Файл: Роль мотивации в поведении организации ОАО «БЗТДиА».pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы мотивации трудовой деятельности
1.1 Роль и значение мотивации персонала
1.2 Технологии и методы мотивации персонала
Глава 2. Анализ мотивации труда на ОАО «БЗТДиА»
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Оценка системы мотивации труда персонала предприятия
2.3 Совершенствование системы мотивации персонала на предприятии ОАО «БЗТДиА»
Говоря об эффективности сотрудников, помимо мониторинга ежедневного выполнения возложенных на них обязанностей, необходимо учитывать вклад сотрудника в достижение целей организации. С помощью системы управления целями можно связать цели организации и задачи, поставленные перед сотрудником.
С точки зрения эффективности, в первую очередь следует поощрять правильные действия сотрудника, направленные на достижение целей организации и выполнение требований к качеству. Правильные действия, ожидаемые от сотрудника организации, должны быть ему известны в форме возложенных на него обязанностей.
4) Контроль затрат на оплату труда. Хорошо продуманная система мотивации позволяет организации контролировать и эффективно управлять расходами на оплату труда, обеспечивая при этом наличие необходимых сотрудников.
5) Административная эффективность и простота. Система мотивации должна быть понятна каждому сотруднику и проста в управлении, т. е. она не требует значительных материальных и трудовых ресурсов для обеспечения ее бесперебойного функционирования
1.2 Технологии и методы мотивации персонала
Основные методы мотивации персонала в организации более качественного труда делятся на:
- материальные;
- нематериальные.
Материальная мотивация делится на 2 группы:
1. Система штрафов. В организации лучшего рабочего процесса используются методы штрафов. То есть, если сотрудник плохо работает, показывает плохие результаты или совершает грубые ошибки, его штрафуют, чем и мотивируют работать лучше.
2. Система поощрений. Противоположный способ, то есть для стимулирования сотрудникам выплачивается премия за какие-либо достижения, хорошо выполненную работу. Так, каждый работник знает, если он будет выполнять свои обязанности лучше, будет стремиться к большему, он получит премию[3].
Виды нематериальной мотивации представлены на рисунке 2.
Нематериальная мотивация имеет еще много видов:
1. Похвала руководителя. На самом деле этот метод стимулирования очень эффективен, хотя многие считают иначе. Общественная и личная похвала властей побуждает двигаться дальше, стремиться к большему. Именно поэтому многие предприятия все еще используют доски почета, как физические, так и виртуальные;
Рисунок 2. Виды нематериальной мотивации
2. Карьерный рост. Каждый сотрудник знает, будет ли он выполнять свою работу более эффективно и быстро, она будет расти, что значительно повысит его социальный статус и гарантирует дальнейшее развитие в профессиональной сфере;
3. Обучение за счет средств компании. Отличный способ мотивировать, если компания предлагает своим сотрудникам пройти курсы повышения квалификации за счет средств компании;
4. Хорошая атмосфера в команде. Сотрудники выполняют свою работу намного лучше и лучше, если они находятся в теплой, дружной команде. И наоборот, если атмосфера далека от спокойствия, она не может приспособиться к рабочему настроению;
5. Имидж компании. Многие люди, как правило, работают в организации, которую все знают, и ее услуги или продукты пользуются большим спросом, потому что это престижно. Следует учитывать престиж компании не только на рынке, но и в качестве работодателя;
6. Спортивные и культурные мероприятия. Поездки на природу, совместные поездки на концерты, в театр, спорт - все это является отличной мотивацией и делает атмосферу в команде более теплой и приятной. Сотрудники должны хорошо отдыхать, только тогда они смогут хорошо работать.
Каждый менеджер выбирает подходящие для себя материальные и нематериальные современные методы мотивации персонала организации, которые будут соответствовать его бизнесу, помогут добиться максимальной отдачи у сотрудников.
Благодаря методу достигнута цель. Методы мотивации сотрудников должны оказывать такое влияние на сотрудников, чтобы их поведение соответствовало требованиям бизнеса. Современные методы довольно разнообразны, но их можно разделить на группы:
- личность, направленная на мотивацию узких кругов работников с одинаковыми мотивами и потребностями;
- диагностика используется для оценки конкретного сотрудника, а также показать способы его мотивации;
- организационная используется для создания стимулирующей системы в организации, такой как разработка и внедрение системы оценок[4].
Современные методы мотивации персонала имеют свои трудности. Каждый менеджер думает о том, как стимулировать сотрудников, но в то же время без высоких затрат, но с высокими результатами.
Кроме того, необходимо создать систему мотивации, которая бы легко адаптировалась ко всем меняющимся условиям.
Кроме того, необходимо четко определить оптимальную комбинацию методов стимулирования, которая не требовала бы больших затрат со стороны руководства.
Как уже упоминалось выше, нет необходимости использовать материальные формы и методы мотивации персонала при организации лучшей работы. Существует множество простых и интересных способов, которые не требуют больших денежных затрат.
Шутливое наказание для худших сотрудников. Не нужно штрафовать худших работников, можно придумывать разные юмористические титулы и титулы, которые даются тем, кто не справляется со своей работой. Например, название «Черепаха месяца».
Развлечения. Многие современные зарубежные компании имеют игровые площадки, где сотрудники могут расслабиться и избежать проблем. Работа становится более эффективной, и у персонала нет мыслей о том, насколько удручает атмосфера в офисе.
Спонтанные подарки. Небольшие подарки работникам просто для хорошего настроения не могут не радовать и стимулировать на работу[5].
Вниманию членов семьи сотрудников. Вы можете предоставить детские путевки в лагеря или санатории, раздать сладкие подарки на праздники, гарантировать медицинскую страховку всем членам семьи каждого работника.
Замена награды более бюджетными вариантами. Не каждый может позволить себе вручать награды выдающимся сотрудникам. Например, вы можете дать человеку внеплановый выходной.
Награды тем, у кого хорошее здоровье. В других странах давно практикуются методы мотивации и стимулирования персонала, такие как предоставление бонусов тем, кто не болел весь год и постоянно проходил медицинское обследование.
Бесплатный визит на работу. Лучшие специалисты могут установить свободный график посещений на определенное время.
Большой выбор призов за хорошую работу. Например, абонемент в спортзал, поездка в ресторан или кино.
На основании вышеизложенного сделаем следующие выводы.
Мотивированные действия понимаются как свободные человеческие действия, которые определяются внутренними мотивами и направлены на достижение целей, а также реализацию интересов. В этой деятельности работник может определить меру действий, которая зависит от его внутренних мотивов и, конечно же, от условий окружающей среды.
Очевидно, что способы достижения эффективной мотивации зависят в первую очередь от потребностей, норм и ценностей человека. Поэтому, используя этот рычаг, вы можете повлиять на деловую активность сотрудников.
Механизм мотивации предприятия представляет собой сложную систему инструментов и методов, используемых для воздействия на работающий персонал с целью обеспечения достижения целей мотивационной политики.
Механизм мотивации должен основываться на характеристиках персонала, работающего в организации, включая потребности, интересы, отношение и ценности персонала. Механизм мотивации должен учитывать существующую структуру управления персоналом организации, факторы, влияющие на организацию как внутри страны, так и за ее пределами, а также традиции и исторический опыт компании.
Методы мотивации аналогичны методам, применяемым в управлении персоналом в целом. Среди них есть общие, широко используемые в управлении другими объектами (производством, народным хозяйством в целом): административными, экономическими, социальными - и большое количество частных методов. Управление персоналом и, в частности, мотивация должны основываться на принципах системного подхода и анализа, что означает охват всего персонала предприятия, связывание конкретных решений внутри подсистемы с учетом их влияния на всю систему, анализ и принятие решений. -принятия по отношению к персоналу с учетом факторов внешней и внутренней среды.
Основным принципом и условием анализа системы мотивации является максимальная объективность. Результаты, полученные в ходе анализа, должны дать полную картину того, испытывают ли сотрудники влияние существующей в организации системы мотивации, реагируют ли они на влияние системы мотивации на ожидания менеджмента и т. д.
Глава 2. Анализ мотивации труда на ОАО «БЗТДиА»
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика предприятия
Открытое акционерное общество «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» является коммерческой организацией государственной формы собственности и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь. Утвержденная аббревиатура – ОАО «БЗТДиА».
Предприятие имеет статус юридического лица, самостоятельный баланс, гербовую и другие печати, расчетный и специальные счета в банках.
В настоящее время ОАО «БЗТДиА» – государственное предприятие, находящееся в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь и специализирующееся на выпуске деталей, узлов и агрегатов на трактора для РУП «МТЗ» и моторов для РУП «ММЗ», запасных частей для тракторов «Беларус» для свободной реализации. С 2012 – 2018 гг. предприятие освоило производство тракторов: «Беларус – 320» и коммунальных машин на базе этого трактора; «Беларус – 422.1»; «Беларус – 321», «Беларус – 320.4», «Беларус – 622». В 2017 г начато производство трактора «Беларус – 311».
ОАО «БЗТДиА» выпускает следующую продукцию:
- трактора;
- запасные части к тракторам;
- товары народного потребления (садово-огородный инвентарь).
Выпуск промышленной продукции по товарам представителям ОАО «БЗТДиА» за 2016 – 2018 гг. представлен в приложении 3.
В 2016 г. производство тракторов составило 1004 штуки, в 2017 г. – 1078 штук, в 2018 г. – 1800 тракторов, в 2016 г. планируется выпустить 1960 штук тракторов. В 2017 г. использование среднегодовой мощности составило 68 %.
Продукция через торговые дома и дилеров экспортируется в Российскую Федерацию, Украину, Молдову, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Литву, Латвию, Эстонию, Болгарию, Венгрию, Польшу, Германию, Сербию, Грецию, Нидерланды, Пакистан, Египет, Вьетнам. Основные показатели производственно-финансовой деятельности предприятия за 2016 – 2018 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели производственно-финансовой деятельности ОАО «БЗТДиА» за 2016 – 2018 гг.
Показатель |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Программа производства тракторов и машин, шт. |
1004,0 |
1078,0 |
1800,0 |
Объем производства продукции, тыс. р. |
|||
в фактических ценах |
261982,0 |
256460,0 |
342870,0 |
в сопоставимых ценах |
283286,0 |
254955,0 |
317800,0 |
Объем экспорта, тыс. долл. США |
32988,0 |
21293,0 |
28745,0 |
Объем импорта, тыс. долл. США |
24622,0 |
10228,0 |
11967,0 |
Сальдо (+, -), тыс. долл. США |
8366,0 |
11065,0 |
14736,0 |
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, тыс. р. |
289766,0 |
286993,0 |
366300,0 |
Налоги, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг, тыс. р. |
33847,0 |
34755,0 |
42100,0 |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку), тыс. р. |
255919,0 |
251295,0 |
324200,0 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. р. |
223520,0 |
288174,0 |
297430,0 |
Прибыль от реализации продукции, тыс. р. |
23077,0 |
25470,0 |
26770,0 |
Чистая прибыль, тыс. р. |
13664,0 |
14680,0 |
16810,0 |
Рентабельность реализованной продукции, % |
6,1 |
8,8 |
9,0 |
Коэффициент износа активной части основных средств, % |
74,4 |
74,0 |
73,5 |
Среднесписочная численность, чел. |
3126,0 |
3033,0 |
3232,0 |
Средняя заработная плата, тыс. р. |
1998,4 |
2972,2 |
3185,0 |
Расходы на оплату труда, включаемые в соответствии с законодательством в затраты на производство и реализацию продукции, тыс. р. |
33829,0 |
32794,0 |
45550,0 |
Темп роста производительности труда в сопоставимых условиях, % |
100,0 |
83,3 |
101,3 |