Файл: Формы контроля деятельности банков на валютном рынке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С вступлением в силу в марте 1991 года Закона СССР "О валютном регулировании" начался третий этап развития валютного регулирования. На уровне закона впервые в юридическую практику были введены такие понятия валютного регулирования как "валютные ценности", "валюта СССР", "иностранная валюта", "резиденты", "нерезиденты", "валютные операции". [6]

Законом были установлены основные принципы проведения операций с валютой СССР и с иностранной валютой на территории СССР, операций на валютном рынке, разграничены полномочия органов власти и определены функции банковской системы (госбанка СССР и уполномоченных банков) в валютном регулировании и управлении валютными ресурсами.

В законе впервые провозглашено гарантируемое и защищаемое государством право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране; определены общие принципы владения, пользования и распоряжения валютными ценностями государством, предприятиями и организациями, а также гражданами; установлены основные положения порядка осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами.

Основным органом валютного регулирования был определен Государственный Банк СССР, что соответствовало практике большинства стран мира, где подобные функции осуществляют центральные (национальные) банки соответствующих государств.

Главным, "универсальным" документом, в котором была предпринята небезуспешная попытка комплексно "отрегулировать" все важнейшие стороны валютных отношений субъектов внешнеэкономической деятельности, стало разработанное Госбанком СССР письмо от 24 мая 1991 года N 352 "Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР".

В данном письме регламентировались отдельные вопросы открытия и ведения валютных счетов резидентов в иностранных банках за границей, а также валютных и рублевых счетов юридических лиц-нерезидентов в российских уполномоченных банках.

В целом "Основные положения о регулировании валютных операций" и ряд других нормативных актов Госбанка СССР заложили основу цивилизованного валютного регулирования и стали действительно качественным прорывом в этой сфере.

И, хотя им были присущи отдельные недостатки, обусловленные во многом быстрыми изменениями экономической ситуации в стране и во внешнеторговых и валютно-финансовых отношениях с иностранными государствами, а также нехваткой практического опыта решения возникающих проблем, - данные положения внесли существенный вклад в упорядочение валютных отношений между субъектами хозяйственной деятельности.


С начала 1991 года также получил бурное развитие внутренний валютный рынок - межбанковский и биржевой, находившийся ранее в зачаточном состоянии. Стимулирование развития и упорядочение деятельности валютного рынка в стране явилось важным направлением в работе Центрального банка Российской Федерации в области валютного регулирования.

В течение двух лет (начало 1991 года - начало 1993 года) были созданы и получили лицензии Банка России на организацию и проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шесть специализированных межбанковских валютных бирж: Московская межбанковская валютная биржа (г. Москва), Санкт-Петербургская валютная биржа (г. Санкт-Петербург), Уральская региональная межбанковская валютная биржа (г. Екатеринбург), Сибирская межбанковская валютная биржа (г. Новосибирск), Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа (г. Владивосток) и Ростовская межбанковская валютная биржа (г. Ростов)[7].

К середине 1995г. количество специализированных межбанковских валютных бирж выросло до девяти, к уже существующим добавились следующие биржи: Нижегородская валютно-фондовая биржа (г. Нижний Новгород), Самарская межбанковская валютная биржа (г. Самара), Краснодарская межбанковская валютная биржа (г. Краснодар). Были сняты многие ограничения с операций по купле-продаже наличной иностранной валюты физическим лицам через уполномоченные банки.

Нельзя не признать, что ускоренному развитию валютного рынка способствовал механизм обязательной продажи части валютной выручки предприятий (учреждений, организаций), который был введен в начале 1992 года следующими нормативными актами: Указами Президента РФ от 30 декабря 1991 года N 335 "О формировании Республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 году " и от 14 июня 1992 года N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин".

Также изданными на основании этих указов инструкциями Банка России от 22 января 1992 года N 3 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями и гражданами валюты в Республиканский валютный резерв Российской Федерации, валютные фонды республик, краев и областей в составе РФ, стабилизационный валютный фонд Банка России" и от 29 июня 1992 года №7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ".


Согласно Инструкции Банка России N 3 от 22.01.92г. предприятия обязаны были продавать часть своей валютной выручки для формирования республиканского валютного резерва и стабилизационного валютного фонда. При таком положении существовали как положительные, так и отрицательные моменты.

Положительная сторона заключалась в том, что Банк России получил в свое распоряжение огромные валютные средства. Уже окрепшая валютная биржа могла удовлетворять практически все заявки по покупке валюты, а коммерческие банки получили право покупать для своих клиентов валютные средства без переплаты посредникам на законной основе.

Отрицательная сторона заключалась в том, что рублевое покрытие за проданную государству валюту поступало через длительный промежуток времени - расчетно-кассовые центры не справлялись с объемом рублевой массы. Реально требовалось пересмотреть законодательство, сблизить интересы предприятий с интересами государства.

Порядок обязательной продажи валютной выручки был следующий: 75% валютной выручки, подлежащей обязательной продаже, продаются через уполномоченный банк по рыночному курсу. [8]

Анализируя нормативные акты, рассмотренные выше, можно сделать вывод о поступательном развитии механизма обязательной продажи в сторону унификации применяемых при совершении различных операций курсов рубля к иностранным валютам, сближения уровней этих курсов, увеличения в пользу рынка доли валютной выручки, подлежащей продаже в обязательном порядке, а также юридически более точной и экономически более обоснованной регламентации правил совершения операций на внутреннем валютном рынке России.

Распад Союза ССР и образование суверенного государства Российской Федерации привели к необходимости ведения Россией самостоятельной экономической политики, в том числе денежно-кредитной политики - и валютной, как составляющей последней. В этой связи, а также учитывая, что многие положения Закона СССР "О валютном регулировании" фактически перестали действовать, весьма актуальной стала задача разработки и скорейшего введения в действие аналогичного закона Российской Федерации.

Вступление в силу Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" в ноябре 1992 года открыло новый этап валютного регулирования в России. Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" является главным источником валютного законодательства Российской Федерации и важнейшим шагом вперед в развитии системы валютного регулирования в стране.


Была дана важная в правовом отношении классификация валютных операций на текущие операции и операции, связанные с движением капитала; определен порядок осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами.

В это же время, наряду с регламентированием порядка совершения валютных операций, огромное значение приобретает разработка и введение мер контроля за выполнением установленных правил совершения валютных операций, так как это напрямую влияет на экономическую безопасность страны.

Базовым документом, определяющим принципы защиты экономического суверенитета России и ее экономической безопасности, обеспечивающим условия эффективного вхождения страны в мировую экономику, является Закон Российской Федерации “О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности”. Он был принят Государственной Думой 7 июля 1995г., одобрен Советом Федерации 21 июля 1995г. и подписан Президентом РФ 13 октября 1995г.

В целях обеспечения правовой основы развития системы валютного контроля Президентом РФ был подписан 21 ноября 1995г. Указ № 1163 ”О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации”, в котором содержатся основополагающие принципы осуществления резидентами расчетов по внешнеэкономическим связям, а также предусмотрены правила оформления экспортно-импортных операций с применением паспортов сделок.

Практические меры по созданию в России действенной системы валютного контроля по экспортно-импортным операциям и другим видам внешнеэкономической деятельности осуществлялись в два этапа.

Первым шагом явилось издание 12 октября 1993 года совместной инструкции Центрального банка Российской федерации и Государственного таможенного комитета Российской федерации (соответственно №19 и № 01-20-10283), введенной в 1994году, “О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую федерацию валютной выручки от экспорта товаров”.

Главным документом для осуществления валютного контроля введенным указанной инструкцией является Паспорт Сделки (ПС), который составляется экспортером по каждому заключенному им контракту и подписывается соответствующим уполномоченным банком.

Паспорт сделки - базовый документ валютного контроля, оформляемый экспортером в Банке и содержащий сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления этого контроля, изложенные в стандартизированной форме. [9]


Вторым крупным шагом на пути создания эффективной системы контроля в валютной области следует считать введение с 1 января 1996 года утвержденной 26 июля 1995 года совместной инструкции Центрального банка Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской федерации (соответственно № 30 и № 01-20/10538) “О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары”.

Необходимость такого контроля заключается в том, чтобы поставить крепкий заслон на пути необоснованного перевода иностранной валюты через каналы импорта, что достигается посредством широкого применения отечественными предприятиями и организациями формы расчетов в виде предоплаты импортных поставок, неоправданного распространения авансовых платежей (по существу беспроцентного кредита, предоставляемого иностранным фирмам), завышением цен по отечественному импорту и т. д.

Валютный контроль за импортной операцией осуществляется с помощью специального документа, составляемого импортером - Паспорта Импортной Сделки (ПИС).

Как уже отмечалось, валютное регулирование в Российской Федерации базировалось на законе РФ от 09.10.92 № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле". При этом следует отметить, что Закон почти не содержал норм прямого действия. В основном его статьи отсылали к различного рода актам, которые должны приниматься (в первую очередь - Центральным банком РФ) в его развитие. Объем принятых актов занимает не одну сотню страниц.

Акты противоречивы, отрывочны, не систематизированы, часто повторяют друг друга и в то же время содержат много пробелов. Все это создавало большие сложности в применении валютного законодательства Российской Федерации. Соответственно, возник вопрос о его кодификации и прогрессивном развитии. Новый закон “О валютном регулировании и валютном контроле” от 10.12.2003 № 173-ФЗ от 03.07.2016 вступил в действие с 18 июня 2004 года.[10] (ред от 01.10.2019)

Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.