Файл: Основные функции в системе менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как справевдиво отметил Б. Сивон [20, с. 25], контроль как элемент функции управления предусматривает: освещение фактического состояния (выполнение) исследования определенного состояния (обязательного) сравнения выполнения с определений состоянию с целью определения степени соответствия; выяснения причин определенных отклонений выполнения определенного состояния.

При этом контроль трактуют и как систему, и как процесс, и как функцию.

Сущность контроля состоит в осуществлении целенаправленного воздействия на объектыуправления, предусматривающие систематическое наблюдение, наблюдение за их деятельностью для выявления отклонений от установленных норм, правил, требований илизадач в процессе их выполнения.

Схематично место контроля на предприятии приведены на рис. 1.

Рис. 1. Место контроля на предприятии

Отдельно следует отметить, что контроль на предприятии рассматривается вдвух аспектах, как составляющая (или функция, или процесс) системы управления(Рис. 2) и системы бухгалтерского учета.

Рис. 2. Контроль как функция менеджмента предприятия

Так, итальянец ДжезеппеБорначин [12, с. 25], рассматривая связь междубухгалтерским учетом и контролем, определил бухгалтерию как искусствоведения, предвидения и регулирования административных распоряжений, аконтроль как истинную функцию учета.

Cледует говорить о контроле как функции управления (широкое понимание) и как контрольную функцию бухгалтерского учета (узкое понимание). При этом очевидно, что система бухгалтерского учета непосредственно связана с экономическим контролем через свой продукт - информационные потоки, без которого последний, по нашему глубокому убеждению, функционировать не может [8, с. 65].

Следующим шагом является определение места управленческого контроля ивнутреннего контроля в системе менеджмента предприятий. Место внутреннего контроля в системехозяйственного контроля рассматривается как самостоятельное направление, что выделился в теории контроля, который может быть истолкован в нескольких познавательных измерениях и которому присущи соответствующие элементы теоретической системы[13, с. 6].

При этом приведены в табл. 2 и 3 трактовки терминов «внутреннийконтроль »и« управленческий контроль »свидетельствуют о наличии определенныхпротиворечий относительно сущности и взаимосвязей между ними в отечественнойтеории.


Таблица 2

Определение термина «внутренний контроль» в специальной литературе

Источник

Определение

В.П. Пантелеев[14, с. 11]

«Внутрихозяйственный контроль» предполагает, что он осуществляетсяв интересах лиц, принадлежащих системе управления предприятия, выполняетфункцию управления, контроль осуществляют лица, имеющие определенныеполномочия от инициатора контроля, контроль предполагает достижениеопределенных целей, при его реализации применяются средства воздействия наобъекты управления, контроль имеет длительный и непрерывный характер,и др. Внутрихозяйственный контроль является составной частьювнутреннего контроля

С.М. Петренко[13, с. 10]

Внутренний контроль - это комплекс контрольных действий, организованныхсобственником и руководством предприятия, направленных на достижениецели предприятия с позиции оценки управленческой деятельности по различным уровням управления в части идентификации и снижения риска ведениябизнеса. Предложенное определение учитывает субъекты формированияинформации для осуществления внутреннего контроля и особенности ее накопления в соответствии с потребностями пользователей различных уровней управленияпредприятием.

В.Ф. Максимова [15, с. 7]

Внутренний контроль имеет дело непосредственно с экономическимипроцессами, использованием ресурсов и получением результатов

Securitiesand ExchangeCommission[16, с. 9]

Internal control is a process, effected by an entity's board of directors,management, and other personnel, designed to provide reasonable assuranceregarding the achievement of objectives relating to operations, reporting, and compliance

Таблица 3

Определение термина «управленческий контроль» в специальной литературе

Источник

Определение

И.Н. Герчикова[4, с. 23]

Управленческий контроль - это одна из функций управления, безкоторой не могут быть реализованы в полной мере все другие функцииуправления: планирование, организация, руководство и мотивация.

Поэтому контроль выступает одним из главных инструментоввыработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальноефункционирование фирмы и достижение ею намеченных целей как вдолгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства

Н. Выговская[18, с. 365]

«Контроль в управлении» - проверка соблюдения и исполнениянормативно поставленных задач, планов и решений

В.В. Бурцев[3, с. 33]

Управленческий контроль, или соntrolling, целесообразно представиткак систему, состоящую из элементов управленческой информационнойсистемы, центров ответственности, техники контроля, процедурконтроля, среды контроля, системы учета, кадров контроля

Т.А. Ефимова,Р.А. Савченко[20, с. 107]

Управленческий контроль - термин, который следует использовать в основномдля указания функций подразделений или должностных лиц, предприятия,обязаны в соответствии с должностными инструкциями обеспечивать информативнымиданным о движении активов и пассивов руководство предприятия, полезными дляоптимизации процесса управления и имеют ограниченный доступ

R. Anthony, andV. Govindarajan[17, с. 46]

Management Control is the process by which managers influence othermembers of the organization to implement the organization's strategies

J. Maciariello[19, с. 42]

Management control is concerned with coordination, resource allocation, motivation, and performance measurement


Так, часть ученых [14, c. 17] отождествляют управленческий и внутренний контроль. В частности, В.Ф. Максимова [15, с. 7] отмечает, что внутренний контроль имеет дело непосредственно с экономическими процессами, использованием ресурсов и получением результатов.

В свою очередь, С.М. Петренко [13, с. 10] трактует внутренний контролькак комплекс контрольных действий, организованных владельцем и руководством предприятия, направленных на достижение цели предприятия с позиции оценкиуправленческой деятельности по различных уровнях управления в части идентификации и снижения риска ведения бизнеса.

По международным подходам [16, с. 9] под внутренним контролем следуетпонимать процесс, осуществляемый советом директоров хозяйствующего субъекта,менеджментом, персоналом и другими, призван обеспечить разумнуюуверенность в соответствии финансовой отчетности и процесса подготовкифинансовой отчетности для внешних целей в соответствии с общепринятыми

принципов бухгалтерского учета.

Таким образом, по сути внутренний контроль направлен именно на предоставление уверенности относительно информации, предоставленной в финансовой отчетности.

Что касается термина «управленческий контроль» то в отечественной литературе практически отсутствуют соответствующие наработки. Отдельные ученые, в частности Н. Выговская, пользуются термином «учет в управлении» [18, с. 365], который определяют как проверку соблюдения и выполнения нормативно поставленных задач,планов и решений. Таким образом, в этом случае речь идет о контроле в целом.

Т.А. Ефимова, Р.А. Савченко [20, с. 107] и В.В. Бурцев [3, с. 33] определенным образом отождествляют управленческий контроль и управленческий учет,поскольку ограничивают его как функцию обеспечивать информативными данными о движении активов и пассивов руководство предприятия.

Общую концепцию учетной информации для управления с учетом отечественной специфики было предложено С.А. Кузнецовой в 2008 г.. [2]. При этом автором было отмечено, что учетная информация должна рассматриваться как информация, генерируемая системой бухгалтерского учета в целом. Соответственноуправленческий контроль должен базироваться на такой информации и предусматривать ееиспользования и трансформацию для принятия управленческих решений.

Российские ученые шире используют термин управленческого контроля [17,19], при этом предлагаемые определения имеют в значительной степени обобщенный характер и могут быть применены к контролю как функции управления в целом.


В свою очередь, в мировой практике [2, с. 46] управленческий контрольрассматривается как процесс с использованием которого менеджер влияет на другихчленов организации с целью внедрения стратегии этой организации. По мнениюДж. Макиарелло [19, с. 42], управленческий контроль является консолидацией с координацией, размещение ресурсов, мотивация и измерения достижений.

Таким образом, можно констатировать, что, в отличие от отечественных исследований в зарубежной теории, существует четкое разделение управленческого контроля ивнутреннего контроля.

Заключение

Итак, большое количество рассмотренных функций управления обусловлено тем, что генезис функций управления, в соответствии с особенностями объектов, которыми управляют, может выполнять различные управленческие действия. Кроме того, реализация сложных функций: планирования, организации, координации, контроля - осуществляются через выполнение многих действий, сами и являются функциями.

Планирование - вид управленческой деятельности, направленный на определение целей, задач управления,содержания управленческой деятельности, ответственных за те или иные мероприятия и сроки их выполнения.

Анализ научно-педагогических источников обнаружил, что большинство ученых такую функцию, какпедагогический анализ, отделяют от функции планирования и рассматривают как отдельную управленческуюфункцию. Управленческий цикл действительно начинается с анализа результатов работы в предыдущемуправленческом цикле, но такой анализ является лишь элементом целеполагания. Именно поэтому и педагогическийанализ и целеполагание можно рассматривать как составляющие функции планирования.

Анализируя функцию прогнозирования, опираясь на научные источники, следует отметить,что прогнозирование - это определение перспективных проблем, которые необходимо решать средствамиуправления, а проблема - это сложное теоретическое или практическое задание. Итак, прогнозирования является, как ипедагогический анализ, элементом определения цели управления, однако, в отличие от педагогического анализа,почти всегда выполняет функцию планирования текущей работы, прогнозирования выполняет функциюперспективного планирования.

По определению сути функции организации, то следует учитывать, что она является составной различных цикловуправления вузом; суть организации невозможно определить без учета суть связанных с ней функцийуправления, а также необходимо принимать во внимание то, что организационная работа имеет три составляющие: текущаяорганизационная работа; организационная работа в рамках других функций управления; организация как функция управления.


Сущность организации как специфической функции управления состоит ворганизационном исполнении решения, создании сети организационных отношений, обеспечивающих целостность,динамизм управляющей системы, органическую, наиболее эффективное взаимодействие ее компонентов. Организацияпредусматривает формирование управляющей подсистемы, способной оптимально влиять на управляемую систему.

Главное в организационной работе - определение роли каждого подразделения, каждого человека в достижении цели;обеспечение эффективного взаимодействия подразделений и людей, объединенных на основе единства цели и единстваорганизации, рационального распределения прав, полномочий и обязанностей, четкого фиксирования правильногоих соотношение.

По функции "организация" начинается деятельность коллектива по выполнению плана работы. Следующимвидом и этапом управленческой деятельности, направленной на обеспечение реализации целей управления, являетсяконтроль.

Контроль - это вид управленческой деятельности, направленный на выявление отклонений фактическихрезультатов управления от предусмотренных, выяснение причин расхождения цели и результатов управления,определения содержания регулирующей деятельности по сведению к минимуму имеющихся отклонений.

Неразвитость механизмов планирования различныхпроцессов очень часто приводит к принятию финансово необоснованных, некомпетентных, популистскихрешений в системе государственного управления. Отметим,что государство не обязательно должна иметь текущийплан, но как объект сопоставления фактических данных должен выступать определенный эталон. Таким эталоном может бытьуровень развития, который удовлетворяет потребности населенияили государства на определенный период времени.

Таким образом, в пределах каждого предприятия контроль может быть в составе управленческого контроля и внутреннего контроля. При этом внутренний контроль направлен на предоставление уверенности пользователей финансовой отчетности на соответствие таких отчетов установленным нормам и правилам. Управленческий контроль является промежуточным звеном между управленческим учетом и менеджментом компании и является действенным инструментом менеджмента спозиции достижения стратегических задач внутри компании.

Список источников

  1. Адизес И. Стили менеджмента – эффективные и неэффективные / Ицхак КалдеронАдизес ; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 199 с.
  2. Бала Чакравати, Питер Лоранж Прибыль или рост? Почему вам нужно делать выбор/ Б. Чакравати, П. Лоранж/ Пер. с англ. Павел Миронов. – М.: Издательство: "BestBusinessBooks", 2012. – 232 с.
  3. Бурцев В.В. Управленческий контроль на предприятии: методология и организация / В.В. Бурцев // Управленческий учет. – 2005. – № 4. – С. 32–35.
  4. Герчикова И.Н. Менеджмент / И.Н. Герчикова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 480 с.
  5. Гомберг Л.И. Значение контроля / Л.И. Гомберг // Счетоводство. – 1897. – № 19. – С. 172–179.
  6. Дафт Р. Л. Менеджмент / Р. Л. Дафт. – СПб : Питер, 2013. – 832 с.: ил. – (Серия “Теория и практика менеджмента”).
  7. Дикань Н.В. Менеджмент: учебное пособие / Н.В. Дикань, И.И. Борисенко. – М., 2006. – 184 с.
  8. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. – М.: Норма – ИНФРА М,2014 – 98 с.
  9. Кричевский Р. Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе./ Р. Л. Кричевский. – М. : Дело, 2013. – 352 с.
  10. Мескон М. Х., Основы менеджмента: Пер. с англ./ М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури – М. : Дело, 2008. – 800 с.
  11. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело. 2018 – 98 с.
  12. Минкберг Г. Стратегический процесс [Текст]/ Г. Минцберг, Дж. Б. Куинн, С. Гошал; пер с англ.; под ред Ю. Н. каптуревского. – СПб.: Питер, 2014. – 688 с.: ил. – (Серия "Теория и практика менеджмента").
  13. Михненко П.А. Основы менеджмента: учебный курс / П.А. Михненко. – М.: МФПУ «Университет», 2012. – 230 с.
  14. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней: учебн. пособие для вузов / Я.В. Соколов. – М.:ЮНИТИ, 1996. – 638 с.
  15. Хессельбайн Ф. О лидерстве. Перевод В. И. Супруна. / Ф. Хессельбайн. – Н. : ФСПИ “Тренды”, 2014. – 184 с.
  16. Цыпленкова М.В. Основы менеджмента: учебное пособие / М.В. Цыпленкова, И.В. Моисеенко, Н.В. Гуремина, Ю.А. Бондарь. – Москва, 2012. – 230 с.
  17. Anthony, R. Management Control Systems / Anthony, R., Govindarajan, V. – Chicago, Mc-Graw-Hill IRWIN, 2007. – 320 р.
  18. Commission Guidance Regarding Management’s Report on Internal Control Over Financial Reporting Under Section 13(a) or 15(d) of the Securities Exchange Act of 1934. SEC Interpretive Guidance. [Электронныйресурс]; Securities and Exchange Commission // Exchange Act Rules 13a-15(f) and 15d-15(f) [17 CFR 240.13a-15(f) and 15d-15(b)], 2007. – Режимдоступу: http:// www.sec.gov/rules/interp/2007/33-8810
  19. Maciariello J.A. Management Control Systems / J. A. Maciariello. – USA, 1984. – 337 p.
  20. Sivon B. Kontrolakosztowdziatalnoscigospodarcej / B. Sivon. – Warszawa: PWE, 1988. – 188 s.