Файл: Общие положения по выполнению кассовых операций. Понятие операционной кассы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все валютные операции в рамках расчетно-кассового обслуживания клиентов осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». В документе закреплены ключевые понятия, необходимые для осуществления валютных операций, перечень операций, относящихся к валютным, принципы валютного регулирования и валютного контроля, операции, подлежащие валютному регулированию и валютному контролю и прочие. [5]

Все расчетно-кассовые подразделения коммерческих банков осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 115-ФЗ от 07 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма». В соответствии с этим законом банки осуществляют контроль определенного круга операций. [4]

Общие правила ведения кассовых операций коммерческих банков устанавливаются Банком России.

Согласно Положению Банка России 29.01.2018 N 630-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» коммерческие банки, их филиалы, дополнительные офисы, операционные и кредитно-кассовые офисы могут проводить кассовые операции по:

- приему наличных,

- выдаче наличных,

- обмену банкнот, монет, выпущенных под знаком Банка России,

- обработке, в том числе пересчет, сортировка банкнот на годные и ветхие купюры,

- формированию и упаковке банкнот в соответствии с требованиями Центрального банка России. [6]

Кроме того, основываясь на Положении №630-П, коммерческий банк подготавливает внутреннее положение о кассовом подразделении и должностные инструкции своих работников в кассовом подразделении.

Контроль расходных кассовых операций, выполняемых бухгалтерскими работниками, осуществляется контролирующим работником. Его рабочее место располагается поблизости с кассой. Контролирующий работник ведет кассовый журнал по расходу 0401705 (код формы по Общероссийскому классификатору управленческой документации) (далее - кассовый журнал по расходу). Контроль расходных кассовых операций должен исключить возможность:

- оплаты документов неправильно оформленных, оплаты денежных чеков с подписями и оттиском печати, которые не соответствуют заявленным образцам, и денежных чеков, выписанных из денежной чековой книжки, не принадлежащей данному клиенту;


- внесения исправлений и дополнений в расходные кассовые документы, и заполнение данных документов с помарками и подчистками;

- внесения в кассовые журналы по расходу необоснованных исправлений.

В соответствие с правилами документооборота, утвержденными кредитной организацией производится направление расходных кассовых документов контролирующим работником в кассу для оплаты.

Отдельные листы из кассового журнала по расходу могут передаваться на обработку в составе учетно-операционной информации по мере их заполнения. При небольшом объеме операций на обработку передается сам кассовый журнал по расходу, оформленный в порядке, предусмотренном Указанием Банка России N 2481- У. [9]

После завершения операционного дня, кассовый журнал по расходу, оформленный на бумажном носителе, направляется в сшив бухгалтерских документов, в который помещаются мемориальные ордера и первичные учетные документы, за исключением кассовых документов.

Документооборот по приходным кассовым операциям организовывается таким образом, чтобы выдача экземпляров приходных кассовых документов клиентам и зачисление сумм наличных денежных средств на банковские счета, счета по учету вкладов физических лиц осуществлялась только после фактического поступления наличных денег в кассу. При этом документы, которые подтверждают, что наличные денежные средства внесены во вклад, как правило, выдаются вкладчику (клиенту) - физическому лицу только после фактического поступления наличных денег в кассу.

При приеме наличных денежных средств на основании объявления на взнос наличными бухгалтерский работник подписывает его, делает запись в кассовом журнале по приходу, указывая сумму и реквизиты, предусмотренные кассовым журналом по приходу, и передает в кассу в соответствии с правилами документооборота, утвержденными кредитной организацией. После приема наличных денежных средств в кассу объявление помещается в дело (сшив) с кассовыми документами. Квитанция выдается вносителю наличных денежных средств, ордер прилагается к выписке из соответствующего лицевого счета клиента или к расчетному документу (при переводе денежных средств клиента для зачисления на банковский счет, открытый в филиале или в другой кредитной организации). После получения ордера из кассы обратно, бухгалтерский работник обязан внимательно проверить на ордере наличие подписи кассового работника, подтверждающей прием наличных денежных средств, и ее идентичность образцу подписи кассового работника, имеющемуся у банка. [32]


Поступление расходных кассовых документов, не проходя проверку бухгалтерских и контролирующих работников банка, не допускается.

В данном пункте работы выделена только небольшая часть документов, регулирующих расчетно-кассовую деятельность банков. Однако следует отметить, что почти каждая банковская операция подкреплена и регламентирована соответствующим нормативно-правовым документом.

Таким образом, коммерческие банки выступают в качестве посредника для проведения расчетов между субъектами финансово-хозяйственной деятельности. Банки предлагают клиентам услуги по расчетно-кассовому обслуживанию наряду с классическими банковскими операциями. Расчетно-кассовые операции для банков являются одними из самых прибыльных.

Расчетно-кассовое обслуживание представляет собой комплекс банковских услуг, в который входит: обслуживание текущего счета клиента, безналичные платежи в пределах остатка средств на счете клиента, снятие денежных средств, интернет-банкинг, покупка/продажа иностранной валюты, прием платежей от третьих лиц за товары и услуги, прием денежной выручки в кассу банка, инкассация выручки, банковская гарантия и многое другие банковские операции. Банки предоставляют РКО как юридическим лицам, так и физическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Рассчетно-кассовое обслуживание является одним из наиболее распространенных видов банковских операций, поэтому конкуренция в этой сфере серьезная. Принципиальным фактором, влияющим на интерес к продуктам РКО того или иного банка со стороны клиентов, становится качество предоставляемых услуг. На современном этапе банки стремятся стать многозадачными, предоставляя своим клиентам комплексное решение задач, основанное на их потребностях.

Банковская деятельность, в том числе проведение расчетно-кассовых операций, регламентируются и контролируются Центральным банком Российской Федерации с целью регулирования и поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов клиентов и самих коммерческих банков посредством утверждения законов, законодательных актов, положений, инструкций и других законодательных актов.

Глава 2. Организация кассовых операций в коммерческом банке


2.1 Формы и методы организации налично-денежного обращения в современном коммерческом банке

Общие правила ведения кассовых операций коммерческих банков устанавливаются Банком России.

Согласно Положению № 630-П от 29.01.2018 коммерческие банки, их филиалы, дополнительные офисы, операционные и кредитно-кассовые офисы могут проводить кассовые операции по:

- приему наличных,

- выдаче наличных,

- обмену банкнот, монет, выпущенных под знаком Банка России,

- обработке, в том числе пересчет, сортировка банкнот на годные и ветхие купюры,

- формированию и упаковке банкнот в соответствии с требованиями Центрального банка России [4].

Кроме того, основываясь на Положении №630-П, коммерческий банк подготавливает внутреннее положение о кассовом подразделении и должностные инструкции своих работников в кассовом подразделении.

Клиентами по кассовой операции являются:

- юридические лица, в том числе другие кредитные организации, ВСП других кредитных организаций;

- физические лица, занимающие бизнесом без образования юридического лица, занимающиеся в порядке частной практикой, напри- мер, адвокаты, нотариусы и т.д. и частные лица.

Кассовые операции могут осуществляться с помощью применения следующих технических средств:

- автоматы для приема и выдачи наличных денег клиентам, установленных на рабочем месте кассиров или операционистов;

- приемные устройства сумок с наличными деньгами от клиентов;

- автоматическое приемное устройство наличных денег от организаций;

- банкоматы;

- платежные терминалы;

- и другие [4].

Кассовая работа основывается на принципе предварительных заказов, чтобы получить подкрепления и сдавать излишки, для этой цели коммерческие банки используются данные из прогнозов кассовых оборотов по кварталам.

Из касс РКЦ наличные деньги направляются в кассы коммерческих банков, часть которых могут быть переданы другим банком на платной основе, а остальное выдается клиентам.

Наличные деньги, находящиеся в кассах предприятий, рассчитываются между собой, и передаются населению в виде заработной платы, страховых возмещений, пенсий и пособий и т.д.

При этом люди используют полученные деньги от предприятия для погашения долгов, выплачивают налоги, сборы, страховые платежи, квартальные платы и коммунальные услуги, погашения ссуд, покупки товаров и т.п.

Отсюда следует, что деньги передаются либо непосредственно кассам коммерческих банков, либо кассам предприятий торговли и предприятий, оказывающих услуги населению.


Для каждого предприятия устанавливаются лимиты остатка наличных денег в их касс. В случае количество денег, находящихся в кассах превышает лимит, то они должны сдаваться в тот банк, который обслуживает данное предприятие. Аналогично для коммерческих банков, когда сумма наличных денег превышает лимит, банк сдает эти «лишние» деньги в РКЦ, с того момента, считается, что они переданы в резервные фонды и изымаются из обращения [12, 33].

Для совершения кассовых операций коммерческий банк самостоятельно определяет количество кассовых помещений, их расположение и планировка. Помещение для кассовых операций должны располагаться удобно и комфортно как для работников кассы, так и для клиентов. Необходимо исключить возможность нахождения в рабочем зоне кассира посторонних лиц, в том числе работников банка, не связанных с проведением кассовых операций, а также подглядывания клиентов за погрузкой наличных денег между помещениями для совершения операций с ценностями [11, 32].

Коммерческие банки регулярно отправляют письменное сообщение территориальным учреждениям Центрального банка России о суммах минимального остатка хранения наличных денег для того, чтобы обеспечить своевременное обслуживание клиентов при совершении кассовых операций и эффективной работы с наличными денежными средствами.

Коммерческий банк учитывает особенности своей организации кассы, объемы среднедневных оборотов наличных денег, проходящих через кассы банка, в том числе по операциям с применением программно-технических средств для определения количества минимального остатка хранения наличных денег. Важно, чтобы с одной стороны эта сумма обеспечивала выдачу денег клиентам во время, и с другой стороны эта сумма не должна быть меньше суммы минимального остатка хранения наличных денег в конце рабочего дня. Новые коммерческие банки на основании прогноза оборотов наличных денег будут устанавливать минимальный остаток хранения наличных денег [8, 62].

В соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются кассовые операции, перевозки и инкассации наличных денег на основании договоров. Инкассационные денежные средства, в том числе сданные клиентами через автоматические сейфы, банки зачисляют на банковские счета клиентов, открытые в этих или иных коммерческих банках.

Эффективность работы банков во многом определяется качеством обработки наличных денег. Способность быстро и надежно обрабатывать возрастающие объемы наличности создает возможность расширения сети отделений, филиалов, привлечения дополнительных клиентов [10].