Файл: Основные функции в системе менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Для обеспечения эффективного руководства предприятиями важную роль играет правильное понимание и применение основных функций управления. При выполнении той или иной работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления.

Актуальность исследования функций управления обусловлено многообразием и неоднозначностью подходов ученых к трактовке их сущности и взаимодействия.

Вопрос по определению и классификации функции управления является актуальной для ведущих экономистов, ученых и управленцев практиков.

Теоретические и практические аспекты классификации функций управления освещены во многих научных трудах. Так В. И. Кнорринг в своих исследованиях объясняет сущность функции менеджмента и различает среди них общеорганизационные, специализированные, обслуживающие. Он признает классификацию функций с позиции субъекта менеджмента распространенной [8, с. 52], тогда как Л. Р. Кричевский в своих исследованиях указывает на распространенную классификацию с организационно-технической точки зрения [9, с. 18].

Планирование как основную функцию управления называют и признают И. С. Завадский, М. М. Бурмака, Т. Н. Бурмака, М.Х.Мескон[10], М. Альберт, Ф.Хедоури [7, с. 53; 4, с. 35; 9]. Функцию лидерства (руководства) выделяет в своих исследованиях Ричард Дафт, объясняя ее как использование влияния для мотивации работников [6, с. 18]. ИсследовательФ. Хессельбайн считает, что функция контроля позволяет обнаруживать проблемы еще до того момента, как они превратятся в кризисные явления [15].

Целью исследования является исследование категории «функция»; рассмотрение подходов к классификации функции управления; определение основных функций управления предприятиями, раскрытие их сущности и взаимосвязи.

Объект исследования – менеджмент.

Предмет исследования – основные функции менеджмента.

Задачи исследования:

1. Описать сущность категорий «функция» и «функция менеджмента».

2. Раскрыть подходы к классификации функций управления .

3. Проанализировать содержание основных функций и их взаимосвязь.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников.


Глава 1. Теоретический анализ функции в системе менеджмента

1.1 Сущность категорий «функция» и «функция менеджмента»

Управление рассматривается как совокупность функций, способствующих достижению целей организации и увеличение прибыли.

В исследованиях, связанных с управлением, отсутствует единое определение категории "функции управления". С одной стороны, функция управления это определенный вид деятельности, в процессе которого выполняется воздействие на объект управления, решается заданные цели и задачи, достигается осуществления желаемой цели [6, с. 287].

Категория «функция», которая происходит с латинского "function" ( "отправление", "деятельность"), широко используется в таких науках как математике, психологии, философии, социологии, экономике и др. Она употребляется в значении долга, определенного вида деятельности, свойства, зависимость одной причине от другой и т.д., а также отражает сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях управления.

Функция менеджмента - это виды деятельности по объекту, которые обусловлены кооперацией и разделением выполняемой работы среди управленческого персонала. Каждая функция состоит из последовательности взаимосвязанных действий для выполнения поставленной роли управления [7, с. 51].

В современной литературе находим множество подходов к классификации функций управления, объясняется применением разного рода критериев их оценки. Некоторые авторы считают классификацию функций с позиции субъекта менеджмента распространенной [7, с. 52], другие видят наиболее распространенной классификацию по организационно-технической точки зрения [3, с. 18], по которой выделяются общие и специфические функции управления. Общие функции выделяются в соответствии с этапами управления как процесса, тогда как специфические - различают прежде всего по форме разделения процесса управления на составные части.

Некоторые исследователи различают среди функций менеджмента общеорганизационные (например, выполнение функций руководителями организаций), специализированные (осуществление задач различными специалистами), обслуживающие (в случае учета и отчетности) [7, с. 52].

Некоторые исследователи отмечают важность четырех функций,должны выполняться для эффективной деятельности организации. Это такие как,Producingresults - производство результатов для которых существует организация и которыеопределяют ее доходность, Administering - администрирование для обеспечения эффективности, Entrepreneuring - предпринимательство, которое обеспечивает управление изменениями, и Integrating - интеграция, объединение элементов организациидля обеспечения ее деятельности на перспективу [1, с. 13].


Исследуя и систематизируя научные разработки ученых и практиков, считаем целесообразным к основным функциям управления относить планирование, организация, лидерство (руководство) и контроль (рис. 1).

Рис. 1. Основные функции управления

Функция планирования считается одной из главных. Практически все ученые в области управления признают ее. Планирование предполагает прогнозирование,постановку целей и задач, отвечая на такие вопросы как: Что производить? Каким образом? Для кого? [7, с. 53]. Данная функция связана с существованиемв нашей жизни определенного ряда стихийных процессов, которые могут появиться в результате природных катаклизмов, возможностей неконтролируемого поведениялица и других причин, не зависящих от деятельности человека. С помощью планирования мы строим схему воздействия на объект в будущем, а потомуон не гарантирует успех управленческих решений полностью.

Средствами планирования руководство фирмы устанавливает основные направления и принятия решений, которые обеспечивают единство целей и задач для всех участников процесса управления. Таким образом, определяется единственное направление в деятельности предприятия для достижения общих целей. Как отмечают, М.Мескон [11], М.Альберт, Ф.Хедоури, планирование должно быть непрерывным в силу двух аспектов. Во-первых, деятельность организации продолжается после получения поставленных целей, во-вторых, постоянная неопределенность будущего побуждает к регулярному пересмотру уже построенных планов и создание новых непредсказуемых, но необходимых в настоящее время планов [9]. При планировании важно также основательная оценка необходимых ресурсов для выполнения поставленных задач [5, с. 84].

Содержание функции планирования предусматривает реализацию программы действий, созданию и распределения задач работникам или подразделениям фирмы, их взаимосвязь между собой. Важным здесь является регулирование выполняемых работ, что обеспечивает четкую линию следования выбранного направления функционирования предприятия [4, с. 35]. Если все же произошли отклонения от основного плана, то необходимо проводить корректировку в соответствии с поставленными целями.

Организационная деятельность является главным элементом систем управления.

Функция организации - это процесс систематического корректировки многих задач и взаимоотношений между людьми, которые выполняют. Функция организации направлена на реализацию определенных напредыдущем этапе планов. Организовывать - это значит создавать структуру [9, с. 86]. То есть, под организацией следует понимать целенаправленное воздействие на коллектив предприятия для создания механизма управления и взаимосвязей в ней. Организационнаядеятельность является главным элементом систем управления.


Важным аспектом в процессе организации является делегирование, а именно выполнение работ руководителями с помощью других лиц. Таким образом, успешные управленцы поручает (делегируют) полномочия своим подчиненным. Главноевэтом сводится к правильной организации работы [2]. С помощью делегирования полномочий формируются отношения и должностные связи работников напредприятии, которые являются основой для упорядочения деятельности подразделений и обеспечивают координацию работы предприятия.

Под делегированием можно понимать как передоверия руководителемоперативных задач, которые возникают случайно, своим подчиненным. Основнойспецификой является то, что делегирование полномочий не являются функциональнымиобязанностями работников. Поэтому делегирование более вроде просьбы. Такимобразом, делегирование является инструментом управления, с помощью которого руководительможет получить резервное время для решения других, более важных, задач.

Функцию лидерства (руководства) выделяет в своих исследованиях РичардДафт, объясняя ее как использование влияния для мотивации работников [6,с. 18].

Руководство - это феномен, который возникает в системе формальных (официальных) отношений, а лидерство - феномен, зародившийся системой неформальных (неофициальных) отношений. Роль руководителя определена в соответствии с целямиорганизации, а роль лидера возникает стихийно [8, с. 6].

Лидерство в меньшей степени касается того, что вы делаете, а в большей -кто вы есть. Лидер должен работать не на свои интересы, проявляя цинизм, а на выполнение поставленных задач предприятия. Лидерство отвечает на вопрос "Как быть?", А не "Как выполнить то или иное?» [10].

Лидер отличается от хорошего руководителя не только тем, что выполняетуправленческие функции, но является непревзойденным интегратором. Лидердолженсоздавать мотивацию для своих подчиненных [1]. Мотивация это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей.

Мотивация заключается в том, чтобы работники выполняли свою работув соответствии с делегированными им обязанностями и поставленными планами. С точки зренияшколы научного управления считалось, что чем больше будет прикладыватьсяусилий по выполнению определенных задач, тем больше будет выплачиваться денег работникам [9, с. 87]. Под мотивацией следует также понимать внутреннеепобуждение к исполнению обязанностей работниками [2].

Мотивация предполагает формирование идеалов человека, реализацию коллективных потребностей, повышение уровня удовлетворения исполнением работы, оценкувыполненной работы, внедрение различных способов стимулирования к исполнению обязанностей на высоком профессиональном уровне [7, с. 56].


Считаем, что функция лидерства (руководства) является функционально необходимой для процесса управления предприятием.

Контроль необходимо во всех сферах жизни человека. Функция контроля в управлении признается многими исследователями. Она позволяет выявлятьпроблемы еще до того момента, как они превратятся в кризисные явления. Выделяют установление стандартов, измерения достигнутого по сравнению с запланированным и корректировки планов [2].

Под контролем понимается обратная связь управленческого процесса, то есть приведение к нормальному состоянию планов, которые потерпели крах. Контроль является постоянной профилактической деятельностью управленческого процесса для нормализации его деятельности. Руководитель, который борется с нарушениями, путем применения жестких мер и увольнения с работы не является эффективным менеджером.

Контроль - это процесс обеспечения достижения целей организации. Таккак планирование направлено в будущее, то такая функция как контроль должнапредусматривать и предупреждать изменения [9, с. 87].

В свою очередь контроль должен быть объективным, действенным и систематическим. Целесообразно также создание организационных и социально-психологическихусловий для уменьшения потребностей контроля. Методами контроля могут быть -анализ, проверка, самоконтроль, обследования и т.д. [7, с. 57].

Итак, основные функции управления на практике тесно взаимосвязаныдруг с другом. Их взаимодействие обеспечивает успешное функционирование предприятияв рыночных условиях несмотря на внешние или внутренние факторы влияния.

Выводы. Обосновано, что основными функциями управления являются: планирование, организация, лидерство (руководство) и контроль. Считаем, что функция лидерства (руководства) является функционально необходимой для процесса управления предприятием. На практике функции управления тесно связаны друг сдругом. Их взаимодействие обеспечивает успешное функционирование предприятия в рыночных условиях, несмотря на внешние или внутренние факторы влияния.

1.2 Подходы к классификации функций управления

Рассматривая функции системного управления персоналом, Е.И. Макрипова выделяет общие, агрегированныепроцессуальные и технологические функции [4, с. 75].

Согласно данной классификации функций,к общим функциям можно отнести: целенаправленности; контроль; прогнозирование; анализ; планирования; учет; нормирования; регулирования; организацию; координирования.