Файл: Роль мотивации в поведении организации ОАО «БЗТДиА».pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы мотивации трудовой деятельности
1.1 Роль и значение мотивации персонала
1.2 Технологии и методы мотивации персонала
Глава 2. Анализ мотивации труда на ОАО «БЗТДиА»
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Оценка системы мотивации труда персонала предприятия
2.3 Совершенствование системы мотивации персонала на предприятии ОАО «БЗТДиА»
- 5 лет и более – награждение Почетной грамотой с выплатой денежного вознаграждения в размере 50 % от средней зарплаты;
Награды на поощрения выдаются согласно приказам директора предприятия.
2.3 Совершенствование системы мотивации персонала на предприятии ОАО «БЗТДиА»
Выделим факторы, влияющие и способствующие необходимости формирования эффективной системы стимулирования труда персонала на ОАО «БЗТДиА»:
1 Внешние факторы: относительная стабилизация экономической ситуации в стране и регионе; ситуация на рынке труда; кадровая политика организаций-конкурентов.
2 Внутренние факторы: необходимость улучшения психологического климата внутри коллектива, снижения конфликтных ситуаций; потребность в оптимизации затрат на персонал и на его управление в компании; культура, т.е. вырабатываемые коллективом и организацией совместные ценности, установки поведения, которые регламентируют действия личности; наличие необходимой хозяйственной, материальной технической инфраструктуры; заинтересованность коллектива; кадровый потенциал; побуждение работников к максимальной вовлеченности в процесс труда и управления; технические и технологические факторы (характер решаемых задач, сложность труда, фондовооруженность, численное соотношение категорий персонала, размер предприятия); структурно-организационные факторы (режим работы, стаж работы сотрудников; квалификация работников, система стимулирования персонала предприятия); социально-психологические факторы (статус работника и степень его признания в коллективе, перспектива продвижения по службе, существующая организационная структура предприятия).
Для эффективного управления системой стимулирования необходимо использовать в управлении предприятием группы методов. В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации, при этом для каждого уровня управления необходим свой подход.
Что же касается материального вознаграждения – выделение большего объема средств для дополнительного поощрения наиболее эффективно работающих сотрудников: для работников основного производства – в зависимости от увеличения производительности, качества оказанных услуг; руководителей и специалистов поощрять за поиск и реализацию мероприятий по увеличению прибыли, снижению издержек, а также снижению текучести кадров.
Особенности эффективного использования системы премирования: премии не должны быть распространенными, поскольку их будут воспринимать просто как часть обычной зарплаты в обычных условиях; связать размер выплачиваемых премий с личным вкладом работника в производство; разработать приемлемый метод расчета размера премии; установить зависимость премий от дополнительных усилий работника.
Система материального стимулирования, кроме зарплаты и премий (бонусов), должна включать также пенсионные накопления, участие в прибылях, оплату обучения работника, беспроцентные займы на покупку дома или машины, оплату питания или проезда работников. Необходимо изменить принципиальный подход к формированию материального вознаграждения, а именно: премии работник должен не лишаться, а зарабатывать ее.
Руководству необходимо использовать такие меры, как:
- повышение социальной роли работы в жизни работников: поощрение создания всевозможных спортивных клубов (например, футбольной команды), организация и поддержка празднования дней рождений своих сотрудников и различных торжеств, организации совместных мероприятий: банкетов, собраний, экскурсий, и тому подобное;
- регулярный выпуск сводки новостей, что придаст предприятию индивидуальность, но будет, кроме того, полезным средством общения с персоналом;
- постоянно информировать работников о происходящих кадровых изменениях, об основных заказах, о вновь приобретенных и утраченных потребителях и вообще об основных новостях;
- публичная похвала людей за хорошо сделанную работу;
- избежание публичной критики работников, разумеется, кроме тех случаев, когда необходимо, чтобы пример стал назидательным;
- при описании задач каждого сотрудника руководство должно принимать в расчет присущие ему сильные и слабые стороны;
- проведение регулярных совещаний, позволяющих отслеживать динамику производительности и разбираться с возникшими жалобами и недовольствами.
Знание целей и задач работником, несомненно, повысит увеличение вовлеченности сотрудников в дела предприятия. Необходимо проведение работы по осведомленности всего работающего персонала о результатах, к которым стремится предприятие. Это может быть сделано посредством размещения информации на доске объявлений, путем проведения собраний, на которых будут обоснованы поставленные цели и задачи, ведь именно они воодушевляют людей на эффективность работы
В целом, для совершенствования системы нематериального стимулирования необходимо проведение следующих мероприятий.
1 Обучение администрации основам управления персоналом. В связи с этим на предприятии следует проводить семинары для совершенствования управления, в которых могут принять участие руководители и специалисты. Это хорошая возможность совместить обучение и оценку потенциала своих работников. Семинары могут проходить по 2 часа в течение 10 дней. Каждый из специализированных этапов должен быть подчинен своим целям. Семинары можно проводить в вечернее время группами.
2 Производственные собрания. Немаловажным фактором, обеспечивающим психологический комфорт внутри предприятия, являются встречи членов трудового коллектива и их контакты между собой. Одной из форм таких контактов являются собрания и планерки, посвященные решению текущих производственных вопросов. Задачей руководства в этом случае является обеспечение как можно более тесного взаимодействия сотрудников подразделений, которое одновременно способствует и сближению сотрудников, и оперативному решению возникающих производственных проблем.
3 Информационный обмен. Для улучшения внутреннего климата в организации большое значение имеют беспрепятственный обмен информацией и доступность руководства. Эффективно налаженные коммуникации помогают устранить множество потенциальных проблем, связанных с непониманием или различиями в трактовке тех или иных информационных сообщений. Они предупреждают распространение слухов и сплетен, которые негативно влияют на психологический настрой работников и общую обстановку внутри фирмы.
Ни один из рассмотренных способов стимулирования не стоит использовать обособленно, поскольку разные члены предприятия могут иметь абсолютно разные потребности и пожелания. Поэтому руководству ОАО «БЗТДиА» необходимо продумать и по возможности ввести в практику элементы всех методов стимулирования.
Таким образом, для достижения эффективной системы мотивации и стимулирования на ОАО «БЗТДиА» предлагается ряд следующих мероприятий, представленных в таблице 6.
Все это позволит более эффективно управлять персоналом предприятия и его стимулированием, а, известно, что хорошо организованное управление компанией – залог ее успешной деятельности.
Таблица 6
Мероприятия по совершенствованию системы мотивации и стимулирования персонала
Форма стимулирования |
Основное содержание |
Дифференциация заработной платы |
Формирование обособленных фондов оплаты труда для отдельных подразделений предприятия |
Премирование от качества работы |
Установление зависимости премий от дополнительных усилий работника |
Стимулирование свободным временем |
Предоставление дополнительных выходных Возможности выбора времени отпуска |
Система обучения персонала |
Курсы повышения квалификации |
Участие персонала в управлении предприятием |
Проведение совместных совещаний, коллективное обсуждение проблем и поиск путей их решения, |
Социально-экономическая значимость по разработке рекомендаций совершенствования системы стимулирования на ОАО «БЗТДиА» будет заключаться в следующем:
1 Повыситься уровень конкурентоспособности предприятия.
2 Повысится лояльность сотрудников предприятия
3 Вырастет репутация предприятия в отрасли.
4 Улучшиться психологический климат в коллективе.
5 Сократится уровень текучести персонала на предприятии, что позволит сократить расходы на поиск и обучение персонала, приведет к закреплению кадров на предприятии и росту производительности труда.
6 Повыситься уровень материального и морального стимулирования сотрудников, также уровень компетенции, а соответственно и ответственности сотрудников, что будет способствовать ускорению принятия управленческих решений.
7 Рост компетентности и профессионализма сотрудников соответствующим образом скажется на структуре и объемах оказанных услуг.
8 Вырастет роль и качество трудовых ресурсов в деятельности предприятия.
Заключение
В заключение работы сделаем основные выводы, полученные в процессе ее написания:
1 Стимулирование труда – это прежде всего внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Одновременно оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и работника одновременно. Стимулирование выполняет экономическую, социальную и нравственную функции.
Экономическая функция выражается в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности производства, которое выражается в повышении производительности труда и качества продукции. Стимулы могут быть материальными и нематериальными.
2 Мотивационный механизм предприятия – это комплексная система применяемых инструментов и способов воздействия на работающий персонал для обеспечения достижения целей мотивационной политики.
Мотивационный механизм должен строиться с учетом особенностей персонала, работающего в организации, включающих в себя потребности, интересы, установки и ценностные ориентации работников. Мотивационный механизм должен учитывать существующую структуру управления персоналом организации, факторы, воздействующие на организацию внутри и извне, а также сложившиеся на фирме традиции и исторический опыт работы.
3 Проведенный анализ системы экономического стимулирования работников свидетельствует, что на предприятии ОАО «БЗТДиА» создана несовершенная система мотивации и стимулирования трудовой активности персонала, что может обеспечить сокращение доли рынка и числа покупателей, а следовательно, объема продаж из-за недобросовестного отношения к работе.
В настоящее время на размер зарплаты персонала конечный результат влияет не сильнее, чем собственный трудовой вклад работника, поэтому размер заработков определяется, прежде всего возможностями организации. Необходимо усиление дифференциации в оплате труда в зависимости от сложности выполняемых работ, т.е. необходима актуализация мотивов общественной полезности труда и привязка оплаты труда к конечным результатам деятельности ОАО «БЗТДиА». Большая часть сотрудников предприятия хотела бы иметь большую заработную плату за счет каких-либо других форм поощрений. Это свидетельствуют о том, что следует повысить материальное стимулирование работников, а так как поднятие заработной платы для увеличения удовлетворенности приведет к большим затратам, то следует наладить систему премий и бонусов для поднятия показателя.
Совершенствование системы стимулирования трудовой активности персонала ОАО «БЗТДиА» может обеспечить активизацию деятельности сотрудников при производстве продукции и привлечении новых партнёров, тем самым, повысив уровень получаемой выручки за счет притока партнеров. Это может создать благоприятный финансовый фон в целом; позволит создать преимущественную базу для устранения конкурентных фирм, что предотвратит потерю клиентов.
4 В качестве мероприятий по совершенствованию методов управления персоналом на ОАО «БЗТДиА» предложены следующие направления:
- эффективное использование системы премирования;
- обучение администрации основам управления персоналом;
- проводить производственные собрания;
- осуществлять информационный обмен.
Все это позволит более эффективно управлять персоналом предприятия и его стимулированием, а, известно, что хорошо организованное управление компанией – залог ее успешной деятельности.
Список использованных источников
- Авакян, Г.С. Мотивация труда: его стимулирование и оплата, пути совершенствования: учеб.-метод. пособ. / Г.С. Авакян, Н.Г. Бобрицкий, Н.Г. Родцевич. – Минск: БГЭУ, 2016. – 374 с.
- Андриенко, В.Ф. Методические рекомендации по организации оплаты и стимулирование труда на предприятиях с разными формами собственности / В.Ф. Андриенко. - К.: Праця, 2015. - 144 с.
- Беляцкий, Н.П. Управление персоналом: учебник / Н.П. Беляцкий, С.Е. Велесько, П. Ройш. – Минск: Интерпресссервис, Экоперспектива, 2017. – 352 с.
- Бычкова, А.В. Управление персоналом: учеб. пособие / А.В. Бычкова. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2016. – 200 с.
- Веснин, В.Р. Менеджмент персонала: учеб. пособие / В.Р. Веснин. - М.: Элит, 2017. – 304 с.
- Воеводин, Н.С. Современные методы оплаты труда: методика и рекомендации по внедрению / Н.С. Воеводин. - М.: Юстицинформ, 2016. - 157 с.
- Волгин, Н.П. Современные модели оплаты труда: методика и рекомендации по внедрению / Н.П. Волгин. - М.: Луч, 2017. - 94 с.
- Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие / А.П. Егоршин. – Н. Новгород: НИМБ, 2015. – 320 с.
- Захарова, Т.И. Мотивация трудовой деятельности: учеб.- методич. Комплекс / Т.И. Захарова, С.В. Гаврилова. – М.: Изд. Цент, 2016. – 216 с.
- Калина, А.В. Организация и оплата труда в условиях рынка (аспект эффективности): учеб.-методич. пособие / А.В. Калина. – К.: МАУП, 2017. – 288 с.
- Комарова, Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы / Н. Комарова // Человек и труд. – 2017. – №10. – С. 90-92.
- Красноженова, Г.С. Управление трудовыми ресурсами / Г.С. Красноженова. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 160 с.
- Одегов, Ю.Г. Мотивация персонала: учеб. пособие / Ю. Г. Одегов, Г.Г. Руденко, С.Н. Аленько. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2015. – 640 с.
- Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник / И.А. Баткаева [и др.]; под. Ред. А.Я. Кибанов. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 524 с.
- Самсонов, Н.О. Управление персоналом / О.Н. Самсонов. – М.: АСТ, 2017. – 64 с.
- Свергун, О. HR-практика. Управление персоналом: Как это есть на самом деле / О. Свергун, Ю. Пасс, Д. Дьякова. – СПб.: Питер, 2015. – 320 с.
- Соколова, М.И. Управление человеческими ресурсами: ученик / М.И. Соколова, А. Г. Дементьева. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. — 240 с.
- Спивак, В.А. Управление персоналом / В.А. Спивак. – М.: ЭКСМО, 2015. – 336 с.
- Травин, В.В. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе / В.В. Травин. – М: Юристъ, 2017. – 496 с.
- Управление персоналом организации: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА, 2016. - 512 с.
- Шапиро, С.А. Мотивация: учеб. Пособие / С.А. Шапиро. – М.: «ГроссМедиа», 2016. – 244 с.
- Шапиро, С.А. Мотивация и стимулирование персонала / С.А. Шапиро. – М.: ГроссМедиа, 2015. – 224 с.
- Яковлева, Т.Г. Мотивация персонала. Построение эффективной системы оплаты труда / Т.Г. Яковлева. – СПб.: Питер, 2016. – 240 с.