Файл: Изучение покупательского спроса и формирование товарного ассортимента в магазине.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Анализ потребительского спроса является проблемой экономического анализа, это связанно с формированием рыночной экономики в России. Условия рыночных отношений вынуждает участников рынка производить и продавать только те товары, которые пользуются определенным покупательским спросом.

Основные направления хозяйственной деятельности оцениваются величиной конечной прибыли, которая находится в прямой зависимости от знания рынка. В случаях, когда предприниматели не уделяют достаточное внимание законам рынка, бизнес терпит крах, то же действует и в обратном направлении, те, кто умеют предугадывать перспективы развития рынка, обеспечивают высокую эффективность своей деятельности.

В последние годы спрос довольно нестабилен, из-за этого многие предприниматели не считают нужным анализировать и изучать его, однако это ошибочное мнение. Коммерческая работа не может быть успешной без изучения спроса на товар.

Изучение спроса населения – это один из ключевых элементов маркетинговых программ.

Ассортимент и его формирование составляют основу товарной политики любого торгового предприятия. Это экономически важно, так как эффективно составленный ассортимент позволяет предприятию держаться наравне с конкурентами или даже преуспеть среди них.

На сегодняшний день ассортиментная политика имеет большую значимость, так как потребители стали завышать требования к ассортименту и качеству товара.

Мировой опыт показывает, что лидерство среди конкурентов получает то предприятие, которое наиболее компетентно в ассортиментной политике, владеет методами ее реализации и максимально эффективно управляет ей.

Анализ спроса разных годов, говорит о том, что на данный момент покупатель хочет более красивый, долговечный и практичный товар. Именно поэтому коррекция ассортимента важна для каждого предприятия, иначе потребительские запросы не будут удовлетворены.

Цель моей работы: изучить покупательский спрос и принципы формирования торгового ассортимента.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Рассмотреть методы изучения покупательского спроса
  2. Изучить факторы влияющие на спрос
  3. Рассмотреть методы подбора товарного ассортимента в магазине «Red Meter»
  4. Провести анализ эффективности проводимого на предприятии изучения покупательского спроса
  5. Изучить планирование ассортимента товаров в выбранном магазине

Обьектом моей работы являются покупательский спрос и ассортимент в магазине.

Предмет работы – формирование товарного ассортимента на основе изученного покупательского спроса.

Теоретическая значимость курсовой работы определяется тем, что результаты данного исследования могут способствовать повышению эффективности работы магазина «Red Meter», а именно расширить методы изучения потребительского спроса и тем самым повысить эффективность составления товарного ассортимента.

Теоретической базой моего исследования послужили данные интернет-ресурсов, материалы периодических издания, посвященные вопросам изучения потребительского спроса и формирования товарного ассортимента.

В качестве методов исследования использовались сбор и анализ научной литературы, анализ проводимой работы с потребительским спросом на предприятии «Red Meter», а также моделирование способов ее улучшения.

Глава 1. Теоретические основы формирования ассортимента магазина

1.1 Методы изучения покупательского спроса и его виды

Спрос изображается, как график или таблица, который отображает количество продукта, которое готов приобрести покупатель за определенную цену из возможных в течение определенного периода времени цен. Спрос выражает ряд возможностей: он показывает количество продукта, которое покупатели будут приобретать по разным ценам.[1]

Важное свойство спроса – это возрастание обьема спроса при снижении цены. В основу данного закона спроса входит поведение покупателя. Цена для потребителя – это барьер, мешающий совершить покупку, и чем он выше, тем меньше продукта он будет покупать. Низкая цена, наоборот, усиливает желание совершить покупку, следовательно он покупает больше товара лишь из-за сниженной цены. При низкой цене потребитель может позволить себе приобрести больше единиц того или иного товара, отказавшись от альтернативных товаров, либо приобрести более дешевый аналог определенного товара. Данная тенденция получила название «эффект дохода и замещения».[2]


Существуют различные факторы, которые определяют развитие спроса. Это могут быть цены на товары, доход покупателей, взаимодополняемость товаров в торговом зале. Спрос принимает различные виды в связи с тем, что является платежеспособной потребностью.[3]

Среди видов спроса можно выделить:

  1. Отрицательный спрос. Данная категория спроса возникает тогда, когда рынок недолюбливает товар и готова понести некоторые издержки для того, чтобы его избежать. В пример можно привести стоматологические процедуры или прививки. У работодателей отрицательный спрос ощущается на наем бывших заключенных или людей с алкогольной зависимостью.
  2. Скрытый спрос. Появляется тогда, когда потребитель желает приобрести товар и не может заменить его чем-либо другим. Такой спрос существует на заменители сигарет, которые считают безвредными, безопасные жилые районы и экономичные автомобили.
  3. Падающий спрос. Появляется в любой организации, рано или поздно хоть один из товаров фирмы постепенно теряет спрос. На примере это могут быть частные колледжи, в которые Россияне желают поступать все меньше и меньше. В данной ситуации организация должна анализировать причины падения спроса и искать возможные пути и методы его повышения. Часто производителю приходится менять характеристики товара или услуги, менять целевую аудиторию или запускать масштабную рекламную кампанию.
  4. Нерегулярный спрос. У многих организаций сбыт основывается на сезонной, ежедневной или даже почасовой основе. Это зачастую вызывает проблемы с загрузкой предприятия. Данный спрос сильно отражается на предприятиях быстрого питания (обеденные перерывы у организаций в округе), транспорт (часы пик), музеях (выходные дни).
  5. Полноценный спрос. Возникает, когда организация удовлетворена своим торговым оборотом. Задача маркетинга - поддерживать существующий уровень спроса, несмотря на меняющиеся потребительские предпочтения и усиливающуюся конкуренцию. Организация должна неукоснительно заботиться о качестве товара и обслуживания, постоянно замерять уровень потребительской удовлетворенности, чтобы судить о правильности своих действий.
  6. Чрезмерный спрос. Связан с тем, что уровень спроса выше, чем организация может удовлетворить.
  7. Нерациональный спрос. Возникает на Без изучения и прогнозирования спроса невозможно эффективное функционирование любого розничного и оптового торгового предприятия.
  8. товары и услуги, на которые данный уровень спроса нежелателен, но тем не менее он есть. К примеру, это табачная продукция, а также алкогольные напитки.
  9. Отсутствие спроса. Целевые потребители могут не проявить интереса к новому виду товара. Так производители мебели, могут не заинтересоваться в новой обработке дерева.[4]

Учет текущих изменений спроса, а также использование полученных результатов в коммерческой работе – основная цель изучения спроса.[5]

Все виды спроса изучаются по схожим схемам с применением одних и тех же методов.

Практика изучения полноценного спроса является одной из наиболее распространенных. Все методы делятся на две группы: непосредственные и балансовые. [6]

Методы непосредственной регистрации продажи товаров подразумевают использование таких технических средств, как учет продажи по товарным ярлыкам, ярлыкам-вкладышам, чекам, но наиболее распространенный из них, это учет осуществленных операций с покупателями с применением электронных кассовых аппаратов.

Магазины с ассортиментом, состоящим из товаров повседневного спроса удобнее использовать отрывные ярлыки, так как на них помимо обязательных признаков товара, могут быть указаны дополнительные признаки, по которым ведется изучение спроса. Среди таких признаков: цвет, модель, фасон, размер. Заведующие секциями подсчитывают и записывают в журнал учета количество проданного товара. Товар группируется по видам изделий и ассортиментным признакам. Данные сведения могут быть переданы в торговый отдел по запросу.[7]

Упрощает работу механизированная обработка данных с помощью вычислительной техники. Все ассортиментные признаки товара обобщаются автоматически. Информация о продаже в развернутом ассортименте обновляется систематически и поступает оперативно. Данный вид учета товаров может быть выборочно использован предприятиями с широким ассортиментом непродовольственной продукции.[8]

Переход магазинов от ярлыков к международным торговым штриховым кодам значительно облегчает применение данного метода. Получение данных о продаже товара в таком случае происходит в момент совершения покупки покупателем, также следует учесть, что данные обрабатываются компьютером моментально.

Автоматизированные системы в узлах расчета получают и накапливают все данные о продаже товара в развернутом ассортименте. Владелец магазина или специалист, занимающийся изучением спроса в данном магазине, может получать данные за любой период в реальном масштабном времени.

Балансовый метод учета реализованного спроса основан на формуле товарного баланса:

Р= Он + П – Ок

Р- реализованный спрос

Он- остаток товаров на начало периода учета


П- поступление товаров за период учета

Ок- остаток товаров на конец периода учета.[9]

Данные для расчета берутся из документов бухгалтерской отчетности картотеки складов, далее рассчитывают размер продажи товаров за отчетный период. Этот метод не является самым простым и удобным за счет большого количества данных и расчетов, следовательно используется он довольно редко. Для коммерческой работы необходимо вести учет спроса за день, декаду, пятидневку, но такой метод неизбежно приводит к утрате большого количества времени и зачатую к неточности полученных данных.[10]

Когда предприятие изучает спрос с помощью компьютерной техники, проводится учет продажи товаров на основе их движения. Учитываются все поступления от поставщиков, отпуска в магазины и данные инвентаризации.

Неудовлетворенный спрос изучается в процессе анализа реализованного спроса. Для этого могут быть использованы, например, коэффициенты удовлетворения спроса, показывающие степень его удовлетворения.[11]

Данные о неудовлетворенном спросе могут быть зарегистрированы продавцами магазина, но точность данных методов не гарантируется.

Полноценное изучение неудовлетворенного и формирующегося спроса организуется при помощи опроса покупателей, консультаций с экспертами, а также опросов представителей торговых предприятий.

Обязательной частью изучения спроса населения на товары народного потребления является определение его товарно-групповой структуры.

Товарно-групповая структура спроса - это соотношение расходов населения на приобретение различных групп товаров в пределах общего объема платежеспособного спроса. Расчет структуры спроса позволяет обосновать структуру розничного товарооборота, предъявить промышленности требования по выпуску товаров, что в свою очередь требует от предприятий изыскания ресурсов роста товарооборота в соответствии с развивающимся спросом населения.[12]

Структура рассчитывается по основным товарным группам. Для задач текущего планирования и оперативного управления розничные торговые предприятия осуществляют расчет во внутригрупповом ассортименте.[13] В зависимости от принятого подхода товарно-групповая структура спроса может рассчитываться по принципу "от общего к частному" или "от частного к общему". В первом случае производится поэтапный расчет структуры от объема до отдельных товарных групп. Во втором - применяется метод прямого товарного расчета структуры спроса с последующей балансировкой полученных прогнозов спроса на отдельные товарные группы в рамках общего объема спроса. [14] На данный момент фирмы предпочитают сочетать товарный и поэтапный методы расчета.