Файл: Особенности профессиональной мотивации служащих организации (подробно).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 456
Скачиваний: 7
Введение
Без мотивации не достичь успеха, не достичь удовлетворенной и счастливой жизни.
Целью данной работы является исследование специфики профессиональной мотивации представителей профессий технической и гуманитарной направленности и факторов, влияющих на структуру профессиональной мотивации.
Задачи данной работы следующие:
- раскрыть представления о потребностях и мотивах;
- разобрать несколько теорий и видов профессиональной мотивации;
- выявить различия профессиональной мотивации у представителей профессий разных областей;
- рассмотреть методологические основания и методы исследования.
Предметом курсовой работы является профессиональная мотивация работников организации.
В курсссовой работе использованы достоверные источники в основном в виде учебников, учебных пособий для вузов, словарей, справочников и энциклопедий различных авторов – психологов, кандидатов психологических наук и ученых.
1. Определение профессиональной мотивации
1.1. Потребности и мотивы
Поведение человека и животных имеет такую характерную черту, как целенаправленная активность. Специалистов по психологии, философии и биологии, как и представителей параллельных наук постоянно занимал вопрос источника целенаправленной активности человека и животных.
Основным определением, отражающим суть инициации поступков и действий, считается понятие потребности. Потребность в современной психологии подразумевается как нужда человека или животного в чем-то, в частности «в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития» [18, с.465].
В структуре потребности акцентируются две ведущих элемента:
- Сущность потребности – «совокупность тех объектов материальной или духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена» [18, с.466]. Предметное содержание потребностей «определяет связь человека с окружающим миром и его зависимость от него» [28, с.518]. С ним так же связана избирательность реагирования человека и животных именно на то, что составляет предмет потребностей [18, с.465].
- Возникающее при присутствии актуальной потребности напряжение. Когда человек чувствует необходимость, это в основном относится к наличию у него «более или менее мучительного напряжения, беспокойства» [28, с.518].
В зависимости от созданных потребностей развиваются мотивы. «Если потребность – это определенное напряжение, вызванное нуждой в чем-то, но она еще не определяет направление активности субъекта, то мотив выступает как побуждение к действию, как стремление к удовлетворению потребности, это готовность психики, направляющая к определенной цели» [10, с.158-159]. При таких обстоятельствах, в мотивах Определяются методы пресыщения проявленных потребностей и, непосредственно, предстоящие конкретные формы поведения и виды деятельности человека, базой которых оказались возникшие потребности: «Если потребности составляют сущность, механизм всех видов человеческой активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности» [35, с.414].
Собственно из-за этого, после потребности приходит мотив, а за ним – намерение и побуждение человека вести себя соответственно. Таким образом следует подчеркнуть, что мотивы представляют собой не статичные, неизменные, а динамические образования: «В процессе совершения поведенческих актов мотивы … могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации» [29].
Выделяются мотивационные состояния, стимулирующие направленную активность человека [32]: интересы (мотивационные проявления познавательных потребностей личности, побуждающие к соответствующей познавательной деятельности), желания (потребности, соотнесенные с определенными объектами, позволяющими удовлетворить данные потребности), влечения (навязчивые тяготения к определенным группам объектов), склонности (преобладающие стремления к определенным видам деятельности), стремления, намерения, цели, ценности и т.п.. Иногда отдельно рассматривают регуляторы поведения – внешние социально-психологические факторы, влияющие на направление активности человека: «Мотиваторы поведения обладают силой, побуждающей к совершению техилииныхдействий,поступков. Регуляторы также обладают качеством силы, но в значении препятствия, ограничения и управления влечением и желанием. Нормы, традиции, обычаи, правила и законы среды, в которой живетчеловек,представляютсобой,образноговоря, «стенкилабиринта», направляющиеиуправляющиепоиском «выхода». «Выход»мотивирует,а «стенки лабиринта»регулируютнашеповедение» [11].
В то же время «любая деятельность – будь то труд, познание, общение и т.д. – полимотивирована. Она побуждается не одним-единственным мотивом, а их совокупностью. Некоторые мотивы взаимно дополняют друг друга, некоторые находятся в конфликте. Они то усиливают друг друга, то искажают деятельность человека, отчего он, в конце концов, затрудняется определить, почему он поступил так, а не иначе. Мало того, многие мотивы человеком не осознаются» [32]. Полная система побуждений активности человека называется мотивацией.
В данный момент в психологии слово «мотивация» применяется в основном в двух смыслах, с первого взгляда отличающихся по значению [29]:
- Мотивация – это вся совокупность факторов, детерминирующих, организующих и направляющих поведение человека (совокупность потребностей, мотивов, целей, намерений, идеалов, убеждений и мн.др.) [9, с.65].
- Мотивация – это процесс стимуляции и детерминации, побуждения поступков человека и удержания поведенческой активности на конкретном уровне на определенное время. Именно поэтому мотивация представляет собой «процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности» [25, с.191-192].
Наиболее детальный анализ вышеперечисленных позиций к понятию определения мотивации позволяет сделать вывод, что отсутствуют противоречия между этими позициями. Авторы перечисленных определений наблюдают то же самое явление только в разных аспектах: во первых – со структурных позиций, во вторых – как динамичное явление. Более общее определение, содержащее в себе оба позиций, представлено Р.Немовым: «Мотивацию … можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность» [18, с.463]. Побуждение и регуляция поведения и деятельности человека постоянно обусловлены некоторыми причинами, из-за чего и категория причины, скорее всего, более к месту в понятии определения мотивации.
Есть различные классификации видов мотивации. Зачастую в литературе наблюдается классификация, в которой различают следующие виды мотивации [9, с.67-68; 18, с.463-464]:
- Интринсивная (внутреннеорганизованная, диспозиционная) – мотивация, обусловленная внутренними причинами: психологическими свойствами субъекта, его потребностями, установками, интересами, влечениями и т.п.
- Экстринсивная (внешнеорганизованная, ситуационная) – мотивация, обусловленная внешними по отношению к субъекту причинами: условиями жизнедеятельностями, обстоятельствами текущей ситуации.
В «чистом» виде мотивация почти не бывает конкретно интринсивной или экстринсивной. В основном поступки человека обусловлены системой внешних и внутренних факторов, тесно связанных друг к другу.
В другой классификации рассматривают положительную и отрицательную мотивацию поведения: «В.Г.Асеев считает, что важной особенностью мотивации человека является двумодальное, положительно-отрицательное ее строение. Эти две модальности побуждений (в виде стремления к чему-либо и избегания, в виде удовлетворения и страдания, в виде двух форм воздействия на личность – поощрения и наказания) проявляются во влечениях и непосредственно реализуемой потребности – с одной стороны, и в необходимости – с другой» [9, с.68].
Мотивация любого определяется личностными особенностями, и внешними факторами, в том числе важнее мотивационная сфера личности. Так как мотивация дает характер поведению и деятельности человека все время и часто понимается во многом ситуацией, то мотивационная сфера личности – это стабильные качества личности, пораждающие в различных условиях ее мотивацию.
Мотивационная сфера личности представляет собой динамичную систему: «Система ценностей и мотивов личности включает множество иерархически организованных и взаимосвязанных элементов. Она не является жестко заданной, а находится в состоянии постоянного развития и изменения» [27].
Поэтому, имменно мотивация является основой поведения и деятельности человека, и непосредственно мотивацией формируется выбор человека в различных ситуациях, что в результате определяет качество жизни.
Мотивация профессиональной деятельности – это «действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией» [21, с.386], или «совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей» [14].
Внешние и внутренние условия непосредственно влияют на мотивацию профессиональной деятельности (профессиональную мотивацию). Условия бывают постоянными и временными. В связи с этим профессиональная мотивация в то же время представляет собой и более или менее устойчивое и изменчивое, динамичное образование. На основе психологических качеств личности и внешних условий жизни - профессиональная мотивация того или иного человека возможно в общем сохраняться на протяжении всей жизни, или в целом измениться в течение некоторого времени.
Как правило, профессиональная мотивация проходит несколько этапов, каждый из которых обладает особенной структурой профессиональной мотивации [2; 9; 21]:
- Этап выбора профессии или специальности;
- Этап выбора места работы;
- Этап непосредственно реализации профессиональной деятельности.
Различают таким образом потенциальные этапы профессиональной переориентации, переподготовки и смены рабочего места (перехода с одной на другую работу).
Выполнение трудовой работы человека формируется в той или иной мере суммой мотивов, влияющих в процессе каждого из вышеперечисленных этапов: «мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к мотивам выбора места работы» [9, с.270].
Мотивация профессиональной деятельности значительно влияет на эффективность профессиональной деятельности. Самым важным фактором эффективности профессиональной деятельности, которая связана с профессиональной мотивацией, представляется сила актуальных мотивов в понятии мотивации. Как правило действие силы актуальных мотивов на качество профессиональной деятельности заключается в том, что эффективность деятельности «является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком» [29].
Более важным и сложным фактором эффективности деятельности со стороны профессиональной мотивации является удовлетворенность человека собственной деятельностью: «чувство выполненной работы и удовлетворенность от этого способствуют повышению результативности труда» [2, с.239-240]. Таким образом, как удовлетворенность деятельностью усиливает эффективность деятельности, так и эффективность деятельности повышает уровень удовлетворенности деятельностью.
1.2. Теории и виды профессиональной мотивации
В соответствии с разработанной Э.С.Чугуновой классификацией мотивов выбора профессии, различаются такие типы профессиональной мотивации как [9, с.272-273]:
- Доминантный тип профессиональной мотивации – представляет собой прочно интересующийся профессией тип. Интересы с субъективной стороны проявляют собой «в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, приобретшим значимость, узнать о нем еще больше, понять его» [33].
- Ситуативный тип профессиональной мотивации в основе которого лежит жизненная ситуация человека, которая характеризуется актуальностью острого типа: «В периоды экономического спада и массовой безработицы у людей может не быть выбора, и им, возможно, придется выбрать такую профессию, которая, по их мнению, позволит им найти работу и даст средства к существованию.» [12, с.719].
- Конформистский (суггестивный) тип профессиональной мотивации, которое предполагает уверяющее действие от близкого круга общения (советы семьи, приятелей, друзей). По данным отечественных психологических исследований, «25% ребят выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17% – по совету родителей, 9% – под влиянием средств массовой информации, еще 9% – руководствуются в своем выборе малозначительными факторами (например, близость к дому)» [21, с.374].