Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие, сущность, состав, классификация расходов на закупку товаров
1.2 Факторы, влияющие на расходы закупки товаров
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ НА ЗАКУПКУ ТОВАРОВ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ НАО «ФИНСИБ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ расходов на закупку в целом по предприятию и по видам товара
2.3 Формы и методы реализации товаров
ГЛАВА 3.ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ НА ЗАКУПКУ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПРОДАЖ
3.1 Оптимизация затрат, механизм управления расходами
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях развития экономики велика роль запасов материальных ресурсов. Они являются одним из факторов, активно влияющих на эффективность работы предприятия. Актуальность темы обусловлена тем, что недостаток материальных запасов ведет к потере рабочего времени, недоиспользованию основных фондов и в конечном итоге к недополучению прибыли от реализации продукции; избыток их свидетельствует о нерациональных затратах общественного труда, выраженных в повышенных расходах финансовых и трудовых ресурсов.
В условиях полной самостоятельности в управлении и ведении хозяйства, распоряжении ресурсами и результатами труда благополучие предприятий различных сфер деятельности во многом зависит от эффективности использования запасов материальных ресурсов. Поэтому вопросы управления расходами на закупку запасов, основанные на научном подходе, приобретают важное значение. Также на расходы по закупке большое влияние оказывает изменение товарооборота, так как с увеличением товарооборота пропорционально снижаются относительные расходы на закупку. А основным резервом роста товарооборота является стимулирование продаж. Следовательно, вопросы формирования запасов, их затрат на закупку и стимулирования продаж компании являются тесно взаимосвязанными.
Целью работы является разработка рекомендации по оптимизации расходов на закупку и стимулировани продаж на примере предприятия. В соответствии с цель в работе необходимо решить следующие задачи:
- Изучить сущность и классификацию расходов на закупку
- Выявить основные факторы, влияющие на расходу на закупку
- Провести анализ деятельности предприятия – объекта исследования с точки зрения системы формирования затрат на закупку и стимулирования продаж
- Внести предложения по оптимизации расходов на закупку и повышение эффективности стимулирования продаж на предприятии
Объектом исследования является НАО «ФинСиб», предметом – процесс закупки и сбыта товаров исследуемой компании.
Работа содержит введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Практическая значимость данной работы предполагает возможность использования ее результатов не только на анализируемом предприятии, но и в деятельности других предприятий сходной сферы деятельности для повышения конкурентоспособности.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие, сущность, состав, классификация расходов на закупку товаров
В соответствии с Положением о составе затрат себестоимость продукции (в торговле — издержки обращения) представляет собой стоимостную оценку материальных, трудовых и других затрат, для целей налогообложения она корректируется с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.
Для оценки направлений использования ресурсов торговой организации традиционно используются статьи затрат. В пункте 8 ПБУ 10/99 "Расходы организации" указано, что для "целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат". Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно. Однако пунктом 10 ПБУ 10/99 установлено, что правила учета затрат на производство продукции, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей устанавливаются отдельными нормативными актами и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету. Таким образом, чтобы не вести параллельный управленческий учет затрат по статьям, целесообразно применять для управленческих целей Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат[18].
В организациях торговли действуют Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания. Также утверждены Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях потребительской кооперации. Данные нормативные акты предусматривают иную номенклатуру статей издержек обращения (расходов на продажу) предприятий торговли, общественного питания, заготовок потребительской кооперации. Затраты торгового предприятия, которые относятся на издержки обращения и которые не учитываются в их составе, в совокупности образуют экономические издержки, т.е. характеризуют суммарную величину затрат.
Главное отличие издержек обращения от себестоимости заключается в том, что в затратах торгового предприятия отсутствует стоимость закупаемых товаров. Торговое предприятие закупает уже произведенные товары, затрачивая средства лишь на доведение их до потребителей. Расходы, не включаемые в издержки торгового предприятия, оплачиваются из его прибыли[12].
По видам затрат издержки обращения подразделяются на элементы и статьи, номенклатура и содержание которых установлены Положением о составе затрат. Группировка затрат по элементам стандартизирована, едина и обязательна для всех предприятий поскольку рекомендуется данным Положением. Затраты объединены в пять основных групп в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты.
Все затраты, учитываемые в составе издержек обращения, как и относимые на финансовые результаты предприятия, отражаются полностью в бухгалтерском учете. В зарубежной практике они называют явными издержками, поскольку принимают форму денежных платежей наряду с явными (бухгалтерскими) издержками могут быть и неявные издержки (в зарубежной экономике они называются имплицитными), т.е. издержки упущенных возможностей (недополученная прибыль) [4].
Торговые предприятия имеют так называемые нормируемые прочие расходы, к которым относятся: затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных фондов, нематериальных и иных внеоборотных активов); командировочные расходы; представительские расходы; расходы на рекламу; затраты на содержание служебного автотранспорта; компенсация за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и др.
По этим статьям суммы затрат относятся на издержки обращения только в пределах лимита, нормы, норматива, устанавливаемых законодательными актами и Минфином РФ, а сверх лимита — на остающуюся в распоряжении прибыль торгового предприятия.
В торговле затраты можно разграничить на дополнительные и чистые, исходя из их экономической природы.
Дополнительные издержки обращения обусловлены продолжением и завершением процесса производства (транспортирование, хранение, доработка, фасовка и другие операции, осуществляемые торговыми предприятиями). Эти затраты входят в стоимость товара и возмещаются трудом работников, занятых в этих процессах[13].
К чистым издержкам обращения относятся расходы, непосредственно связанные с куплей и продажей товаров, учетом денежных средств, поступающих в кассу торгового предприятия, организацией рекламы товаров и т.п. Эти затраты не увеличивают стоимость товара и возмещаются за счет чистого дохода, созданного в сфере материального производства, а также в торговле.
На торговых предприятиях не ведется раздельный учет дополнительных и чистых издержек. Соотношение между дополнительными и чистыми издержками можно выявить по данным специальных выборочных обследований. Оно не может быть одинаковым для всех торговых предприятий, поскольку различны затраты, определяемые типом, товарной специализацией, месторасположением предприятия, объемом и структурой товарооборота, размером торговой площади, численностью занятых работников, величиной собственного основного и оборотного капиталов. Однако мероприятия, направленные на повышение культуры обслуживания населения, предоставление ему различных дополнительных услуг, влияют на увеличение доли чистых издержек. Рост транспортных расходов может привести к увеличению дополнительных издержек.
Номенклатура издержек обращения торговых предприятий значительно шире перечня элементов, которые установлены Положением о составе затрат[13]. Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат определены следующие статьи издержек обращения:
1. Транспортные расходы;
2. Затраты на оплату труда;
3. Отчисления на социальные нужды;
4. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря;
5. Расходы на ремонт основных средств;
6. Износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, других малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
7. Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;
8. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;
9. Расходы на рекламу;
10. Затраты по оплате процентов за пользование займом;
11. Потери товаров и технологические отходы;
12. Расходы на тару;
13. Амортизация основных фондов;
14. Прочие расходы.
Таким образом, в издержки обращения включаются затраты, связанные с основной хозяйственной деятельностью торгового предприятия. Не учитываются в составе издержек обращения затраты непроизводственного и капитального характера, первые из которых должны производиться за счет прибыли предприятия, а вторые включаются в издержки обращения через амортизационные отчисления.
Издержки по формированию запасов складываются из транспортных расходов, затрат на оформление и обработку заказа. К числу последних относятся почтовые и канцелярские расходы, расходы на выполнение учетных операций и др.
Все расходы на закупку можно классифицировать по следующим признакам[5]:
- По типу потребности в закупке (закупка товаров того или иного вида)
- По частоте закупки: однократные расходы, повторные расходы, постоянные (периодические) расходы
- По виду транспортных расходов (при транспортировке на короткие расстояния возможно делать закупки малыми партиями)
- По направлению использования закупки (внутри организации или для клиентов)
- По стоимости (АВС-анализ расходов)
Здесь расходы делят согласно правилу Парето, на 3 группы: группа А – небольшой перечень расходов (5-10 %), дающий до 80 % эффекта от закупки; группа В – 10-25% расходов, дающих 10-15 % эффекта, и 70-80 % расходов, определяющих только 5-10 % эффекта от закупок. Также можно распределить непосредственно сами товары или поставщиков, и всегда будет соблюдаться данное соотношение.
Затраты, связанные с закупкой товаров (доставка приобретенных товаров до собственного склада), можно учитывать двумя способами[17]:
— в себестоимости купленных товаров;
— как отдельный вид расходов в составе издержек обращения.
Выбранный способ нужно закрепить в учетной политике для целей налогообложения и применять не менее двух лет.
В первом случае расходы, связанные с доставкой приобретенных товаров на склад, в налоговом учете должны учитываться как прямые. Ведь стоимость товаров, реализованных в отчетном (налоговом) периоде, учитывается именно в качестве прямых расходов.
Если расходы на доставку компания в стоимость приобретенных товаров не включает, их придется распределять между проданными и непроданными товарами. Для этой ситуации в Налоговом кодексе предусмотрен специальный алгоритм[17]:
— определяют сумму транспортных расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;
— суммируют стоимость товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость остатка непроданных товаров на конец месяца;
— рассчитывают средний процент транспортных расходов как отношение суммы затрат на доставку к стоимости товаров;
— определяют сумму транспортных издержек, которая относится к остатку нереализованных товаров.
С точки зрения логистического подхода затраты на закупку продукции включают расходы по приобретению сырья и материалов, т.е. их стоимость, расходы по оформлению заказа, транспортные расходы, расходы на хранение производственных запасов, издержки на вложенный капитал[9].
Транспортные расходы предприятий представляют собой оплату работ, выполненных транспортными и транспортно-экспедиционными организациями, а также собственным парком автотранспортных средств, а именно оплату тарифов по перевозке всеми видами транспорта, стоимости перевалки и перекачки, отправлений почтой, сборов транспортных организаций за хранение и экспедирование продукции, за погрузочно-разгрузочные работы и др.
Комплекс операций, составляющих содержание процесса хранения, включает в себя приемку продукции по количеству и качеству, погрузочно-разгрузочные работы, перемещение продукции внутри складов и укладка ее на места хранения, наблюдение за состоянием хранящейся продукции, проведение профилактических мероприятий, предупреждающих порчу продукции, обслуживание и обеспечение работы складского оборудования, комплектацию и подготовку продукции к реализации[10].