Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации гостиницы «Лапландия».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 1268

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внутренний анализ – это большое количество взаимосвязанных переменных, которые могут быть объединены в несколько групп, где важнейшими будут: ресурсы и организация корпорации; рынки и сбыт; финансирование; производство, операции и технические аспекты; персонал [12, C. 72]. Рассмотрим последовательно компоненты, пли факторы, каждой группы.

Перечисленные выше факторы не исчерпывают тему анализа, однако представляют ключевые проблемы, которые нужно принимать во внимание при проведении внутреннего анализа.

Значение внутреннего анализа трудно переоценить. Как часть стратегического анализа он не только обеспечивает основу процесса стратегического управления, но и дает организации идеи будущей стратегии, приспосабливая ее преимущества к благоприятным возможностям окружающей среды в будущем. Он также позволяет компании учитывать и воздействовать на ее слабые стороны.

Ключевые элементы внутреннего стратегического анализа организации перечислены ниже. К ним относятся:

  1. цели (задачи);
  2. структура организации;
  3. финансовые ресурсы;
  4. трудовые ресурсы;
  5. производственная деятельность;
  6. сбыт;
  7. исследования и разработки.

Цели (задачи) часто определяются как эталонные точки для оценки показателей развития корпорации. Их характеристики: измеримость, достижимость, уместность и коммуникативность. Они должны сделать возможным измерение корпоративных показателей. Часто проводят разграничение между широкими и узкими, заявленными и реально существующими целями. В литературе по стратегическому менеджменту обычно под целями понимают жестко определенную последовательность действий для достижения узко конкретных, локальных целей. Однако есть и другое представление, трактующее цели широко, причисляя к ним, например, формулировку глобальных целей, которые могут быть более полезны для фокусировки стратегии, чем для использования в качестве средства измерения достижения целей. [14, C. 43]

Важнейшая цель внутреннего анализа – выявление соответствия между структурой организации и реализуемой ею стратегией, между которыми существует определенная связь. А. Чандлер (1962), например, обнаружил, что изменение в стратегии позднее приведет к определенному изменению структуры и выделил несколько важных предположений:

организации с ограниченными рынками сбыта продукции и простыми операциями имеют тенденцию к формированию линейно-функциональной структуры и в вопросах стратегии централизованы.


По мере развития организации появляется тенденция к децентрализации ее структурных подразделений.

Процесс внутреннего анализа должен быть сосредоточен на вопросе, подходит ли структура организации следованию и реализации стратегии.

Анализ организационной структуры – это, прежде всего, анализ результатов работы, которые тесно связаны со структурными проблемами. Для выяснения, в какой мере структура соответствует целям организации, целесообразно получить отпеты на вопросы, подобные следующим:

  • На основе каких принципов выделяются подразделения компании?
  • Какой объем продукции производят отдельные подразделения?
  • Соответствуют ли результаты деятельности этих подразделений показателям эффективности и прибыли, получаемым компанией в целом? [16, C. 75]

Финансовые ресурсы, как и структура, являются основой обеспечения стратегии корпорации. В этом контексте работа финансовых служб состоит из действий, связанных с финансированием производства компании и порядком использования этих средств.

Важнейшая задача деятельности в области трудовых ресурсов состоит в обеспечении того, чтобы организация располагала требуемым количеством персонала необходимого уровня и чтобы персонал соответствовал потребности стратегии.

В контексте реализации стратегии организации необходимы работники, которые обладают следующими качествами, способностями, навыками:

  • привержены целям организации, верят в ее ценности;
  • компетентны в работе;
  • обеспечивают экономию затрат;
  • могут обеспечить стратегическое изменение;
  • обладают навыками, которые являются источниками конкурентного преимущества организации.

Производственная деятельность является основной функцией любой организации и представляет собой превращение исходных материалов в товары и услуги, которые можно реализовать на рынке.

Стратегическая значимость производственной деятельности определяется следующим:

  • гибкостью и готовностью к внесению изменений в производственную и оперативную деятельность;
  • наличием и быстрым внедрением в производство высоких технологий и автоматизации;
  • удовлетворением потребностей и ожиданий покупателей;
  • обеспечением высокого качества при минимальных затратах, а также быстрой и надежной доставкой товаров или услуг.

Наиболее успешные организации постоянно вводят прогрессивные новшества во все области деятельности. Собственные исследования и разработки являются одним из путей к этому. Необходимость исследований и разработок для организаций вызывают обстоятельства, когда исследования и разработки:


  • подразумевают вложения, для которых необходимо найти соответствующий им уровень финансирования;
  • обеспечивают другие стратегии или методы их обеспечения, касающиеся совершенствования продукции.

Ключевое стратегическое решение предполагает ответы на вопросы, сколько расходовать на исследования и разработки и как распределять эти ресурсы. Вопросы, которые нужно учитывать, когда оценивается подобная деятельность, включают следующие:

  1. Имеют ли исследования и разработки четкую рыночную ориентацию?
  2. Какова технологическая компетенция данной службы?
  3. Каков уровень знаний и опыта тех, кто руководит и проводит исследования и разработки?
  4. Пригодна ли структура исследований и разработок?
  5. Насколько успешна деятельность службы по исследованиям и разработкам?

Подводя итоги раздела, можно сделать выводы, что анализ внутренней и внешней среды организации составляет значимую часть стратегического управления.

ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГОСТИНИЦЫ «ЛАПЛАНДИЯ»

2.1 Анализ внешней среды гостиницы «Лапландия»

Отель «Лапландия» представляет собой современный гостиничный многофункциональный комплекс расположенный на центральной площади города Мончегорска, располагающего уникальными достопримечательностями: горнолыжный курорт, музей истории города Мончегорска, лапландский государственный природный биосферный заповедник, музей цветного камня, музей гномов, кафедральный собор Вознесения Господня, памятник Защитникам Заполярья, памятник покорителям Монче-тундры.

Начиная с 2010 года отель «Лапландия» пополнил список достопримечательностей Мончегорска. Полностью реконструированное здание гостиницы отвечает всем современным стандартам. К услугам гостей 86 номеров оснащенных комфортной мебелью, ресторан с европейской кухней, лобби-бар, салон красоты, сауна, интернет-клуб, конференц-зал, рассчитанный на 90 человек и торговый центр.

Анализ внешней среды любого предприятия состоит из анализа его макро- и микроокружения.

Для проведения анализа макроокружения необходимо рассмотреть следующие составляющие: экономическая, политико-правовая, социальная, технологическая. В качестве инструмента анализа используется PEST-анализ.


PEST-анализ – это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.

В сфере гостиничного хозяйства широко применяются правовое и административное регулирование. Одним из важнейших направлений деятельности государства в целях регулирования гостиничного хозяйства является разработка нормативно-законодательной базы его функционирования и обеспечение условий реализации законодательства.

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Трудовой кодекс РФ.
  3. Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300.
  4. Федеральный закон РФ «Об основах туристической деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ.
  5. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 N 115-ФЗ.
  6. Федеральный закон от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании».
  7. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
  8. Закон Мурманской области от 27.05.2008 № 977-01-ЗМО «О содействии развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Мурманской области».
  9. «Правила предоставления гостиничных услуг в РФ» от 25 апреля 1997 года № 490.
  10. ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» от 1 июля 1994 года
  11. ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» от 1 января 1999 года.

По данным, полученным в результате проведенного PEST-анализа, видно, что макроокружение весомо влияет на деятельность гостиницы «Лапландия» (рис. 1).

Политика, P

Отель «Лапландия» является предприятием малого бизнеса, ужесточение требований законодательства может привести к тому, что предприятие не сможет противостоять «натиску» со стороны крупных федеральных гостиничных сетей.

Политическая нестабильность в стране может негативно сказаться на экономических факторах развития рынка гостиничных услуг, а также на планировании деятельности отеля «Лапландия».

Экономика, E

При увеличении инфляции возрастут цены на услуги. Снижение покупательской способности потребителей соответственно может привести к некредитоспособности, т.к. нет работы, потребителям не выплачивают заработную плату, они не смогут пользоваться услугами отеля, что негативно скажется на финансовом состоянии предприятия.

В случае увеличения налогов и арендной платы, предприятие может обанкротиться. При этом возможен рост цен на услуги, что в дальнейшем уменьшит количество клиентов.

Социум, S

Снижение уровня рождаемости и повышение уровня смертности, может оказать влияние на предприятие; миграция, трудоспособность населения также будет оказывать воздействие; имидж компании и узнаваемость бренда, привлекает клиентов; реклама должна быть не дорогой и соответствовать течением времени.

Технология, T

Использование устаревших технологий в отеле «Лапландия» приведет к увеличению издержек и цен, а увеличение цен, к сокращению числа потребителей, ведь потребители не станут пользоваться такими услугами.


Рисунок 1 – PEST-анализ отеля «Лапландия»

За одиннадцать месяцев 2018 года коэффициент рождаемости сложился на уровне января-ноября 2017 года и составил 11,8 родившихся на 1000 населения. Общий коэффициент смертности сократился с 11,3 умерших на 1000 населения в 2017 году до 11,0 в 2018 году (на 2,7 %).

В прогнозном периоде демографическая ситуация в Мурманской области будет формироваться под воздействием продолжающегося сокращения численности женщин фертильного возраста и населения в трудоспособном возрасте в сочетании с миграционным оттоком. Прогнозируется, что миграционная убыль может снижаться за счет привлечения трудовых ресурсов и снижения миграции местного населения в связи с реализацией инвестиционных проектов. Миграционный отток к 2020 году сократится почти на 1000 человек по сравнению с 2017 годом.

Складывающиеся тенденции в экономике и демографической ситуации в регионе непосредственно скажутся на функционировании рынка труда. Сокращение трудового потенциала, обусловленное снижением численности населения в трудоспособном возрасте, потребует повышения уровня трудового участия лиц старше трудоспособного возраста.

В регионе продолжает сохраняться позитивная динамика темпов роста денежных доходов населения. По данным Мурманскстата в 2018 году среднедушевые денежные доходы населения составили 31,7 тыс. рублей в месяц против 28,6 тыс. рублей в 2017 году, их реальное наполнение возросло на 4,2 %, что обусловлено следующими факторами:

  • во-первых, увеличением заработной платы работников бюджетной сферы (в среднем на 16,6 %) за счет проведения индексаций оплаты труда в октябре 2017 и 2018 годов и в связи с принятием мер по повышению уровня оплаты труда в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
  • во-вторых, увеличением заработной платы во внебюджетных секторах экономики, на которые приходится основная доля среднесписочной численности работников (наиболее значительные темпы роста в следующих видах деятельности: обрабатывающие производства – на 14,2 %, добыча полезных ископаемых - на 12,5 %, транспорт и связь – на 10,4 %, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – на 9,5 %).

Ситуация на рынке труда характеризовалась положительной динамикой по сравнению с 2017 годом. В среднем за 2018 год статус безработного имели 6,9 тыс. человек, что ниже уровня 2017 года на 17,1 %, при этом численность экономически активного населения сократилась на 0,7 %.