Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда («ALFAKOM»).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Важное место в жизни каждого человека занимает его трудовая и профессиональная деятельность. Профессиональная деятельность человека - это деятельность, конституированный способ выполнения определенной работы, имеющей установленный характер. Развитие человека профессионально в период работы подчинено базовым законам психологии развития, к которым, как правило, исследователи относят положение о детерминирующей роли профессиональной деятельности и ее содержания. Профессиональная деятельность и окружающая среда влияют на личность человека и его психику, которая обусловлена внутренними условиями.
Нормальный труд - это труд неопасный и здоровый, свободный от внеэкономического принуждения, продуктивный и качественный, принимаемый. Этот труд – фундамент для профессионального развития личности работающего человека. Работник, выполняющий его, имеет возможность самореализации, демонстрирует свои лучшие качества и развивается со всех сторон, планомерно и гармонично. Идеальное прогрессивное развитие личности в труде означает, что человек осваивает сложные виды профессиональных задач, получает опыт, который остается обществу.
Не всякий труд содержит в себе истоки благотворного влияния на развитие человека. Существующие виды профессионального труда порой актуализируют одни стороны психики, личности (стимулируют их развитие), а другие оказываются невостребованными и их функционирование понижается. Появляются предпосылки формирования предпочтительно развиваемых и однобоких качеств работающего человека, которые Е. И. Рогов обозначает как профессионально обусловленные акцентуации личности. Они проявляются разнообразно и характерны многим работникам, которые вовлечены в профессию и проработавшие в ней продолжительное время.
В отличие от явлений профессиональной дезадаптации феномены профессиональной деформации это примеры приспособления к требованиям профессии, достаточно успешного в ее рамках, но негативного при их переносе в другие условия жизни.
Объект курсовой работы - работающий человек.
Предмет курсовой работы - профессионально-личностные деформации субъекта труда.
Цель курсовой работы - исследовать особенности профессионального выгорания преподавателей учебного центра.
Задачи:
- раскрыть понятие и сущность профессиональных личностных деформаций;
- выявить основные виды профессиональных деформаций;
- изучить и проанализировать особенности проявления синдрома «выгорания» у преподавателей учебного центра.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ СУБЪЕКТА ТРУДА
1.1 Нормальное профессиональное развитие и признаки деформации
Становление и развитие человека профессионала обусловлено общей закономерностью «профессиональным становлением личности». Путь становления в профессии специалиста, это динамичный и многоуровневый процесс, состоящий из четырех этапов. Первый этап - формирование профессиональных намерений. Следующий этап профессионального обучения. Окончание этапа профессионального обучения завершается переходом к следующему этапу профессиональной адаптации.
Е.И. Рогов выделяет наряду с прогрессивным направлением развития личности работающего человека регрессивное развитие [10].
Опираясь на критерии прогресса и регресса в развитии организованных целостностей, имеющих системную природу, А. А. Богданова, прогресс отмечен повышением уровня энергетических ресурсов целостности, углублением форм ее активности и сторон соприкосновения со средой, повышением стабильности целостности в меняющейся среде [5].
Регресс - это направление развития целостности (личности профессионала), которое характеризуется понижением энергетических ресурсов, сужением ее активности, ухудшением стабильности целостности по отношении к воздействиям изменяющейся внешней среды.
Образец нормального развития человека в профессиональной деятельности отмечен представлением о свойствах работающего человека и модели, требуемых для общества особенностей его сознания как работающего человека считает Климов Е. А. [8]
Развитие личности и психики человека в профессионализме обусловлено общими законами психологии развития, к которым относится положение о роли, выполняемой работником определенной деятельности, ее предметного и функционального содержания. С другой стороны и сама деятельность, и окружающая среда оказывают косвенное воздействие на личность работающего человека и его психику. Все это опосредовано внутренними условиями субъекта его смысловой оценкой выполняемой работы, его способностями, здоровьем, опытом отмечает Рубинштейн С.Л.
Нормальный труд - это труд неопасный и здоровый, свободный от внеэкономического принуждения, продуктивный и качественный, принимаемый. Этот труд – фундамент для профессионального развития личности работающего человека. Работник, выполняющий его, имеет возможность самореализации, демонстрирует свои лучшие качества и развивается со всех сторон, планомерно и гармонично. Идеальное прогрессивное развитие личности в труде означает, что человек осваивает сложные виды профессиональных задач, получает опыт, который остается обществу [21].
Человек получает удовлетворение от труда, его результата, он участвует в реализации замысла труда, в разработке средств деятельности, в производственных отношениях. Он гордится собой, достигнутым статусом, может реализовать нормы, одобряемые обществом, нацеленные на гуманистические ценности. Он успешно преодолевает противоречия в развитии и конфликты. И это прогрессивное развитие идет постепенно, сменяясь регрессивным, когда преобладают периоды декомпенсации.
Необходимо опираться на определенный эталон психического здоровья человека трудоспособного возраста, который включает следующие ориентиры:
- адекватная независимость,
- уверенность в себе,
- самоуправление,
- высокая работоспособность,
- ответственность, настойчивость,
- умение выстраивать отношения с коллегами по работе,
- умение сотрудничать,
- способность подчиняться правилам,
- дружелюбие, терпимость к другим людям,
- выносливость к фрустрации потребностей,
- умение отдыхать, организовывать досуг, хобби (Пуховский Н.Н.) [6].
Не всякий труд содержит в себе истоки благотворного влияния на развитие человека. Существующие виды профессионального труда порой актуализируют одни стороны психики, личности (стимулируют их развитие), а другие оказываются невостребованными и их функционирование понижается. Появляются предпосылки формирования предпочтительно развиваемых и однобоких качеств работающего человека, которые Е. И. Рогов обозначает как профессионально обусловленные акцентуации личности. Они проявляются разнообразно и характерны многим работникам, которые вовлечены в профессию и проработавшие в ней продолжительное время [7].
Более выраженные изменения психических функций и личности под воздействием профессиональной деятельности Е. И. Рогов называет профессиональными деформациями. В отличие от акцентуаций профессиональные деформации принимаются как вариант нежелательного профессионального развития человека.
Что же считается профессиональными деформациями личности человека в отличие от проявлений развития психических функций и личности в деятельности?
Е. И. Рогов со своей стороны считает, что профессиональные деформации личности ее изменения, возникающие под влиянием выполняемой деятельности, проявляются в абсолютизации труда как достойной формы активности. Более того в появлении жестких ролевых стереотипов, которые переносятся из трудовой области в другие условия, когда человек не может перестроить свое поведение согласно изменяющимся условиям [7].
Приведем пример, как один генерал, использующий авторитарный стиль общения с подчиненными, как достаточно эффективный в ходе боевых действий, стал переносить такой же стиль и на взаимоотношения с близкими людьми в семье и даже в процессе защиты своей диссертации. На заседании диссертационного совета он приказал подчиненному представить за него доклад о содержании его диссертационной работы и ответить на все вопросы.
Председательствующему пришлось потратить много усилий, чтобы генерал согласился сам презентовать и защищать свою работу.
Согласно точке зрения многих исследователей, явление профессиональной деформации личности определяется как адекватное, эффективное и потому прогрессивное в рамках профессиональной деятельности, выполняемой человеком. Но и регрессивное явление, если брать жизнедеятельность человека в широком смысле. Основанием для подобного понимания будет то, что, профессиональные деформации личности обусловлены процессом труда, а так же имеют внутренние субъектные предпосылки.
Так, Е. И. Рогов считает, что это феномены негативного варианта развития личности, рожденные приспособлением человека к профессиональной деятельности и в ее рамках важны. Однако данные приспособления становятся мешающими в других, за пределами профессиональной сферы жизни человека. Негативная оценка профессиональных деформаций личности (ПДЛ) связана с тем, что деформации ведут к нарушению целостности личности, понижают ее адаптивность и устойчивость в общественной и профессиональной жизни [11].
Вероятно, феномен ПДЛ остро проявляется у тех людей, для которых профессиональная роль тяжела, но они, имея высокие амбиции, притязания на статус, не хотят отказываться от данной роли.
Термин «деформация» предполагает, что идут т изменения в определенной ранее сформировавшейся структуры, а не изначальное формирование личности и ее характеристик в онтогенезе. Другими словами здесь выявляются феномены изменений развитых структурно-функциональных особенностей психики, личности, которые возникают как следствие продолжительного профессионального функционирования [13].
Более того, профессиональные деформации понимаются так же как результат фиксации (поддержания) измененных вследствие влияния трудовой деятельности уже сложившихся (в жизни, которая предшествовала освоению профессии и профессиональной деятельности) функциональных динамических органов, средств организации поведения человека. То есть идет речь о деформации установок, динамических стереотипов, стратегий мышления и когнитивных схем, знаний и опыта, ориентированных смысловых структур человека профессионала [20].
Но в этом широком понимании профессиональные деформации - явление естественное, повсеместное и распространенное, а сила его проявлений зависит от профессиональной специализации, от трудовых задач, применяемых предметов, орудий и условий труда (у людей по возрасту молодой зрелости). Но эти, нормальные по сути явления, сопровождающие профессиональное развитие в его прогрессивной линии, во втором этапе зрелости могут прибавляться возрастные ограничения, увеличивающие необходимость в избирательности форм активности, проявлениях и других формах приспособительного поведения человека.
1.2 Виды профессиональных деформаций
Область явлений профессиональной деформации личности расширена на разные по своей природе феномены, и данные явления, как обусловленные профессиональной деятельностью, следует отличать от невротического, неэффективного развития личности, которые А. Ф. Лазурский назвал в своей «Классификации личностей» - измененными типами личности, а К. Леонгард акцентуированными личностями [11].
Вместе с тем нужно отличать профессиональные деформации личности и психики от смешанных форм не эффективного приспособления к деятельности, развивающегося в ходе выраженного понижения внутренних ресурсов человека под влиянием возраста, и других факторов.
Е. И. Рогов выделяет несколько видов профессиональной деформации личности:
1. Общепрофессиональные деформации типичные для многих людей, занятых определенной профессией. Они детерминированы инвариантными особенностями средств труда, предмета труда, профессиональными задачами, установками, привычками, формами общения. Подобное понимание ПДЛ схоже с «профессиональными акцентуациями личности» [7].
Если специализирован предмет и средства труда, проявляется сильнее дилетантизм новичка и профессиональная ограниченность внедренного только в профессию сотрудника. К. Маркс в «Капитале» говорил о грубых проявлениях такого ущербного развития личности как «профессиональная идиотиея». Допустимые и неизбежные для погруженных в свою профессию лиц общепрофессиональные деформации мира, профессионального сознания выявлены Е. А. Климовым как обычные для представителей профессий, которые отличаются предметным содержанием. Например: представители социономического типа профессий нормально воспринимают, различают и адекватно понимают специфику поведения людей в сравнении с профессионалами технономического типа. Более того в рамках одной профессии, например педагога, можно определить типичных «физиков», «трудовиков», «математиков» [16].