характеризует ту или иную сторону эмоциональной составляющей.

Следует обратить внимание на различие эмоциональных состояний и реакций. Состояния характеризуются устойчивостью и интенсивностью, возникают при определенных обстоятельствах, длительном воздействии какого-либо фактора. Эмоциональные реакции обусловлены кратковременным увеличением интенсивности состояния под воздействием сильного внешнего или внутреннего раздражителя.

Существуют расстройства эмоциональной сферы с преобладанием смещения равновесия в сторону подъема или угнетения, также возможны нарушения динамики эмоциональных состояний.

Гипотимия- длительное хроническое снижение в эмоциональной сфере по трем составляющим (аффект, когниция, экспрессия). Выражается в угнетении всех психических процессов, двигательных реакций, общей активности. Человек становится безразличным ко всем внутренним и внешним факторам, подавленным. Крайнее проявлении гипотимиии- депрессия (требует активного лечения у психиатра, так как может сопровождаться суицидальными наклонностями). Депрессия может скрываться под маской некоторых соматических заболеваний или утяжелять их течение. Менее выраженное проявление гипотимии – дистимия – также хронически сниженное настроение, пессимистические взгляды, неудовлетворенность своим состоянием. Может проявляться мрачными мыслями, плохим сном, рассеяностью, плаксивостью, повышенной утомляемостью. Дистимические состояния часто возникают у людей, перенесших большой стресс (стихийные бедствия, утрата близкого человека).

Гипертимия – устойчивое эмоциональное возбуждение, чрезмерно усиленная эмоциональность. Проявляется эйфорией, подъемом душевного состояния, неадекватным оптимизмом, высокой двигательной активностью. В настоящее время используют термин «мания», маниакальные расстройства. Выделяют две степени маниакальных растройст: гипомания и мания. Гипомания – постоянный легий подъем настроения, легкая эйфория, чувство радости, повышенная физическая активность, постоянная потребность в общении. Однако при этом могут страдать внимание и память. Мания - неадекватное повышенное настроение вплоть до неконтролируемого возбуждения. Характеризуется сверх гиперактивностью, навязчивой общительностью, могут быть идеи величия, сверхчеловека, может присутствовать феномен соскальзывания (резкое многократное переключение внимания на другие объекты). Человек становится агрессивным, может проявлять сексуальность в неподходящих обстоятельствах.