Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда («ALFAKOM»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Область явлений профессиональной деформации личности расширена на разные по своей природе феномены, и данные явления, как обусловленные профессиональной деятельностью, следует отличать от невротического, неэффективного развития личности.

Продолжительное выполнение одной деятельности устоявшимися способами приводит к развитию профессионально нежелательных качеств и профессиональной дезадаптации людей. Деформации обусловлены еще и тем, что у человека есть предел развития уровня профессионализма, и он зависит от установок, индивидуально-психологических особенностей, эмоционально-волевых характеристик человека.

Причинами предела развития профессионализма могут стать психологическое насыщение деятельностью, неудовлетворенность имиджем профессии, неадекватной зарплатой и отсутствием моральных стимулов. Продолжительное выполнение одной деятельности приводит к проявлению профессиональной усталости, психологическим барьерам, сужению репертуара способов выполнения работы, потери умений, понижению работоспособности.

Наше исследование мы провели на базе учебного центра «ALFAKOM» г. Ташкент, это ведущий учебный центр с международным уровнем обучения. В центре работает коллектив высококвалифицированных преподавателей. Педагогическая профессия это профессия типа «человек – человек» с присущими характеристиками человека, люди этой профессии часто подвержены профессиональным деформациям.

Преподаватели часто указывают на фактор профессиональной деформации, обусловленный состоянием хронического стресса из-за негативных психологических переживаний, интенсивного межличностного взаимодействия и напряженность. Мы протестировали 20 преподавателей учебного центра, средний возраст испытуемых был 30-40 лет, стаж работы от 5 до 10 лет.

В результате проведения психодиагностики педагогов по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко были получены следующие результаты, средний балл по группе составляет 102,7 балла. При этом - треть респондентов имеют достаточно высокий уровень эмоционального выгорания, треть - средний нормальный уровень эмоционального выгорания, и треть низкий уровень эмоционального выгорания.

То есть нами обнаружено, что треть педагогов имеют высокий уровень эмоционального выгорания. Для этих педагогов нами были подготовлены рекомендации. Большая роль в преодолении синдрома эмоционального выгорания принадлежит, несомненно, самому преподавателю. Соблюдая рекомендации, педагоги не просто смогут предотвратить появление синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения его степени выраженности


Список использованной литературы

  1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации.- М., 2006.
  2. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности [Текст] С.П. Безносов. - СПб. : Речь, 2009. - 326 с.
  3. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] : монография / А.А. Бодалев. -М. : Терра, 2008. - 509 с.
  4. Божович, Л.И. Избранные психологические труды [Текст] / Л.И. Божович ; вступ. ст., коммент. Д.И. Фельдштейна ; под ред. Д.И. Фельдштейна. - М. ; Инфра-М, 2007. - 712 с.
  5. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб, 2007.
  6. Болотова, А.К. Прикладная психология [Текст] : учебное пособие / А.К. Болотова. - М. : Аспект Пресс, 2008. - 383 с.
  7. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса [Текст] /Н.Е.Водопьянова - СПб. : Питер, 2009. - 224 с.
  8. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. СПб. 2005. 336 с.
  9. Винокур В.А., Рыбина О.В. Синдром профессионального выгорания у медицинских работников: психологические характеристики и методические аспекты диагностики // Психодиагностика и психокоррекция / Руководство для врачей и психологов. - СПб.: Питер, 2008.-384 с. - Гл.7. - С.205-235.
  10. Гуревич, К.М. Психологическая диагностика [Текст] : учеб. для студентов вузов / Гуревич К.М., Акимова М.К., Берулава Г.А. [и др.] - М. : Высш. шк. , 2008. - 290 с.
  11. Зазыкин, В. Г. Психология развития профессионала / В.Г. Зазыкин. -М., 2009.-256 с.
  12. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования, Высшее образование сегодня, 2009 г. - № 5.
  13. Иванова Е.М. Психтехнология изучения человека в трудовой деятельности. - М., 2002.
  14. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983.
  15. Климов, Е. А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. М., 1998. -256 с.
  16. Климов Е.А. Психология профессионала. Избр. психологические труды. - М., 2006.
  17. Обухова, Л.Ф. Психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М. : Тривола, 2004. - 352с.
  18. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. № 1. С. 54 - 63.
  19. Основы психодиагностики [Текст] : учеб. для студентов вузов / под ред. А.Г. Шмелева. - М. : Академия, 2007. - 423 с.
  20. Реан, А.А. Психология адаптации личности[Текст] / Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. - СПб. : Прайм- ЕВРОЗНАК, 2008. - 359 с.
  21. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2012. № 3. С. 85 - 95.
  22. Самоукина, H. В. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. СПб.: Питер, 2007. 224 с.
  23. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации личности// Вопросы психологии. - 2008. - № 6. - С. 7 - 9.

Приложение 1

Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко

Инструкция: Прочитав суждения, отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что если в формулировках теста идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности, с которыми вы ежедневно работаете.

1

Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

2

Я ошибся в выборе профессии (занимаю не свое место).

3

Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

4

Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине с собой, ни с кем не общаясь.

5

Моя работа притупляет эмоции.

6

Бывает, я долго засыпаю и плохо сплю из-за переживаний, связанных с работой.

7

Я бы сменил место работы, если бы представилась такая возможность.

8

Иногда самое обыденное общение на работе вызывает раздражение.

9

При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

10

Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

11

Обстановка на работе мне кажется очень сложной и напряженной.

12

У меня часто возникают тревожные предчувствия, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все.

13

Я очень переживаю за свою работу.

14

При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

15

У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

16

Последнее время меня преследуют неудачи на работе.

17

Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

18

На работе я испытываю постоянные физические или психологические нагрузки.

19

Я часто работаю через силу.

20

Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день закончился.