Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
Агрегированные процессуальные функции включают:организационное программирования управления персоналом; формирование персонала; развитие персонала;оценку и стимулирование персонала.
В состав технологических функций входят:кадровый консалтинг персонал-маркетинг; персонал-контроллинга; информационные персонал-технологии.
И.В. Федорова и А.Ю. Минченкова, систематизируя функции управления персоналом, выделяют общие (планирование, организацию, мотивацию,контроль, координацию) [5, с. 37-44] Технологическиеили процессуальные [5, с. 44-58], и конкретные функции (управление ресурсами, управление процессами,управление результатами) [5, с. 58-59].
Аналогичный подход к определению состава функцийуправления по их разделением на общие и конкретныереализует А.А. Огарков [6, с. 85-88] с той лишь разницей, что общие функции автор называет функциями«Управленческого цикла А.Файоля» [6, с. 82-85]. Крометого, А.А. Огарков дает состав функций руководителя во время работы с персоналом и относит к их числувоспитательную, дисциплинарную, арбитражную, психотерапевтическую,экспертно-консультативную функции [6, с. 453-454].
Итак, с позиций психологии менеджмента формирует четырегруппы функций управления: деятельностно-административные (целеполагание, прогнозирование,планирование, организация, исполнение, мотивации,принятия решения, коммуникация, контроль, коррекция) кадровые (управление персоналом, дисциплинарная, воспитательная, арбитражная, психотерапевтическая)производственно-технологические (оперативного управления,материально-технического обеспечения, инновационная,маркетинговая) производные (синтетические) (интеграционная,стратегическая, представительная, экспертно-консультативная, стабилизационная).
Глава 2. Содержание основных функций и их взаимосвязь
2.1. Планирование
Особое место в управлении занимает стратегическое планирование, что формирует основу для всех управленческих решений. Стратегическое планирование дает возможность проверить ценность любой структуры, ее нынешнее состояние, окружение и факторы, связанные с достижением желаемого будущего.
Наше окружение меняется постоянно во всех аспектах нашей жизни, поэтому стратегическоепланирование является не только реакцией и процессом адаптациик изменениям, но также средством создания будущегоорганизации в контексте этих изменений.
В основу стратегического планирования положены развернутый стратегический анализ, где стратегия в широкомпонимании трактуется как взаимосвязанный комплексмероприятий по повышению жизнедеятельности любогообъекта, а в практическом плане это генеральная долгосрочная программа действий и порядок распределения приоритетови ресурсов любой структуры для достижения целей.
Основные задачи, решаемые при разработкестратегического плана развития любого объекта, связанные с повышением его адаптированности к изменяющимся условиям, а в конечном итоге - с достижением динамическойравновесия в национальной экономике в целом. Стратегическоепланирование - составной элемент стратегического управления, процесс моделирования будущей деятельности наопределенный период. Оно может осуществляться как по мере необходимости, так и регулярно. Кроме того, планирование является основной функцией менеджмента, которая связывает вместе всеуправленческие функции. Без планирования любые структурыне смогут определить свои цели и направления деятельности.
Планирование - это именно тот вид управленческой деятельности,который определяет перспективу и будущее состояние организации,пути и способы достижения целей.
Научная ценность планирования заключается в том, что оно дает возможность заранее сбалансировать влияние общества на социально-экономическую систему, что находит свое отражение в государственном управлении. Крометого, планирование дает возможность взаимосвязывать всеэлементы управления в целенаправленную систему.
Вопросами стратегического планирования занимаются такие известные в этой областизарубежные ученые, как Д. Аакер, И. Ансофф, Ж.-Ж. Ламбен,М. Портер, Р. Дафт[6], П. Друкер, В. Кинг, П. Лоранж,А. Томпсон, А. Стрикленд, А. Фаер, М. Фридман, Б. Трегоу, Б. Чакравати[2], Д. Хан.
Среди российских исследователей следует отметить трудаА. Зуба, И. Герчикова[4], П. Забелина, Г. Парсаданова, А. Стерлин.
Стратегическое планирование - стержневая часть всех систем управления, процесс, посредством которого система приспосабливает свои ресурсы к изменению внешних и внутренних условий. Поэтому государственное управление и планирование находятся в органической взаимосвязи. Планирование - самая общаяфункция управления, которая предшествует всем остальным, определяя природу управления.
Планирование зависит от эффективного анализа внешней среды, объективной оценки собственных ресурсов, требует совместных усилий и участия всех составляющихчастей организации.
Особенно важной эта функция для органов исполнительной власти, когда под давлением внешних факторов передними ставятся неопределенные до конца задачи. Поэтомупланирование в государственном управлении осуществляется нетолько по внешней деятельности административныхорганов, но и по их внутреннего функционирования иорганизационной структуры. Любой орган власти осуществляет свою деятельность на плановых началах.
Сформулированы цели, к которым стремится определенная структура, определение путей достижения поставленных целей,постановка задач перед подразделениями и конкретнымиисполнителями - все это заодно и характеризует в широком смысле сущность функции планирования.
Содержание процесса стратегического планирования заключается впоиске ответов на три важных вопроса:первое - где организация (структура) находится вопределенный момент времени (состояние, какая ситуация)?второе - чего она хочет достичь (куда направляется)?третий вопрос - как такой структуре достичь поставленной цели?
В частности, Питер Лоранж определяет процесс стратегического планирования как «такой, что обеспечивает нововведения и изменения в организации в достаточной степени» [18].
Автор выделил четыре основных вида стратегического планирования, а именно: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация, организационно-стратегическое предвидение [18].
Планирование - наиболее динамичная функция, поэтомуона должна выполняться профессионально и постоянно сцелью обеспечения надежной основы осуществления другихвидов управленческой деятельности (стратегического управления). Фактически, стратегическое управление объединяет нескольковидов управленческой деятельности: прогнозирование, распределениересурсов, адаптацию к среде и внутреннюю координацию, которые находят свое отражение в детальном комплексном плане.
2.2. Организация
Организация как функция управленияобеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой организацииФункция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера иисполнителей. Поскольку всю работу выполняют люди, функция управлениякак организация позволяет определить, кто именно должен выполнятькаждое конкретное задание из большого количества заданий и какие дляэтого потребуются средства.
При организации в менеджменте определяются структура организации иусловия для обеспечения функционирования организации (обеспечениеперсоналом, материалами, финансовыми и другими ресурсами).
Таким образом, организация как функция менеджмента включает в себядве составляющие:
– организационное проектирование;
– организация процесса работы.
Организация как функция управления состоит в установлениипостоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениямиорганизации, определении порядка и условий ее функционирования. Этопроцесс объединения людей и средств для достижения поставленныхорганизацией целей.
2.3. Лидерство (руководство)
Руководство - это вид управленческой деятельности, на основе власти обеспечивает выполнение функций менеджмента, формирование методов менеджмента и их трансформацию в управленческие решения путем использования коммуникаций.
Общими для лидера и руководителя есть возможность, влиять на поведение других людей или на ситуацию с помощью различных средств: авторитета, принуждения, экономических, социально-психологического механизмов.
Стиль руководства - это стиль поведения руководителя в отношении своих подчиненных, который меняется в зависимости от ситуации, охватывает субъективно-психологические характеристики руководителя и является направленным на достижение поставленных задач. Чаще всего определение стиля руководства сводятся к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления. Социальная психология и менеджмент говорят о том, что для большинства подчиненных при получении распоряжений от менеджера большое значение имеют такие факторы, как тон, манера поведения руководителя, конкретные слова. Очень важно учитывать и подбирать роли, которые соответствуют профессионализма для каждого работника индивидуально. Из таких факторов складывается конкретный стиль руководства.
Руководитель должен быть психологом, потому что правильно выбранный стиль руководства повышает качество и результативность работы, влияет на результаты деятельности коллектива.
Поведение руководителя, его умение управлять подчиненными создает здоровый климат в коллективе, способствует развитию творческой инициативы работников, что в конечном итоге дает не меньше производственный эффект, чем автоматизация труда.
Роль стилей руководства велика, так как они влияют на показатели деятельности организации, психологический климат в коллективе, исполнительную дисциплину.
Вопрос о сущности лидерства интересовало многих исследователей. Несмотря на определенныеразногласия, большинство авторов (М.Виноградский, М.Солодкова, В.Сакович) поддерживаютмнение, что лидерство - это способность благодаря личным качествам влиять на поведениеотдельных лиц с целью сосредоточения их усилий на достижение целей организации.
Следовательно, можно утверждать, что "лидерство" как тип управленческих отношений,отличается от понятия "руководство". Руководство и лидерство являются двумя отличными, новзаимодополняющими системами, каждая из которых имеет свои функции и характерные видыдеятельности, причем обе являются необходимыми составляющими управления какой - либо организации.
Проблемы, которые стоят сегодняперед предприятиями, организациями непосредственно связаны с вопросами лидерства ируководства. Проблемы, связанные с эффективным управлением и рациональнымиспользованием власти также требуют глубокого изучения феноменов лидерства ируководства[2].
Руководство является связующим функцией менеджмента и пронизывает все управленческие процессына предприятии. Методы менеджмента каждого руководителя имеют свое поле применения,свои недостатки и преимущества, которые могут проявляться в зависимости от ситуации в группе работников [4].
Руководство и лидерство являются двумя отличными, но взаимодополняющими системами, каждая изкоторых имеет свои функции и характерные виды деятельности, причем обе необходимысоставляющими управления любой организации.
2.4. Контроль
Отправным шагом исследования является четкое понимание сущности контроля как экономической дефиниции [18]. Проведенный предварительный анализ специальной литературы, результаты которого приведены в табл. 1, позволил констатировать следующее.
Таблица 1
Определение термина «контроль» в специальной литературе
Источник |
Определение |
М.Д. Коринько |
Контроль как функция управления обеспечивает выяснения целесообразности и законности использования инвестиционных, материальных, трудовых и других ресурсов, а также проверку обоснованности планирования, организации осуществления и соответствия фактического выполнения работ плановым объемам |
Н.В. Дикань [7, с. 82] |
Контроль - Фундаментальный элемент процесса управления. Ни планирование, ни создание организационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью отдельно от контроля Действительно, почти все эти процессы являются неотъемлемым частями общей системы контроля в определенной организации. Виды контроля имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтоб фактически полученные результаты были как можно подобны таковым, которые требуются |
Л.И. Гомберг [5, с. 175] |
Контроль предназначен для исследования того, насколько исполнение соответствует установленным требованиям, то ли эти последние продиктованы законодательством, обычаем или просто здравым смыслом |
М.В. Цыпленкова [16, с. 25] |
Контроль (организационный / управленческий контроль) - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей; постоянное сравнение, что есть, с тем, что должно быть |
П.А. Михненка [13, с. 25] |
Контроль - это одна из функций менеджмента, которая состоит в сравнении результатов работы с планами, нормами и стандартами, а также - в устранении возникающей отклонений. Контроль - фундаментальный элемент процесса управления. Контроль – это количественная и качественная оценка и учет результатов деятельности организации |
О.К. Шинкевич |
Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации |
З.В. Гуцайлюк |
Контроль в широком смысле - это процесс, который должен обеспечить соответствие функционирование объекта управления принятым управленческим решениям и направленный на успешное достижение поставленной цели |
Л.В. Гуцаленко, В.А. Дерий, Н.Н. Коцупатий |
Сущность контроля заключается в осуществлении целенаправленного воздействия на объекты управления, предусматривающего систематическое наблюдениеза их деятельностью для выявления отклонений от установленных норм, правил, требований или задач в процессе их выполнения |
В.А. Шевчук |
С управленческой (кибернетической) точки зрения контроль можно интерпретировать как функцию, подсистему, процесс менеджмента и дать соответствующие определения |
Я.В. Соколов [14, с. 25] |
Контроль обязывает анализировать информацию о хозяйственной деятельности, трансформируя учетные данные к уровнюпользователей. При наличии существенного количества различных толкований уже в течение многих веков в общем понимании контроль рассматривается как проверкасоответствия фактических результатов желательным. |