Файл: Изучение покупательского спроса и формирование товарного ассортимента в магазине.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования ассортимента магазина
1.1 Методы изучения покупательского спроса и его виды
1.2 Факторы, влияющие на образование торгового ассортимента
1.3 Принципы установления товарного ассортимента
Глава 2. Общая характеристика торгового предприятия «Red Meter»
Глава 3. Оценка спроса и ее роль в составлении ассортимента магазина «Red Meter»
3.1 Методы подбора и установления товарного ассортимента в магазине «Red Meter»
3.2 Анализ эффективности изучения покупательского спроса в магазине
3.3 Планирование ассортимента товаров в магазине «Red Meter»
Таким образом изучение потребительского спроса является важной частью работы любого предприятия, иначе эффективность работы будет в разы снижена или предприятие вовсе разорится.
1.2 Факторы, влияющие на образование торгового ассортимента
Ассортимент товаров – это совокупность их видов, разновидностей и сортов, обьединенных по определенному признаку. Основные группы товоров: сырьевая, производственная, потребительская. Также различают производственный и торговый ассортимент. [15]
Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительского назначения, степени сложности ассортимента).[16]
Товарный ассортимент - это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли.[17]
Широкий торговый ассортимент, в который входят товары разнообразных специализированных предприятий, преобразуется из более узкого производственного ассортимента.[18] Выпуск и продажа изделий в условиях рыночной экономики, с точки зрения маркетинга, должен производится с целью удовлетворения всего спектра запросов и требований населения с учетом местных, национальных и климатических условий, поэтому в первую очередь целью магазина должна стать формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товаров, которая удовлетворяла бы подтоварную структуру спроса населения.
Ниже приведены основные характеристики ассортимента товаров. Среди них:
Широта - общее количество ассортиментных групп, которые также называют товарными линиями у продавца. Количество групп связано с количеством сегментов рынка.
Насыщенность - общее количество конкретных товаров, составляющих ассортимент. Она характеризует количество марок товара внутри товарной линии.
Глубина - варианты предложения или количество позиций отдельного товара в рамках ассортиментной группы.
Гармоничность (сопоставимость) - степень схожести товара различных ассортиментных групп относительно их конечного использования, требований к организации производства, каналам распределения, общности потребителей.
Рациональность - возможность набора товаров наиболее полно удовлетворять потребность покупателей.
Устойчивость - возможность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Главная особенность таких товаров — это наличие устойчивого спроса на них.
Новизна - это способность ассортимента удовлетворять изменившиеся потребности за счёт новых товаров.[19]
Формирование товарного ассортимента - это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.[20]
При формировании товарного ассортимента фирмы учитывают целый ряд факторов, используя различные методики. Это довольно сложный процесс, который крупные компании доверяют специалистам.
Факторы, которые влияют на формирование ассортимента товаров в магазине: спрос, производство, ассортиментный профиль магазина; зона деятельности магазина, состояние материально технической базы.[21]
Вышеперечисленные факторы делятся на общие и специфические.
Общие – не зависят от конкретных условий работы торгового предприятия. К ним относят покупательский спрос и производство товаров разных категорий.
Специфические – отражают все условия работы данного предприятия. К ним можно отнести размеры конкретного магазина, его тип, технические составляющие, наличие или отсутствие источников товароснабжения, наличие асфальтированных дорог вокруг магазина, количество персонала, количество остановок общественного транспорта поблизости, конкуренты находящиеся в этом же районе.[22]
Торговый ассортимент непосредственно связан с покупательским спросом, правильно составленный ассортимент увеличивает спрос, а следовательно и доходность предприятия. [23]
1.3 Принципы установления товарного ассортимента
Формирование ассортимента подразумевает процесс подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Процесс формирования товарного ассортимента в магазине должен исходить из формы его товарной специализации и размера торговой площади, и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности их деятельности.[24]
При подборе необходимого товарного ассортимента специалисты руководствуются следующими принципами, которые являются стандартными:
- обеспечение соответствия ассортимента характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей. Для успешного введения своей фирмы на рынок, а также ее сохранения на длительный срок необходимо найти и освоить определенную нишу, а также сформировать перечень товаров, соответствующий данной нише.[25]
- рациональное построение ассортимента товаров в магазине предусматривает комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Данный принцип предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или микрокомплексов. Такой принцип формирования ассортимента позволяет обеспечить комфорт для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, уменьшает время на осуществление покупок, способствует совершению "импульсивных покупок", то есть незапланированных.[26] Данным принципом по большей части пользуются продовольственные магазины, в которых однородный товар разных марок распределен по полкам, каждая полка – это отдельный вид товара. Импульсивным покупкам способствуют витрины с мелким и дешевым товаром возле узлов расчёта.
- обеспечение достаточной широты и глубины ассортимента. Под широтой ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень, а под глубиной - число разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам. Ширина и глубина ассортимента товаров в магазине зависит от нескольких факторов, самыми важными из которых являются форма товарной специализации, размер торгового зала, а также состояние предложения на потребительском рынке.[27]
- обеспечение устойчивости ассортимента товаров. Когда магазин реализует товары повседневного спроса, следование данному принципу играет важную роль. Устойчивый ассортимент товаров в магазине обеспечивает уменьшение времени на поиск товара в торговом зале, а также позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.[28]
Одним из принципов правильного формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение условий его рентабельной деятельности. В условиях перехода к рыночной экономике рентабельность является необходимым условием функционирования любого торгового предприятия. В связи с этим, при построении ассортимента необходимо учитывать издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы.[29]
Жизненный цикл товаров имеет несколько стадий:
- внедрение – для рыночного теста закупаются относительно небольшие партии товара у зарекомендовавших себя поставщиков;
- рост – производится закупка больших партий товара различных разновидностей, важно начать поиск новых поставщиков, для того чтобы обеспечить непрерывный цикл завоза товара, который также должен храниться и на складе;
- зрелость – закупочные цены снижаются, невыгодные договора с поставщиками расторгаются, торговые запасы уменьшаются, производится активная рекламная деятельность;
- устаревшие – распродаются остатки товара со складских помещений.[30]
Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:
-Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, сбываемый в данном магазине.
-Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.
-Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.[31]
-Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей.
Перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине, зависит от формы его товарной специализации и специфики контингента покупателей, то есть целевой аудитории магазина.
Следующим этапом формирования ассортимента является количество реализованных разновидностей товара по их отличительным особенностям, т.е. его глубины. [32]
Количество разновидностей товаров в магазине зависит от размера торгового зала или торговой площади, а также не стоит забывать и о состоянии предложения данного товара на региональном потребительском рынке.
Заключительным этапом формирования ассортимента является разработка конкретного перечня товаров, который магазин планирует сбывать.
Основой для разработки конкретного ассортиментного перечня товаров в рамках отдельных их групп, подгрупп и определенного количества разновидностей являются материалы изучения спроса на товары на данном региональном потребительском рынке и результаты внутри группового анализа оборачиваемости товарных запасов.[33]
Для оптимизации ассортиментного перечня товаров применяют данные, сгруппированные следующим образом (рисунок 1).
Наименование микрокомплекса (товарной секции) |
Наименование товаров |
Количество разновидностей товаров |
Период торговли (месяц) |
Рисунок 1. Форма планирования ассортиментного перечня
Источники утверждают, что формирование ассортиментного перечня товаров в розничном магазине – это исключительно желание самого магаизна. В основу действующих в магазинах ассортиментных перечней положен производственно-технический признак ассортимента товаров, который не позволяет с достаточной полнотой учесть комплектность спроса, взаимную дополняемость товаров, сезонные особенности развития спроса и другие условия.[34]
Для характеристики ассортимента розничного торгового предприятия и определения результативности ассортиментной политики, изучение и анализ структуры ассортимента, его широта и частично глубина позволяют описать только фактическую структуру ассортимента товаров в магазинах, так как сведений о желательном ассортименте работники не имеют, а изучение спроса основывается на элементарном учете реализации, причем чаще по групповому ассортименту на предприятиях розничной торговли анализ ассортимента товаров не проводится.[35]
Грамотную ассортиментную политику характеризуют фактическая полнота ассортимента и ее динамика. Торговая площадь и обьемы товарооборота не единственные факторы полноты ассортимента. Финансовая устойчивость и авторитет предприятия на рынке товаров являются наиболее важными факторами. Поставщики более расположены к фирмам, производящим крупные партии закупок. Также степень надежности предпринимателя или фирмы определяет своевременность расчетов.[36]