Файл: Формы контроля деятельности банков на валютном рынке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Органы и агенты валютного контроля, их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:[3]

- проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

- проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

- запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;

- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

- применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций определены статьей 14 Закона №173-ФЗ от 03.07.2016 (с изменениями, вступившими в силу с 01.10.2019). В частности, данной статьей установлено, что резиденты вправе без ограничений открывать банковские счета в иностранной валюте в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения таких счетов устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Расчеты при осуществлении валютных операций производятся резидентами через эти счета, причем расчеты могут производиться в любой иностранной валюте с проведением в случае необходимости конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет.

Статьей 15 Закона №173-ФЗ от 03.07.2016 (с изменениями, вступившими в силу с 01.10.2019) установлен порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг. В соответствии со статьей 16 Закона №173-ФЗ от 03.07.2016 (с изменениями, вступившими в силу с 01.10.2019) в случаях, установленных данным законом резиденты и нерезиденты обязаны выполнить требование о резервировании, причем применительно к одной валютной операции не может быть установлено более одного требования о резервировании.

Сумма резервирования вносится в валюте Российской Федерации, расчет суммы резервирования по валютной операции в иностранной валюте осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому ЦБ РФ на день ее внесения. При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты согласно статье 19 Закона №173-ФЗ от 03.07.2016 (с изменениями, вступившими в силу с 01.10.2019 обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами, обеспечить:


- получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданную им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

- возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданную информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Случаи, когда резиденты имеют право не зачислять на свои счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации перечислены в пункте 2 статьи 19 Закона №173-ФЗ от 03.07.2016 (с изменениями, вступившими в силу с 01.10.2019).

Между валютными отношениями и экономикой существует прямая связь, заключающаяся в их взаимном влиянии. Поэтому регулирование валютных отношений следует рассматривать в системе управления экономикой. А поскольку определяющая роль в управлении экономикой как единой целостной системой принадлежит государству, то и в сфере валютных отношений регулирующие функции также осуществляет государство.

Одним из инструментов регулирования в системе валютных отношений является валютная политика страны. Валютная политика является составной частью общей экономической политики страны и служит инструментом расширения внешнеэкономической деятельности и мирохозяйственных связей.

В зависимости от целей различают текущую и долговременную (структурную) политику. Задача текущей валютной политики заключается в обеспечении нормального функционирования национальных и международных валютных механизмов, в оперативном регулировании валютного курса, валютных операций, валютного рынка.

Долгосрочная (структурная) валютная политика охватывает довольно продолжительный период времени и представляет собой комплекс мер, направленных на осуществление последовательных изменений таких ключевых элементов валютной системы, как порядок проведения международных расчетов, режим валютных курсов и паритетов, использование золота и резервных валют, международных платежных средств.

Традиционным элементом валютной политики государства является регулирование режимов валютного курса и конвертируемости валют. Эти вопросы являются объектом как национального, так и межгосударственного регулирования.


1.2 Валютное законодательство России и его эволюция

Одним из важнейших направлений финансовой политики России, как и любого другого государства, было и остается регулирование отношений, связанных с валютными ценностями, - валютных отношений. Система валютного регулирования и валютного контроля является одной из составляющих общей системы финансово-правового регулирования, инструментом реализации кредитно-финансовой политики государства.

Под валютным регулированием здесь понимается деятельность компетентных органов государственной власти и управления по закреплению в законодательстве Российской Федерации:

  • порядка совершения валютных операций резидентами и нерезидентами на территории РФ и резидентами за ее пределами;
  • порядка образования централизованного валютного фонда страны;
  • порядка ввоза и вывоза российской и иностранной валюты;
  • прав и обязанностей юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;
  • ответственности за нарушение валютного законодательства;
  • полномочий и функций органов и агентов валютного контроля;
  • а также всех иных правоотношений, связанных с валютными ценностями.

В истории валютного регулирования РФ последнего двадцатилетия условно можно выделить пять этапов[4] (таблица 1 “Этапы развития государственного регулирования валютных отношений в России”, Приложение 1).

Первый этап - до 1986 года - обладал всеми характерными чертами валютной монополии государства. В это время имела место полная централизация валютных доходов от экспорта, который в свою очередь был монополизирован государством, от имени и за счет которого на мировых рынках выступали государственные внешнеторговые объединения.

Выручка от экспорта в иностранной валюте концентрировалась на счетах одного банка-монополиста, обслуживающего все международные расчеты СССР - Внешторгбанка СССР (позднее Внешэкономбанка). Использование доходов от экспорта, сумм привлеченных валютных кредитов и накопленных золотовалютных резервов осуществлялось на основе планового распределения средств государством в лице Госплана СССР, Минфина СССР, Госбанка СССР в соответствии с потребностями регионов и отраслей.


Валютные планы государства (источники и объемы поступлений, направления и суммы расходов) утверждались в составе народнохозяйственных планов Верховным Советом СССР. Министерства, ведомства, предприятия, местные органы власти расходовали выделенные инвалютные средства в пределах установленных им лимитов, в процессе использования соответствующих смет.

При этом наблюдалась практически полная изолированность внутреннего товарного и денежного рынка от мировых рынков товаров, услуг и капиталов. Это проявлялось, например, в уровне курса рубля к иностранным валютам, который к началу 80-х годов ни в коей мере не отражал экономических и ценовых пропорций, а служил лишь инструментом пересчета внешнеторговых цен в рубли для ведения учета в национальной валюте.

Наличие централизации в управлении валютными ресурсами государства; минимальное число непосредственных участников внешнеэкономической деятельности, обслуживаемых в основном через один банк, - все это не требовало механизма валютного регулирования, характерного для стран с рыночной экономикой - это было прямое администрирование, государственное "командование" внешнеэкономической деятельностью.

Второй этап развития валютного регулирования начался в 1986 году децентрализацией внешнеэкономической деятельности, когда практически все субъекты хозяйственной деятельности получили право выхода на внешние рынки. Была установлена и стала развиваться система так называемых "валютных отчислений", когда поступления в иностранной валюте делились в определенных пропорциях между государством и непосредственным производителем (владельцем) экспортной продукции. [5]

Предприятия, поставлявшие товары (работы, услуги) на экспорт, стали получать в свое распоряжение иностранную валюту, зачисляемую в "валютные фонды" на балансовые и внебалансовые валютные счета (позднее только балансовые). В рамках этой системы, действовавшей до 1991 года, валютные фонды предприятий, как правило, формировались за счет отчислений по установленным нормативам их валютной выручки от реализации готовой продукции и услуг, а также всей выручки от операций по кооперированным поставкам на экспорт.

Однако действовавшая система формирования валютных фондов предприятий, основанная на использовании отраслевых нормативов, не обладала должной избирательностью в области стимулирования экспортных поставок товаров более глубокой степени обработки, побуждала предприятия осуществлять экспорт по каналам, обеспечивающим максимальное начисление средств в их валютные фонды (бартерные сделки, приграничная и прибрежная торговля), а также с предприятиями, имеющими более высокий отраслевой норматив валютных отчислений, в том числе с совместными.


Сырьевые отрасли промышленности формировали свои валютные фонды лишь от сверхпланового экспорта, а по отдельным товарным группам отчисления в валютные фонды полностью отсутствовали.

В этой связи на 1991 год была введена новая система формирования фондов предприятий, которая предусматривала: создание валютных фондов для предприятий всех отраслей народного хозяйства; переход от отраслевого к товарному принципу установления валютных отчислений, при этом имелись в виду оставление большей доли валюты предприятиям по мере повышения степени обработки товара при экспорте и установление единого норматива по всем видам валют.

Однако, учитывая сложное положение с платежным балансом страны, когда значительная часть поступлений должна была идти на покрытие внешнего долга страны, все предприятия, организации и объединения независимо от форм собственности, ведомственной или территориальной принадлежности (за исключением предприятий с участием иностранного капитала) должны были в обязательном порядке продавать 40% своей валютной выручки от экспорта товаров и услуг Внешэкономбанку СССР с ее оплатой в рублях по коммерческому курсу.

Из оставшейся части валютных поступлений по ставкам, установленным в соответствии с указанными выше принципами, формировались валютные фонды предприятий.

Число участников внешнеэкономической деятельности и разнообразие форм их участия в осуществлении этой деятельности существенно возросли в 1988-1990 годах с началом бурного развития совместного (с участием иностранного капитала) предпринимательства на территории страны. Другой качественный скачок в процессе интеграции в мировую экономику был сделан начавшейся широкомасштабной реформой банковской системы.

Появилось большое число независимых от государства коммерческих банков, получивших право открытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения международных расчетов. В течение нескольких лет отсутствовал специальный орган валютного регулирования, а источниками валютного законодательства служили решения Совета Министров СССР, а также издаваемые нормативные акты министерств и ведомств.

Нарушение планового характера валютных отношений страны с внешним миром, быстрое расширение круга предприятий-участников внешнеэкономических связей и банков, осуществляющих их валютное обслуживание, привели к пониманию необходимости специального законодательного регулирования валютных отношений, создания единых правил совершения валютных операций. Это послужило основанием для начала разработки в 1990 году закона "О валютном регулировании".