Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда («ALFAKOM»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Типологические деформации,образованные соединением личностных особенностей и функционального строения профессиональной деятельности (так в среди педагогов выделяют педагогов-организаторов и педагогов-предметников, согласно степени выраженности у них способностей, лидерских качеств и т.п.).

3. Индивидуальные деформации, которые обусловлены личностной направленностью, а не трудовой дея­тельностью работника. Профессия, может создавать возможности для развития качеств личности, предпосылки которых уже проявились до профессионализации. Так, педагоги начальной школы в своей работе организаторы, руководители, наделенные властными полномочиями по отношению к детям, педагоги часто не могут защитить себя от обвинений, агрес­сии. Среди учителей начальной школы встречаются люди, выбравшие данную профессию потому, что у них явно выражена потребность власти, подавления, управления другими людьми. Когда данная потребность не балансируется гуманизмом, высоким уровнем внутренней культуры, и самоконтролем, то такие педагоги становятся яркими представителями професси­ональной деформации личности [15].

С влиянием длительного осуществления профессиональной деятельности и своеобразие развития лично­сти человека, которое проявляется у вовле­ченных в профессию людей, важную роль играют и индивидуально-личностные особенности работающего человека.

Значение Е. И. Рогов отдает таким качествам ин­дивидуальности, как:

- статичность нервных процессов,

- склонность к формированию стереотипов поведения,

- узость профессиональной мотивации,

- дефекты воспитания,

- низкий интеллект,

- самокритичность и рефлексия [19].

У людей, которые склоны к формированию стереотипов, мышление становится ригидным, чело­век оказывается закрытым для нового знания. Мировоз­зрение подобного человека ограничивается установками, стереотипами круга профессии, он становится жестко профес­сионально ориентированным.

Е. И. Рогов так же полагает, что профессиональные деформации могут быть вызваны спецификой мотивационной сферы работника, состоящими в субъективной сверхзначимости трудовой деятель­ности при его слабых функционально-энергетических возможно­стях, а также при довольно низком интеллекте.

Одним из вариантов профессионально-личностной деформации выступает личностно-ролевой диссонанс, заключающийся в том, что человек ока­зывается «не на своем месте», он старается исполнить профес­сиональную роль, к которой не готов (Рогов Е. И.).


Проблема профессиональных деформаций личности в отече­ственной психологии разрабатывается относительно недав­но, и многие работы выполнены на ма­териале педагогического труда, а также труда, связанного с системой исполнения наказаний для уголовных преступников и других служб МВД [17].

Рассматривая изменения личности в профессиональном становлении, Э. Ф. Зеер отмечает, что профессиональное развитие - это приобретения и потери, то есть, становление профессионала - не просто совершенствование, но и разрушение. [10] Одной из частых причин профессиональной деформации становится специфика деятельности и среды, с которыми вынужден иметь дело работающий человек. Другой причиной профессиональной деформации становится разделение труда и узкая специализация [4]. Интересны, причины, детерминированные объектом труда.

По С. П. Безносову для воздействия на объект, нужно точно знать не просто общие и особенные свойства, но и единичные конкретные особенности данного экземпляра. Всякий процесс вхождения в образ другого не проходит просто. Долгое, пребывание в чужой роли приводит к потере собственного «Я» и к прилипанию чужой маски. Автор также отмечает, что важным моментом в возникновении профессиональных деформаций личности становится «одушевленность - неодушевленность» объекта профессиональной деятельности [3].

С. П. Безносов отмечает, что психологическим механизмом профессиональной деформации является процесс конфликта или противостояния между личностью и субъектом как частями единой структуры индивидуальности в отношении соотнесения норм относительно к специфике ситуации. Ошибочные действия данного механизма выявляются в переносе норм деятельности как регуляторов активности работающего человека в сферу «жизни его личности» - личностного быта, поведения, общения с другими людьми [12].

Б. Д. Новиков считает, что ценностные установки личности становятся фактором развития профессиональной деформации личности работающего человека. Формирование профессиональной деформации личности начинается в детстве, в периоды жизни как негативные социально-психологические новообразования. Они углубляются, становятся жесткими, ригидными, базовыми для личности и потом в профессиональной деятельности человек избирательно реагируют на социальные воздействия. Ученый пишет о том, что нарушение иерархии ценностей ведет к регрессу личностного и профессионального роста [18].

У людей, проявляющих склонность к формированию стереотипов, мышление со временем становится не проблемным, однако они закрываются данными стереотипами от новых знаний. Мировоззрение ограничивается ценностями, установками профессии, становится профессионально ориентированным.


Согласно мнению С. Г. Геллерштейн деформации понимаются как изменение, которое происходят в организме и приобретают стойкий характер. Исследователи отмечают, что профессиональные деформации складываются под влиянием специфики труда и возраста. Они меняют конфигурацию личностного профиля работника и негативно сказываются на продуктивности его труда. Неясным до конца остается вопрос о том, на каком этапе профессионализации включается формирование профессиональной деформации личности [2].

Р. Г. Грановская и А. К. Маркова подчеркивают, что проявление деформации возможно при достижении специалистом высокого уровня мастерства, когда полностью формируются профессиональные умения и навыки. Те м не менее Ю. В. Артемьева и Н. Б. Ханина доказали, что профессиональная деформация наблюдается у специалистов в период их обучения в вузе [16].

Б. Д. Новиков пишет, что формирование профессиональной деформации личности начинается с детства, в сентизивные периоды жизни как негативные социально-психологические новообразования. Они углубляются, становятся устойчивыми и затем в профессиональной деятельности избирательно реагируют социальное воздействие [19].

А. В. Филиппов предлагает выделить несколько типов психологических барьеров, обуславливающих возникновение деформаций:

- когнитивно-психологические,

- социально-психологические,

- организационно-психологические,

- психомоторные.

Возникновение данных барьеров детерминировано квалификацией, стереотипизацией межличностных отношений, управлением и режимом труда. Психологические барьеры влияют на неудовлетворенность трудом, напряженность, ведут к конфликтным ситуациям. Соответственно, эти негативные явления ведут к развитию профессионально нежелательных качеств: догматизма, регидности, индифферентности и др.

А. М. Новиков настаивает на необходимости смены места работы, должности и квалификации специалиста. Когда человек всю жизнь работает на одном рабочем месте, то это ведет, согласно мнению ученого, к деградации личности работающего человека [19].

Проанализировав существующие в литературе представления о профессиональной деформации личности, условно делятся они на следующие теории механизмов формирования этого явления.

Адаптационная теория, ей придерживаются Т. А. Жалагина и В. П. Подвойский, утверждя, что профессиональная деформация личности развивается в ходе адаптации к деятельности. Как базовый механизм возникновения и развития профессиональной деформации личности ученые считают изменение психологического опыта [14].


Ролевая теория, Р. М. Грановская и А. П. Свенцицкий полагают, что профессиональная деформация личности результат перенесения профессиональной роли в различные сферы жизнь.

Теория нормативного описания деятельности. Эта теория раскрывается в работе С. П. Безносова, который объясняет формирование профессиональной деформации личности как конфликт между субъектом и личностью.

Теория самореализации. А. К. Маркова говорит, что деформация развивается, когда единственный путь реализации - профессиональный, но в условиях неудач в деятельности [13].

Таким образом, можно сказать, что продолжительное выполнение одной деятельности устоявшимися способами приводит к развитию профессионально нежелательных качеств и профессиональной дезадаптации работающих людей. Деформации обусловлены еще и тем, что у человека есть предел развития уровня профессионализма, и он зависит от установок, индивидуально-психологических особенностей, эмоционально-волевых характеристик человека. Причинами предела развития профессионализма могут стать психологическое насыщение деятельностью, неудовлетворенность имиджем профессии, неадекватной зарплатой и отсутствием моральных стимулов. Продолжительное выполнение одной профессиональной деятельности приводит к проявлению профессиональной усталости, психологических барьеров, сужению репертуара способов выполнения работы, потери профессиональных умений, понижению работоспособности.

Вывод по главе

Область явлений профессиональной деформации личности расширена на разные по своей природе феномены, и данные явления, как обусловленные профессиональной деятельностью, следует отличать от невротического, неэффективного развития личности.

Продолжительное выполнение одной деятельности устоявшимися способами приводит к развитию профессионально нежелательных качеств и профессиональной дезадаптации людей. Деформации обусловлены еще и тем, что у человека есть предел развития уровня профессионализма, и он зависит от установок, индивидуально-психологических особенностей, эмоционально-волевых характеристик человека.

Причинами предела развития профессионализма могут стать психологическое насыщение деятельностью, неудовлетворенность имиджем профессии, неадекватной зарплатой и отсутствием моральных стимулов. Продолжительное выполнение одной деятельности приводит к проявлению профессиональной усталости, психологическим барьерам, сужению репертуара способов выполнения работы, потери умений, понижению работоспособности.


ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УЧЕБНОГО ЦЕНТРА «ALFAKOM»

2.1 Краткая характеристика учебного центра «ALFAKOM»

Учебный центр «ALFAKOM» г. Ташкент, открыт в 2000 году, зарекомендовал себя как надежный, современный и незаменимый партнер тем, кто не желает останавливаться на достигнутом успехе, и привык идти вперед. «ALFAKOM» – это ведущий учебный центр Узбекистана с высочайшим уровнем качества обучения, сервиса, организации учебного процесса.

В центре усовершенствуются программы, разрабатываются новые, и уже в 2015 году Кабинетов Министров РУ расширил лицензию на 15 направлений более чем 60 программам обучения. Есть возможность дистанционного обучения.

Центр заключает новые партнерские соглашения для оказания наивысшего качества услуг. Для этого только в 2016 году были заключены партнерские соглашения более чем с двадцатью новыми партнерами в странах СНГ и дальнего зарубежья.

Практически каждый курс имеет четкую дату начала занятий (более 80 учебных групп), так что можно запланировать обучение заранее.

Это ведущий учебный центр с международным уровнем обучения. Все это подтверждается результатами авторитетных рейтингов за последние годы:

- 2016г. награда за инновации и постоянное развитие в РУ;

- 2015г. договор о сотрудничестве с Псковским Государственным Университетом;

- 2015г. региональный партнер Московского Государственного Машиностроительного Университета;

- 2013г. международная сертификация программирования 1С, Expert Computer Services, Украина;

- 2013г. Международный центр тестирования английского языка ETS GLOBAL по бизнес-тестам TOEIC (Writing & Speaking).

Цель учебного центра – предоставлять услуги высокого качества и способствовать успеху обучающихся студентов. Задача – путем применения современных образовательных технологий и интенсивных тренингов повышать квалификацию учащихся. Качественное обучение – залог успеха и карьеры. Это не просто слова. Качество стало главным критерием работы педагогов центра.