Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда («ALFAKOM»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время в центре работает слаженный коллектив высококвалифицированных преподавателей.

В учебном центре:

1. Есть лицензия на образовательную деятельность.

2. Высококвалифицированные преподаватели.

3. Индивидуальный подход.

4.Удобное расположение центра, оснащенного современным оборудованием.

5. Гибкий график занятий (мы работаем с 8:00 до 20:00).

6. Помощь в поступлении в вузы Узбекистана и страны СНГ.

7. Оптимальное соотношение цены и качества образования

8. Обратная связь и контроль качества обучения.

10. Система скидок.

В центре работает 30 преподавателей.

Педагогическая профессия это профессия типа «человек – человек» с присущими характеристиками человека. Структура профессионально важных качеств учителя представляется блоками объективных (знания, умения, навыки) и субъективных характеристик (психологическая позиция, установки, индивидуально-психологические особенности). Психологический портрет преподавателя включает следующее:

1) индивидуальные качества - особенности как индивида;

2) личностные качества - особенности как личности (социальная сущность человека);

3) коммуникативные (интерактивные) качества;

4) статусно-позиционные - особенности ролей, отношений в коллективе;

5) деятельностные (профессионально-предметные);

6) внешне поведенческие показатели.

В структуре общих педагогических способностей наблюдаются три группы:

1) личностные способности, проведение воспитательной функции педагога (перцептивные способности, воображение, саморегуляция психических процессов, эмоциональной сферы и поведения);

2) организационно-коммуникативные способности, объединенные с проведением организаторской функции и общением (коммуникативные умения, такт, организаторские и суггестивные способности);

3) дидактические способности, как передача информации учащимся, развитие у них творческого мышления (способность передавать информацию, речевые способности, академические способности, концентрация внимания).

В определенных педагогических действиях учитель использует группу способностей.

2.2 Оценка профессионального выгорания преподавателей центра

Профессиональная деформация личности начинается с изменения личностных черт педагога, они проявляются в ходе выполнения профессиональных обязанностей, в профессиональном сленге, манерах поведения и внешнем образе. Профессиональная деятельность и индивидуальные качества меняют уровень проявления профессионально значимых свойств, и это негативно влияет на деятельность.


Профессиональная деформация выражается в перемене отношения к ученикам, коллегам и другим людям - учителя становятся авторитарными. Существуют виды профессиональной деформации, которые опасны для здоровья.

Профессиональная деформация преподавателя часто сопровождается синдромом эмоционального выгорания. Эмоциональное выгорание это своего рода болезнь, которая характеризуется нарастающим безразличием к своим обязанностям, ощущением неудач и угнетения, которые ведут к понижению качества жизни, расстройствам и заболеваниям.

Эмоциональное выгорание, обусловлено выполнением однотипной работы или работы, требующей весомых эмоциональных затрат.

Так же к профессиональным деформациям педагогов приводят следующие факторы:

- высокая степень ответственности за результаты своей деятельности;

- страх совершить ошибку;

- эмоциональные перегрузки, возникновение сложных ситуаций;

- увеличение объема информации;

- трудности в семье, которые спровоцированные профессиональной деятельностью (дополнительные занятия, проверка работ дома, и т. д.);

- сужение профессиональных интересов;

- аддикция (навязчивая потребность в работе);

- высокий темп жизни;

- необходимость подработок;

- стремление к конкуренции;

- нехватка времени, по причине участия в общественной деятельности;

- неумение расслабится [2].

Высокая напряженность специфики работы, неуверенность, страх ошибиться или произвести нехорошее впечатление, - у молодых педагогов. Непонимание, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в развитие коллектива - у педагогов старшего возраста приводят к профессиональным деформациям.

Преподаватели часто указывают на фактор профессиональной деформации, обусловленный состоянием хронического стресса из-за негативных психологических переживаний, интенсивного межличностного взаимодействия и напряженность. Исследователи к профессиональным деформациям педагогов относят:

- авторитарность;

- демонстративность;

- педагогическая агрессия;

- социальное лицемерие;

- педагогическая индифферентность;

- низкая самооценка;

- информационная пассивность;

- консерватизм;

- формализм;

- некомпетентность.

А профессиональное выгорание педагогов можно отследить по ряду симптомов, которые условно объединяются в следующие группы:

1) физиологические симптомы - быстрая утомляемость, снижение аппетита, головные боли, боли в различных частях тела, перепады давления;


2) психологические симптомы - устойчивое нежелание работать, отвращение к работе, чувство бессмысленности работы, потерянность, высокая раздражительность, абстрагированность, отсутствие потребности в познание новых профессиональных граней, сбои в памяти;

3) поведенческие симптомы – заторможенность, увеличение объемов употребляемого кофе, сигарет, чая, усталость, увеличение времени на выполнение некого вида профессиональной деятельности, снижение скорости запоминания и усвоения профессиональной информации, снижение нормальных моторных функций [16].

Личность человека целостная и устойчивая структура, то она ищет пути защиты от деформации. Одним из способов подобной психологической защиты становится синдром «эмоционального выгорания».

Считается, что основными факторами, оказывающими влияние на возникновение «профессионального выгорания» педагогов, относят следующие: личностный, ролевой и организационный факторы.

Среди личностных особенностей, приводящих к «выгоранию» выделяет коммуникабельность, идеализацию, самооценка и локус контроля. Учителям с низким уровнем самооценки и локусом контроля в большей степени угрожает напряжение, и они более подвержены «выгоранию».

К организационным факторам, способствующим «выгоранию», относят: характер работы, не оцениваемой достаточно; физическое изнеможение и короткий отдых.

Основными факторами, влияющими на появление выгорания становятся:

- насыщенность рабочего дня, общением с большим количеством людей;

- большое количество разных по содержанию и эмоциональной напряженности межличностных контактов;

- ответственность за результат;

- определенная зависимость;

- притязания на неформальные отношения при решении проблем;

- конфликтные или напряженные ситуации общения.

Следовательно, фактор, ведущий к профессиональному выгоранию, - это не только коммуникативная нагрузка (интенсивность, продолжительность и когнитивная сложность общения в медицине), но и страх совершить ошибку.

Для определения эмоционального выгорания педагогов можно использовать «Опросник выявления эмоционального выгорания MBI». Его разработали К. Маслач и С. Джексон. Это методика для измерения степени «выгорания» в профессиях помогающего типа. Опросник был адаптирован Н. Е. Водопьяновой. Опросник имеет три шкалы:

«эмоциональное истощение» (9 утверждений),

«деперсонализация» (5 утверждений),

«редукция личных достижений» (8 утверждений).


Кроме того, есть опросник определение психического «выгорания» А. А. Рукавишникова; и методика диагностика эмоционального «выгорания» личности (В. В. Бойко).

Протестировав 20 преподавателей учебного центра. Средний возраст испытуемых 30-40 лет, стаж работы от 5 до 10 лет.

В результате проведения психодиагностики педагогов по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко были получены следующие результаты [20].

Изучение эмоционального выгорания респондентов показало, что: средний балл по группе составляет 102,7 балла. При этом - 5 (25%) респондентов имеют достаточно высокий уровень эмоционального выгорания; 4 (20%) человека - средний и выше среднего уровень эмоционального выгорания. 6 (30%) обследованных - чуть менее среднего уровень эмоционального выгорания и 5(25%) респондентов - относительно небольшой уровень эмоционального выгорания (диаграмма 1).

Диаграмма 1

Уровень эмоционального выгорания по методике В.В. Бойко преподавателей учебного центра

Рассмотрим основные направления профилактики и коррекции профессионального выгорания медицинских работников.

Большая роль в преодолении синдрома эмоционального выгорания принадлежит, несомненно, самому преподавателю. Соблюдая ниже предложенные рекомендации, он не просто сможет предотвратить появление синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения его степени выраженности.

1. Определение своих как долгосрочных целей, так и краткосрочных целей. Это обеспечит обратную связь, говорящую о том, что человек выбрал правильный путь, более того это повышает долгосрочную мотивацию, а достижение краткосрочных целей – это успех, который повышающий самовоспитание.

2. Использование «тайм-аутов». Для поддержания психического и физического благополучия важны «тайм-ауты», отдых от работы и других нагрузок. Иногда нужно переключиться с жизненных проблем, и развлечься, нужно найти увлекательное и интересное занятие.

3. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение психологическими умениями и навыками релаксации, позитивная внутренняя речь способствуют понижению уровня стресса. К примеру, определение интересных целей помогает гармонизировать профессиональную и личную жизнь.

4. Постоянное профессиональное развитие и самосовершенствование. Это так же одним из способов избегания синдрома эмоционального выгорания, обмен профессиональной информацией с представителями других учебных заведений. Сотрудничество дает ощущение огромного мира, чем тот, который есть внутри коллектива.


5. Избегание конкуренции. Есть много ситуаций, когда не избежать конкуренции. И карьерные устремления создают напряжение и тревогу личности, делает излишне агрессивной, что способствует возникновению синдрома эмоционального выгорания.

6. Эмоциональное общение. Анализ своих чувств и ощущений и рассказ о них снижают вероятность «выгорания». Поэтому нужно, что бы педагоги в трудных педагогических ситуациях обменивались мнениями с коллегами и те предоставляли им поддержку. Когда человек делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те помогают найти разумное решение появившейся проблемы.

7. Поддержание нормальной спортивной формы. Между телом и разумом есть взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, следовательно, важно поддерживать хорошую физическую форму с помощью физических упражнений, правильного питания и полноценного сна.

Вывод по главе

Наше исследование мы провели на базе учебного центра «ALFAKOM» г. Ташкент, это ведущий учебный центр с международным уровнем обучения. В центре работает коллектив высококвалифицированных преподавателей. Педагогическая профессия это профессия типа «человек – человек» с присущими характеристиками человека, люди этой профессии часто подвержены профессиональным деформациям.

Преподаватели часто указывают на фактор профессиональной деформации, обусловленный состоянием хронического стресса из-за негативных психологических переживаний, интенсивного межличностного взаимодействия и напряженность. Мы протестировали 20 преподавателей учебного центра, средний возраст испытуемых был 30-40 лет, стаж работы от 5 до 10 лет.

В результате проведения психодиагностики педагогов по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко были получены следующие результаты, средний балл по группе составляет 102,7 балла. При этом - треть респондентов имеют достаточно высокий уровень эмоционального выгорания, треть - средний нормальный уровень эмоционального выгорания, и треть низкий уровень эмоционального выгорания.

То есть нами обнаружено, что треть педагогов имеют высокий уровень эмоционального выгорания. Для этих педагогов нами были подготовлены рекомендации.

Заключение

Теоретический анализ литературы по теме курсовой работы позволяет сделать вывод, что профессиональные деформации личности ее изменения, возникающие под влиянием выполняемой деятельности, проявляются в абсолютизации труда как достойной формы активности. Более того в появлении жестких ролевых стереотипов, которые переносятся из трудовой области в другие условия, когда человек не может перестроить свое поведение согласно изменяющимся условиям.