Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда («ALFAKOM»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Важное место в жизни каждого человека занимает его трудовая и профессиональная деятельность. Профессиональная деятельность человека - это деятельность, конституированный способ выполнения определенной работы, имеющей установленный характер. Развитие человека профессионально в период работы подчинено базовым законам психологии развития, к которым, как правило, исследователи относят положение о детерминирующей роли профессиональной деятельности и ее содержания. Профессиональная деятельность и окружающая среда влияют на личность человека и его психику, которая обусловлена внутренними условиями.

Нормальный труд - это труд неопасный и здоровый, свобод­ный от внеэкономического принуждения, продуктивный и качественный, принимаемый. Этот труд – фундамент для профессионального развития личности работающего человека. Ра­ботник, выполняющий его, имеет возможность самореализации, демонстрирует свои лучшие качества и развивается со всех сторон, планомерно и гармонич­но. Идеальное прогрессивное развитие личности в труде означает, что человек осваивает сложные виды профессио­нальных задач, получает опыт, который остается обществу.

Не всякий труд содержит в себе исто­ки благотворного влияния на развитие человека. Существующие виды профессионального труда порой актуализируют одни стороны психики, личности (стимулируют их развитие), а другие оказываются невостребованными и их функционирование понижается. Появляются предпосылки формирования предпочтительно развиваемых и однобоких качеств работающего человека, которые Е. И. Рогов обозначает как профессионально обусловленные акцентуации личности. Они проявляются разнообразно и характерны многим работникам, которые вовлечены в профессию и проработавшие в ней продолжительное время.

В отличие от явлений профессиональной дезадаптации феномены профессиональной деформации это примеры приспособления к требованиям профессии, достаточно успешного в ее рамках, но негативного при их переносе в другие условия жизни.

Объект курсовой работы - работающий человек.

Предмет курсовой работы - профессионально-личностные деформации субъекта труда.

Цель курсовой работы - исследовать особенности профессионального выгорания преподавателей учебного центра.

Задачи:

- раскрыть понятие и сущность профессиональных личностных деформаций;

- выявить основные виды профессиональных деформаций;


- изучить и проанализировать особенности проявления синдрома «выгорания» у преподавателей учебного центра.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ СУБЪЕКТА ТРУДА

1.1 Нормальное профессиональное развитие и признаки деформации

Становление и развитие человека профессионала обусловлено общей закономерностью «про­фессиональным становлением личности». Путь становления в профессии специалиста, это динамичный и многоуровневый процесс, состоящий из четырех этапов. Первый этап - форми­рование профессиональных намерений. Следующий этап профессионального обучения. Окончание этапа профессионального обучения завершается переходом к следующему этапу профес­сиональной адаптации.

Е.И. Рогов выделяет наряду с прогрессив­ным направлением развития личности работающего человека регрессивное развитие [10].

Опираясь на критерии прогресса и регресса в развитии организованных целостностей, имеющих системную природу, А. А. Богданова, прогресс отмечен повышением уровня энергетических ресурсов целостности, углублением форм ее активности и сторон соприкосновения со средой, повышением стабильности целостности в меняющейся среде [5].

Регресс - это направление развития целостности (личности профессионала), которое характеризуется понижением энергетических ресурсов, сужением ее активности, ухудшением стабильности целостности по отношении к воздействиям изменяющейся внешней среды.

Образец нормального развития человека в профессиональной дея­тельности отмечен представлением о свойствах работающего человека и модели, требуемых для общества особенностей его сознания как работающего человека считает Климов Е. А. [8]

Развитие личности и психики человека в профессионализме обусловлено общими зако­нами психологии развития, к которым относится положение о роли, выполняемой работником определенной деятельности, ее предметного и функционального содержания. С другой стороны и сама деятельность, и окружающая среда оказывают косвенное воздействие на личность работающего человека и его психику. Все это опосредовано внутренними условиями субъекта его смысловой оценкой выполняемой работы, его способностями, здоровьем, опытом отмечает Рубинштейн С.Л.


Нормальный труд - это труд неопасный и здоровый, свобод­ный от внеэкономического принуждения, продуктивный и качественный, принимаемый. Этот труд – фундамент для профессионального развития личности работающего человека. Ра­ботник, выполняющий его, имеет возможность самореализации, демонстрирует свои лучшие качества и развивается со всех сторон, планомерно и гармонич­но. Идеальное прогрессивное развитие личности в труде означает, что человек осваивает сложные виды профессио­нальных задач, получает опыт, который остается обществу [21].

Человек получает удовлетворение от труда, его результата, он участвует в реализации замысла труда, в разработке средств деятельности, в производственных отношениях. Он гордится собой, дос­тигнутым статусом, может реализовать нормы, одоб­ряемые обществом, нацеленные на гуманистические цен­ности. Он успешно преодолевает про­тиворечия в развитии и конфликты. И это прогрессивное развитие идет постепенно, сменяясь регрессивным, когда преобладают периоды декомпенсации.

Необходимо опираться на определенный эталон психического здо­ровья человека трудоспособного возраста, который включает следующие ориентиры:

- адекватная независимость,

- уверенность в себе,

- самоуправление,

- высокая работоспособность,

- ответственность, настойчивость,

- умение выстраивать отношения с коллегами по работе,

- умение сотрудничать,

- спо­собность подчиняться правилам,

- дружелюбие, терпимость к другим людям,

- выносливость к фрустрации потребностей,

- умение отдыхать, организовывать досуг, хобби (Пуховский Н.Н.) [6].

Не всякий труд содержит в себе исто­ки благотворного влияния на развитие человека. Существующие виды профессионального труда порой актуализируют одни стороны психики, личности (стимулируют их развитие), а другие оказываются невостребованными и их функционирование понижается. Появляются предпосылки формирования предпочтительно развиваемых и однобоких качеств работающего человека, которые Е. И. Рогов обозначает как профессионально обусловленные акцентуации личности. Они проявляются разнообразно и характерны многим работникам, которые вовлечены в профессию и проработавшие в ней продолжительное время [7].

Более выраженные изменения психических функций и личности под воздействием профессиональной деятельности Е. И. Рогов называет профессиональными деформациями. В отличие от акцентуаций профессиональные деформации принимаются как вариант нежелательного профессионального развития человека.


Что же считается профессиональными деформациями личности человека в отличие от проявлений развития психических функций и личности в деятельности?

Е. И. Рогов со своей стороны считает, что профессиональные деформации личности ее изменения, возникающие под влиянием выполняемой деятельности, проявляются в абсолютизации труда как достойной формы активности. Более того в появлении жестких ролевых стереотипов, которые переносятся из трудовой области в другие условия, когда человек не может перестроить свое поведение согласно изменяющимся условиям [7].

Приведем пример, как один генерал, использующий авторитарный стиль общения с подчиненными, как достаточно эффективный в ходе боевых действий, стал переносить такой же стиль и на взаимоотношения с близкими людьми в семье и даже в процессе защиты своей диссертации. На заседании диссертационного совета он приказал подчиненному представить за него доклад о содержании его диссертационной работы и ответить на все вопросы.

Председательствующему пришлось потратить много усилий, чтобы генерал согласился сам презентовать и защищать свою работу.

Согласно точке зрения многих исследователей, явление профессиональной деформации личности определяется как адекватное, эффективное и потому прогрессивное в рамках профессиональной деятельно­сти, выполняемой человеком. Но и регрессивное явление, если брать жизнедеятельность человека в широком смысле. Основанием для подобного понимания будет то, что, профессиональные деформации личности обусловлены процессом труда, а так же имеют внутренние субъектные предпосылки.

Так, Е. И. Рогов считает, что это феномены негативного вариан­та развития личности, рожденные приспособлением человека к профессиональной деятельно­сти и в ее рамках важны. Однако данные приспособления становятся мешающими в других, за пределами профессиональной сферы жизни человека. Негативная оценка профессиональных деформаций личности (ПДЛ) связана с тем, что деформации ведут к нару­шению целостности личности, понижают ее адаптивность и устой­чивость в общественной и профессиональной жизни [11].

Вероятно, феномен ПДЛ остро проявляется у тех людей, для которых профессиональная роль тяжела, но они, имея высокие амбиции, притязания на статус, не хотят отказываться от данной роли.

Термин «деформация» предполагает, что идут т из­менения в определенной ранее сформировавшейся структуры, а не изначаль­ное формирование личности и ее характеристик в онтогенезе. Другими словами здесь выявляются феномены изменений развитых структур­но-функциональных особенностей психики, личности, которые возника­ют как следствие продолжительного профессионального функцио­нирования [13].


Более того, профессиональные деформации понимаются так же как результат фиксации (поддержания) изме­ненных вследствие влияния трудовой деятельности уже сложившихся (в жизни, которая предшествовала освоению профес­сии и профессиональной деятельности) функциональных динамических органов, средств организации поведения человека. То есть идет речь о деформации установок, динамических стереотипов, стратегий мышления и когнитивных схем, знаний и опыта, ориентированных смысловых структур человека профессио­нала [20].

Но в этом широком понимании профессиональные дефор­мации - явление естественное, повсеместное и распространенное, а сила его проявлений зависит от профессиональной специализации, от трудовых задач, применяемых предметов, орудий и ус­ловий труда (у людей по возрасту молодой зрелости). Но эти, нормальные по сути явле­ния, сопровождающие профессиональное развитие в его прогрессивной линии, во втором этапе зрелости могут прибавляться возрастные ограничения, увеличивающие необходи­мость в избирательности форм активности, про­явлениях и других формах приспособительного поведения человека.

1.2 Виды профессиональных деформаций

Область явлений профессиональной деформации личности расширена на разные по своей природе феномены, и данные явления, как обусловленные профессиональной деятельностью, следует отличать от невротического, неэффективного развития личности, которые А. Ф. Лазурский назвал в своей «Классификации личностей» - измененными типами личности, а К. Леонгард акцентуированными личностями [11].

Вместе с тем нужно отличать профессиональные деформации личности и психики от смешанных форм не эффективного приспособления к деятельности, развивающегося в ходе выраженного понижения внутренних ресурсов человека под влиянием возраста, и других факторов.

Е. И. Рогов выделяет несколько видов профессиональной деформации личности:

1. Общепрофессиональные деформации типичные для многих людей, занятых определенной профессией. Они детерминированы инвариантными особенностями средств труда, пред­мета труда, профессиональными задачами, установками, привычками, формами общения. Подобное понимание ПДЛ схоже с «профессиональными акцентуациями личности» [7].

Если специализирован предмет и средства труда, проявляется сильнее дилетантизм новичка и профессиональная ограниченность внедренного только в профессию сотрудника. К. Маркс в «Капитале» говорил о грубых проявлениях такого ущербного развития личности как «профессиональная идиотиея». Допустимые и неизбежные для погруженных в свою профессию лиц общепрофессиональные деформации мира, профессионального сознания выявлены Е. А. Климовым как обычные для представителей профессий, которые отличаются предметным содержанием. Например: представители социономического типа профессий нормально воспринимают, различают и адекватно понимают специфику поведения людей в сравнении с профессионалами технономического типа. Более того в рамках одной профессии, например педагога, можно определить типичных «физиков», «трудовиков», «математиков» [16].