Файл: Общие положения по выполнению кассовых операций. Понятие операционной кассы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кассовые операции связаны с получением, выдачей, хранением и перевозкой наличных денег. Значение банковских кассовых операций: от них зависят формирование кассовой наличности в хозяйстве, соотношение денежных средств между различными активами, статьями. Помимо этого, кассовые операции определяют пропорции между массой бумажных купюр и разменной монетой [14, 35].

Проведенное исследование целей, функций, принципов, подходов, методов кассовой работы коммерческого банка, а так же ее методического обеспечения определило необходимость ее совершенствования на основе разработки концепции управления и определения индикативных показателей кассовой работы коммерческого банка как центра ответственности, предусматривая:

- использование системного подхода к организации, планированию и управлению кассовой работой банка;

- совершенствование методологии управления кассовой работой и организационной структуры, позволяющий реализовать процессный подход к управлению кассовой работой, как условие повышения эффективности;

- внедрение в практику кассовой работы управления операционными рисками, основывающееся на использовании мотивационных методов;

- разработку системы экономических нормативов трудоемкости, затрат и лимитов, позволяющих оценить и повысить эффективность кассовой работы и использовать принципы моделирования финансовых результатов в стратегическом аспекте;

- использование современных IT-технологий на базе повышения уровня технологизации кассовой работы;

- разработку и реализацию концепции экономического взаимодействия с другими подразделениями банка, включая: участие в бюджетировании тарификации банковских услуг; совершенствование и повышение эффективности инкассации; обслуживание сети банкоматов (ПТК) [10].

В исследовании проблемы организации и повышения эффективности кассовой работы коммерческого банка особое внимание следует уделить вопросам совершенствования структуры управления кассовой работой коммерческого банка с учетом реформирования банковской деятельности.

Не смотря на большое количество работ, посвященных организации банковской деятельности, организация кассовой работы коммерческих банков, как системы обслуживания налично-денежного оборота, изложена справочно, поэтому данное направление требует развития и детального исследования [13, 81].

Главной проблемой являются отсутствие системного подхода к управлению кассовой работой, который позволил бы рассматривать ее как самостоятельное направление банковской деятельности, определяя направления ее совершенствования на основе изучения взаимосвязи и взаимообусловленности факторов повышения эффективности кассовой работы, ее качества и снижения рисков.


Эффективность работы банков во многом определяется качеством обработки наличных денег, то есть напрямую связана с эффективностью его кассовой работы. Поэтому все усилия должны быть направлены на улучшение управления наличностью, что является основополагающим при обеспечении налично-денежного оборота.

Развитие банковской розницы (потребительское и авто кредитование, различные системы переводов, прием коммунальных и других видов платежей) существенно увеличили входящий поток денежной наличности и трудоемкости его обработки. Наличие большого числа клиентов, совершающих операции по взносам наличности, их неоднородность (по составу, по времени обращения в банк), затрудняют организацию равномерной работы кассовых подразделений, что приводит к замедлению обработки наличности и снижению ее оборачиваемости.

2.2 Обслуживание налично-денежного обращения в коммерческом банке

Кассовые операции выполняются в операционной кассе. В отделениях банка в состав операционной кассы входят:

- приходно-расходные кассы;

- кассы для размена денег;

- вечерние кассы;

- кассы пересчета денежной наличности.

Вопрос о структуре операционной кассы и численности кассовых работников решается Региональный руководитель.

Для обеспечения своевременной выдачи наличных денег со счетов предприятий и организаций, а также со счетов по вкладам граждан, каждому банку устанавливается сумма минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня – лимит остатка операционной кассы банка. Фактический остаток наличных денег в операционной кассе не должен быть ниже установленного [9, 84].

Минимальный остаток наличных денег в операционной кассе банке устанавливается территориальным учреждением Банка России или по его поручению расчетно-кассовым центром (РКЦ), исходя из объема оборота наличных денег, проходящих через кассу банка, графика поступления денежной наличности от клиентов, порядка ее обработки и других особенностей организации налично-денежного оборота банка.

Каждый банк должен организовать внутрибанковский налично-денежный оборот рационально, т.е. в максимальной степени удовлетворять потребности по выдаче денег клиента банка за счет собственных кассовых поступлений, не обращаясь в Банк России за подкреплением. Выполнение этой задачи осуществляется в ходе составления каждым коммерческим банком прогноза кассовых оборотов на квартал с распределением по месяцам.


Прогноз кассовых оборотов банка составляется по источникам поступления наличных денег (торговая выручка, выручка пассажирского транспорта, выручка зрелищных предприятий, поступление налогов и сборов и др.) и по направлениям их выдач (на заработную плату, на стипендии, на выплату пенсий, пособий и страховых возмещений, выдачи со счетов по вкладам граждан и др.) [11].

Прогнозные расчеты ожидаемых поступлений наличных денег в кассу банка и их выдач из кассы составляются банком на основе динамических рядов отчета банка о его кассовых оборотах, а также на основе получаемых от обслуживаемых предприятий кассовых заявок.

Кассовая заявка предприятия, в конечном счете, должна показать банку, с одной стороны, сколько наличных денег из касс банка. Кассовая заявка имеет два раздела:

- В 1-ом разделе отражаются все суммы поступления наличных денег в кассу предприятия (кроме сумм, полученных из банка) по отдельным статьям кассового прогноза банка (торговая выручка, выручка пассажирского транспорта, выручка зрелищных предприятий и др.), а также указывается, какие суммы из этой выручки будут сданы в банк.

- Во 2-ом разделе кассовой заявки клиента приводится расчет ожидаемых выплат заработной платы, стипендий, выплат социального характера, пенсий, пособий соцстраха и выдач на другие цели [15].

Кроме собственно кассовых заявок предприятия должны подать в банк дополнительные расчеты к ним: торговые организации - сведения о поступлении торговой выручки; транспортные, зрелищные, коммунальные, предприятия бытового обслуживания – сведения о поступлении денежной выручки от соответствующих услуг; финансовые органы – сведения о поступлении налогов и сборов и т.д.

Расчеты ожидаемых поступлений наличных денег в кассу банка и их выдач из кассы составляются ежеквартально с распределением по месяцам. Итоги кассовых оборотов по приходу и расходу сообщаются банком Расчетно-кассовому центру, в котором ему открыт корреспондентский счет, за 14 дней до начала планируемого квартала [19].

Расчетно-кассовый центр составляет свой прогноз кассовых оборотов по приходу, расходу и эмиссионному результату в целом по обслуживаемым банкам и за 7 дней до начала квартала сообщает его территориальному учреждению Банка России. Прогнозируемые на предстоящий квартал кассовые обороты банков в целом по региону собираются территориальным учреждением Банка России для сведения Департаменту регулирования денежного обращения ЦБ РФ за 3 дня до начала прогнозируемого квартала [4].


В целях равномерного использования кассовых ресурсов каждое учреждение банка на основании сведений предприятий о размерах и сроках выплаты заработной платы ежегодно составляет календарь выдач наличных на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии. Расчет делается на каждый месяц года по всем числам месяца, исходя из предстоящих (расчетных) выдач наличных денег в мае и ноябре, и не позднее 20 марта и 20 сентября представляется банком территориальному учреждению Банка России.

Кассовое обслуживание в банке разделяется по двум категориям:

1) кассовое обслуживание физических лиц;

2) кассовое обслуживание юридических лиц.

Кассовое обслуживание физических лиц

Прием и выдача денежной наличности по операциям с физическими лицами производится на основании приходных и расходных кассовых ордеров.

Порядок оформления приходных и расходных кассовых ордеров определен Положением № 630-П и (или) в иных внутренних нормативных документах Банка, регулирующих вопросы совершения отдельных банковских операций.

При осуществлении операций по приему, выдаче денежной наличности физическому лицу, находящемуся на обслуживании, осуществляется его идентификация в соответствии с требованиями следующих документов:

- Федеральный закон от 07.08.2001г. №115-Ф3 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

- «Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Редакция 3)» № 881-5-р [6].

При приеме наличных денежных средств от физических лиц для осуществления переводов без открытия банковского счета кассовый работник с использованием АС ВСП ведет «Реестр сумм принятой денежной наличности для осуществления перевода денежных средств» ф.№350 [4].

Кассовое обслуживание юридических лиц

Прием денежной наличности от Организаций в кассу ВСП осуществляется:

- денежной наличности Банка России;

- денежной наличности иностранных государств.

Выдача денежной наличности Организациям из кассы ВСП осуществляется:

- денежной наличности Банка России – по денежному чеку.

- денежной наличности иностранных государств – по расходному кассовому ордеру.

Для определения объема, источников поступлений наличных денег в кассы коммерческих банков и направлений их выдач, а также выпуска или изъятия их из обращения в областях, краях, республиках и в целом по России составляется прогноз кассовых оборотов на квартал.


Коммерческие банки для определения потребности в наличных деньгах составляют прогнозные расчеты ожидаемых поступлений в их кассы наличных денег и выдач наличных денег на основании динамических рядов «Отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций» или на основе получаемых кассовых заявок от обслуживаемых предприятий.

Расчеты ожидаемых поступлений наличных денег в кассы коммерческих банков и их выдач составляются ежеквартально с распределением по месяцам. Итоги кассовых оборотов по приходу и расходу сообщаются РКЦ, в котором открыт корреспондентский счет (субкорреспондентский счет) коммерческого банка, за 14 дней до начала прогнозируемого квартала.

РКЦ составляют прогнозы кассовых оборотов по приходу, расходу и эмиссионному результату в целом по обслуживаемым коммерческим банком на основе анализа оборотов наличных денег проходящих через их касс, и получаемых от коммерческих банков сообщений об ожидаемых оборотах наличных денег. Расчет осуществляется ежеквартально с распределением по месяцам и за 7 дней до начала квартала сообщаются территориальному Банку России. Данные по прогнозе расчетов ожидаемой эмиссии денег используются РКЦ при составлении заявок на подкрепление оборотной кассы.

Обработка наличности является одним из наиболее трудоемких и дорогостоящих процессов. Для сокращения операционных расходов на обработку наличности коммерческие банки стремятся автоматизировать процессы пересчета денег, проверки их подлинности и др. путем сокращения ручного труда и расширения спектра розничных услуг, например, современные банки запускают интернет-банк и онлайн-банк для того, чтобы клиенты смогли совершать банковские операции из дома, офиса на любом техническом устройстве.

Глава 3. Тенденции развития расчетно-кассового обслуживания клиентов

Значимая роль в развитии экономики принадлежит коммерческим банкам. Они являются серьезными финансовыми институтами, аккумулирующие огромные объемы денежных средств. В настоящее время в экономическом развитии Российской Федерации банки не принимают активного участия, которое характерно для банков с хорошо развитой рыночной экономикой, они больше сосредоточены на сокращении расходов и удержании стабильного уровня доходов.